Комплексное занятие в старшей группе: «На море-океане, на острове Буяне».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Карпова Надежда Николаевна

Комплексное занятие по развитию творческо-речевых способностей у детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_zanyatie.docx456.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию

творческо-речевых способностей у детей старшей группы:

«На море-океане,  на острове Буяне».

Программное содержание: 

- Развивать интерес к художественной литературе; формировать эмоциональное отношение к произведению; воспитывать любовь к поэзии Пушкина. Упражняться в подборе определений, расширять словарный запас.

-  Развивать музыкальную память через узнавание мелодий, относящихся к определенному образу, используя сопровождение литературных произведений музыкальным произведением (опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…») способствовать повышению эмоционального восприятия и более глубокому проникновению в художественный образ.

-Закреплять навыки счета в пределах 10 и обозначения порядкового номера, способствовать накоплению сенсорного опыта, используя построение плоскостных фигур из разрезных частей.

- учиться создавать образную картину, применяя, полученные ранее навыки. Упражняться в вырезании симметричного узора из ватного диска, сложенного вдвое, красиво располагать изображение на листе.

- Упражняться в построении в одну шеренгу, в беге врассыпную по сигналу воспитателя; развивать ориентировку в пространстве.

- закреплять навыки распознавания насекомых по их внешнему облику, знания их названий и  способов передвижения.

Предварительная работа: 

- Чтение 5-и сказок А.С.Пушкина:

1. «Сказка о царе Салтане…»;

2. «Сказка о рыбаке и рыбке»;

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

4. «Сказка о попе и его работнике Балде»;

5. «Сказка о золотом петушке».

- Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Материал: портрет А.С.Пушкина, картины с изображением царевны Лебеди, карточки с цифрами от 1 до 10 (2 экземпляра, мешочек с шариками из фольги и мешочек с плоскими фигурами круга, разрезанными по принципу «Ключ-замок»); столы, подносы с ножницами и ватными дисками, клей и кисточки для клея, клеёнки  для работы, ноутбук, проектор, видеозаписи: мультфильм «Сказка  о царе Салтане…» и аудиозаписи: музыка Римского-Корсакова – увертюра «3 чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане…», шум моря, звуки природы, ватман, тонированный в голубой цвет. картинки с изображением (10 – Царевна лебедь, 10 –33 богатыря, 10 – белочка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы очень любите сказки? Я предлагаю вам сегодня отправиться в  гости к сказке. Согласны?.....

                            Для начала встанем в круг,

                            Сколько радости вокруг!

                            Мы все за руки возьмемся,

                            И друг другу улыбнемся.

                            Мы готовы поиграть,

                             Можно встречу начинать!

Чтобы  в сказку нам прибыть ,

 Нужно море переплыть.

А в море сказочные волны…

И острова загадок полны…

Давайте встанем друг к другу поближе и скажем вместе такие слова:

«Море волнуется раз,

 море волнуется два,

море волнуется три …

Сказка, мы в гости пришли!»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Сегодня мы побываем в   чудесной  сказке, которую написал замечательный русский поэт. Догадайтесь, о каком поэте идет речь?

                                   Много сказок сочинил

                                  В лукоморье путь открыл –

                                  В страну, где с чудесами

                                  Встречаемся мы с вами.

Это Александр Сергеевич  Пушкин

На экране появляется изображение портрета А.С.Пушкина.

Воспитатель: Какие вы знаете сказки Александра Сергеевича  Пушкина?

Сегодня я предлагаю вам,  отправится в  одну из сказок А.С. Пушкина.

А в  какую сказку мы приплыли, посмотрите (видео мультфильм)

Три девицы под окном пряли поздно  вечерком

(Ответы детей «Сказку о царе Салтане…»).

- Какие герои живут в этой сказке?

 Кто из героев вам понравился больше?

 Почему?

- Расскажите, как получилось, что молодая царевна с сыном оказалась на незнакомом острове.

-  (Ответы детей).

- Кто сделал это и почему?

- Как вы думаете, почему Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха подменили письма царя и царицы?

- Какими были Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха в сказке? (Жадные, скупая, злые, завистливые, вредные, сварливые, ворчливые). Объясните, как вы это поняли?

- Каким вам показался Царь Салтан?

 Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?

 Игра «Какой»

Царь добрый а Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха злые……

Коршун черный, а царевна Лебедь…

Князь Гвидон молодой, а царь Салтан…

Коршун большой, а комар…

Ручеек маленький, а море….

У комара нос длинный, а у мухи….

- Кем приходится царь Салтан  князю Гвидону?

 Ответы детей: отцом.

(картинки насекомых на столе)

 Воспитатель:

- В каких насекомых превращался в сказке царь Гвидон?

