Конспект НОД в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

В конспекте содержится описание открытого занятия в сташей группе по теме "Зимующие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichki.odt18.04 КБ
Файл ptichki.odt18.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Основная общеобразовательная программа ДОУ: «От рождения до школы»   Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Тема НОД: «Зимующие птицы»

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи

Обучающие: расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).

Развивающие:  развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую речь.

Воспитывающие: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование

Демонстрационный материал: мольберт, картинки с изображением птиц, письмо.

Предварительная подготовка к НОД:

Беседы с детьми о зимующих птицах.

Рассматривание альбома «Птицы».

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Отгадывание загадок о птицах.

Разучивание физкультминутки «Скачет шустрая синица».

Чтение стихотворений, художественных произведений  по данной теме.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель стоит в кругу вместе с детьми и обращается к детям:

- У нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся! Сегодня на улице … (светит солнце, тепло, светло или пасмурно). А (И) у нас в группе (тоже) тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость. А теперь я предлагаю вам начать нашу интересную беседу.

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, на конверте изображен жираф,  значит, оно адресовано вам, ребятам старшей группы. Давайте посмотрим, что там? Читаю.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

- Правильно, о зимующих птицах.

  • Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). 
  • О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
  • Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

  • Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

- Слово «снегирь» связано со словом «снег»?

  • Чем питаются снегири?

-Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Картинка с изображением голубя помещается на мольберт.

Воспитатель спрашивает:

- Какой окрас у голубя?

- Чем питаются голуби?

Воспитатель рассказывает интересный факт: «А вы знаете, ребята, что голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг- скок,

Завертелась как волчок

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири

Тень-тень-тень!

-Отдохнули? А теперь давайте продолжим.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери птицу».

-Молодцы, ребята,  обе команды справились со своим заданием.

А теперь продолжим нашу выставку.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Детям предлагается ответить на вопросы:

- Какой окрас у дятла?

-Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?

Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу.

-Также зимовать с нами остаются ворона, воробей, клёст. Добавляет картинки на мольберт.

А теперь у меня для вас есть ещё одна игра.

Игра «Какая птица улетела? »

- Посмотрите внимательно, сколько птиц у нас на доске, а теперь раз, два, три  – не смотри (Педагог убирает одну картинку).
 Раз, два, три –  смотри. (Игра повторяется 2-3 раза.)

  • Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к нам вернутся, когда мы повесим им кормушки.
  • Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?
  •  Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вы можете с родителями сделать кормушки и принести их в детский сад. Мы  их повесим и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

 

Дети входят, здороваются, встают в круг вместе с воспитателем.

Дети садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

Выходит ребёнок, загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).

Ответы детей о синице.(Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).

Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(Снегири)

Дети отвечают на вопросы.

 (Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка)

(Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых  яркие птицы почти не едят)

Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

(Питается семенами растений, зерновыми культурами).

Дети выполняют физкультминутку вместе с воспитателем.

Прыжки на месте на двух ногах.

Прыжки на левой ноге.

Прыжки на правой ноге.

Кружатся на месте.

Присели.

Встали, наклоны головы вправо – влево.

Прыжки на левой ноге на месте.

Прыжки на правой ноге.

Прыжки на месте на двух ногах.

Дети делятся на 2 команды и составляют разрезанное изображение птицы.

Выходит ребёнок, загадывает загадку.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

(У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

(Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Дети называют птицу.

Дети закрывают глаза, потом открывают и отгадывают, какую птицу убрали.

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

 Основная общеобразовательная программа ДОУ: «От рождения до школы»   Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Тема НОД: «Зимующие птицы»

Цель: уточнить представления детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.

Задачи

Обучающие: расширять представления детей о птицах (где живут, как зимуют).

Развивающие:  развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую речь.

Воспитывающие: воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Оборудование

Демонстрационный материал: мольберт, картинки с изображением птиц, письмо.

Предварительная подготовка к НОД:

Беседы с детьми о зимующих птицах.

Рассматривание альбома «Птицы».