 (звуки насекомых)

- Эти насекомые прислали нам свои песенки, давайте послушаем.

 - Как вы думаете, какое насекомое мы сейчас слышим?

- А это чей голос?

- Какой голос у комара? (тонкий, высокий)

- А какой голос у шмеля?(…, низкий)

Давайте попробуем им подпевать

имитация - звуков  произношение  звука З в разных тональностях).???

- А как выдумаете, почему царевна Лебедь не превратила князя Гвидона в муравья? 

Ответы детей.

Воспитатель:

 - В сказке  есть чудеса?  Какие?:

1 чудо: (видео)

      «В свете ж вот какое чудо…»

«Остров на море лежит

Град на острове стоит

С златоглавыми церквями

С теремами и садами …

Ель растет перед дворцом…»

Воспитатель:

- Посмотрите, белочка прислала нам 2 мешочка и просила проверить – не потерялось ли что из них.

Задание: Подсчитать, сколько орешек было у белочки (собирание золотых скорлупок  (плоская фигура круга), подсчет ядер, больше - меньше и на сколько). Спрятать 1 орешек. Обратить внимание детей на блестящий предмет.

Все у белочки в порядке, слуги ее  охраняют надежно!

      2 чудо: (видео)

    «Там еще другое диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой

Хлынет на берег пустой

Расплеснется в скором беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя 33 богатыря

И той страже нет надежней

Ни храбрее, ни прилежней …»

Воспитатель:

- Какими были в сказке 33 богатыря?

 Давайте с вами поиграем и представим, что мы тоже богатыри, построимся в 2 шеренги, посчитаемся по порядку и получим свой порядковый  номер. Я буду произносить слова, а вы произвольно двигаться. Как только вы услышите сигнальное слово «стоят», быстро встаете на свое место. Побеждает та команда, которая построится правильно первой.

- Подвижная игра  по типу «Море волнуется..»

Построение в две шеренги после произвольных движений на скорость.

 Сигнальное слово СТОЯТ.

Встать правильно  так,  как стоял изначально.

(Звучит аудиозапись «Шум моря».).

Воспитатель:

Море вспенилось бурливо

Разбросало всех игриво

Вдруг затихло все и вряд

Все богатыри стоят.

Воспитатель: Еще поиграем?

(Игра повторяется 2 раза)

3 чудо: (видео)

Воспитатель:

«За морем царевна есть

Что не можно глаз отвесть

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава,

А как речь то говорит

      Словно реченька журчит»

А как вы думаете, что значит: выступает словно ПАВА? Пава – это птица павлин, с большим, красивым хвостом, который она распускает словно веер. Ну, а в народе это слово применяется к

женщине с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой.

Задание: Узнать музыкальную картинку.

Воспитатель: «Композитор Римский-Корсаков нарисовал три чуда музыкальными звуками». Давайте послушаем эти музыкальные картины и попробуем угадать, какое это чудо. На столах у вас лежат картинки с изображенными на них чудесами. Вы слушаете музыку и поднимаете  карточку с чудом, изображенным композитором.

 (Музыкальные чудеса из оперы «Сказка о царе Салтане…» Н.А. Римского-Корсакова. Слушание увертюры. Детям раздаются разные картинки: белка, 33 богатыря, Царевна - лебедь).

Воспитатель: многие художники захотели запечатлеть дивную красоту царевны Лебеди. А вот художник Михаил Врубель нарисовал  принцессу Лебедь вот так:

Рассматривание картины «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля.

 Давайте с вами тоже попробуем создать дивный образ этой красавицы.

Аппликация «Царевна Лебедь» из ватных дисков. Коллективная работа.

- сложение ватного диска пополам,

- вырезывание треугольных частей (создание пера),

- приклеивание пера на лист бумаги голубого цвета.

Воспитатель:Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась!  Мы возьмем ее с собой на память и покажем нашим родителям. А сейчас нам пора возвращаться назад в группу. Понравилось вам в гостях у сказки? Значит, мы с вами обязательно еще не один раз придем к ней в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

Комплексное занятие в старшей группе "Сохрани свое здоровье"

Занятие о вредных привычках, о том как важно беречь и сохранять свое здоровье....

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Весна пришла»(подготовительная группа)

Цели. • Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. • Развивать речь детей, воображение, логи...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие по островам»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. -поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание поиграть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопом...

Итоговое комплексное занятие в старшей группе «По дорожкам радуги в подготовительную группу».

Составила: Иванова Евгения Анатольевна (воспитатель высшей квалификации)...

Итоговое комплексное занятие в старшей группе " Морское путешествие по сказочным островам"

закрепление полученных знаний и умений, которые дети получили в течение учебного года....