Наблюдение за птицами во время прогулок.

Отгадывание загадок о птицах.

Разучивание физкультминутки «Скачет шустрая синица».

Чтение стихотворений, художественных произведений  по данной теме.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель стоит в кругу вместе с детьми и обращается к детям:

- У нас на занятии гости, давайте с ними поздороваемся! Сегодня на улице … (светит солнце, тепло, светло или пасмурно). А (И) у нас в группе (тоже) тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость. А теперь я предлагаю вам начать нашу интересную беседу.

- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, на конверте изображен жираф,  значит, оно адресовано вам, ребятам старшей группы. Давайте посмотрим, что там? Читаю.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)

- Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

- Правильно, о зимующих птицах.

  • Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). 
  • О зимующих птицах мы будем разгадывать загадки, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
  • Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята.

Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.

  • Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.

- Слово «снегирь» связано со словом «снег»?

  • Чем питаются снегири?

-Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Картинка с изображением голубя помещается на мольберт.

Воспитатель спрашивает:

- Какой окрас у голубя?

- Чем питаются голуби?

Воспитатель рассказывает интересный факт: «А вы знаете, ребята, что голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг- скок,

Завертелась как волчок

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири-тири

Тень-тень-тень!

-Отдохнули? А теперь давайте продолжим.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери птицу».

-Молодцы, ребята,  обе команды справились со своим заданием.

А теперь продолжим нашу выставку.

Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.

Детям предлагается ответить на вопросы:

- Какой окрас у дятла?

-Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?

Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Воспитатель показывает птицу.

-Также зимовать с нами остаются ворона, воробей, клёст. Добавляет картинки на мольберт.

А теперь у меня для вас есть ещё одна игра.

Игра «Какая птица улетела? »

- Посмотрите внимательно, сколько птиц у нас на доске, а теперь раз, два, три  – не смотри (Педагог убирает одну картинку).
 Раз, два, три –  смотри. (Игра повторяется 2-3 раза.)

  • Ребята, посмотрите все птицы разлетелись, но они обязательно к нам вернутся, когда мы повесим им кормушки.
  • Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?
  •  Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вы можете с родителями сделать кормушки и принести их в детский сад. Мы  их повесим и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

 

Дети входят, здороваются, встают в круг вместе с воспитателем.

Дети садятся на стульчики.

Дети отгадывают загадку.

Ответы детей.

Выходит ребёнок, загадывает загадку:

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица).

Ответы детей о синице.(Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям. Зимой птица ест все: хлеб, зерна, сало, крупу).

Выходит ребёнок, загадывает еще загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…(Снегири)

Дети отвечают на вопросы.

 (Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка)

(Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых  яркие птицы почти не едят)

Выходит следующий ребёнок, загадывает загадку.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

(Питается семенами растений, зерновыми культурами).

Дети выполняют физкультминутку вместе с воспитателем.

Прыжки на месте на двух ногах.

Прыжки на левой ноге.

Прыжки на правой ноге.

Кружатся на месте.

Присели.

Встали, наклоны головы вправо – влево.

Прыжки на левой ноге на месте.

Прыжки на правой ноге.

Прыжки на месте на двух ногах.

Дети делятся на 2 команды и составляют разрезанное изображение птицы.

Выходит ребёнок, загадывает загадку.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

(У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

(Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Дети называют птицу.

Дети закрывают глаза, потом открывают и отгадывают, какую птицу убрали.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы зимой. Снегирь."

конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада...

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"

Конспект занятия в старшей группе "Птицы прилетели"...

план -конспект по ФЦКМ старшая группа «Птицы – наши пернатые друзья»

laquo;Птицы – наши пернатые друзья»Цель: систематизировать и закрепить знания детей о птицах; расширить словарный запас, развивать речь. Воспитывать бережное отношение природе.Матери...

Конспект НОД в старшей группе "Птицы Крыма"

Конспект НОД в старшей группе "Птицы Крыма"...

Конспект занятия в старшей группе " Птица счастья"

Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему:«Птица счастья»                        ...