речевое развитие
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая группа)

Шабалина Татьяна Александровна

Развитие речи основа основ каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_shabalina.docx60.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Защищена с оценкой _______________

Протокол № ____ от _______________

Курсовая работа

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

студентки  группы 12а

очно-заочного отделения

Шабалиной Татьяны Александровны

специальность 440201

«Дошкольное образование»

Руководитель

Иванова Ирина Евгеньевна

Санкт-Петербург

2018


Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1.Закономерности развития речи у детей раннего возраста………………..6

2.Характеристика речи детей 2-3 лет………………………………….........13

3.Виды совместной образовательной деятельности как средства развития речи малышей……………………….. ……………………………………….16

4.Особенности организации совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста в процессе занятий по развитию активной речи ……………………………………………………...................19

Заключение……………………………………………………………………23

Список литературы……………………………………………………………24

Приложение…………………………………………………………………...26

Введение

Актуальность темы курсовой работы

Одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь. Речь – это не только слова, произнесённые вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослым. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость словв конкретные действия, или «единство слова и дела», - очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; здесь требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приёмов, активизирующих речь детей. Важно только, чтобы все эти приёмы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были специальные занятия по развитию речи.

Несмотря на важность выделенной проблемы, в практике работы педагогов ДОУ с малышами отмечается недостаточное внимание к созданию условий, способствующих развитию активной речи у детей:

- мало внимания уделяется индивидуальному общению с каждым ребёнком;

- взрослые не всегда включаются в речевое взаимодействие с детьми в процессе самостоятельной деятельности детей;

- отсутствует система в организации специальных игр-занятий с малышами.

        Всё это приводит к задержке в развитии активной речи у детей.

Цель исследования – теоретическое изучение проблемы развития активной речи детей раннего возраста в процессе организации совместной образовательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить закономерности развития речи у детей раннего возраста.

2. Познакомиться с характеристикой речи детей 2-3 лет.

3. Рассмотреть виды совместной организованной деятельности, направленные на развитие активной речи малышей.

4. Изучить особенности проведения разных игр-занятийдля развития активной речи детей.

Словарь основных понятий

Речь – способность говорить, говорение.

Активная речь – устная или письменная коммуникация детей дошкольного возраста.  

Развитие речи – комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Совместная образовательная деятельность – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Дидактические игры  – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Упражнения – специально созданное учебное задание, целью которого является формирование умений и навыков, а также их дальнейшее совершенствование.

  1. Закономерности развития речи у детей раннего возраста

Развитие детской речи до трех лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап – делится на период гуления и период лепета - от рождения до 1 года,

2) дограмматический этап первичного освоения языка – то 1 года до 2 лет;

3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребенка.

Для того, чтобы овладеть языком, (понимать его и общаться на нем), ребенок должен, во-первых, находиться в так называемой «языковой среде», т.е. иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова.

«Критическим» периодом развития речи ребенка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Предречевой период включает в себя первые месяцы жизни младенца, когда он издает крик-плач. Это свидетельство эмоциональной реакции, связанной с каким-либо дискомфортом, неудовольствием, физиологическими потребностями. На втором, третьем месяце можно по крику определить причину беспокойства ребенка. Среди причин может быть голод, холод, мокрые подгузники и пеленки и т.д.

С 10-12 недель появляется хныканье, которое также является отражением младенческого неудовольствия.

В трехмесячном возрасте при контакте со взрослыми ребенок оживляется, издает звуки.В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса.

К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

К 8 месяцам появляется повторение одинаковых слогов, например, «ба-ба», «да-да», «па-па». В речи ребенка используются звуки:  п, б, м, г, к, э, а. 

К 10 месяцаммалыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»). К году ребёнок начинает пользоваться 10-12 словами, которые также носят  лепетный, звукоподражательный характер.

Второй год жизни – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к выполнению словесных поручений взрослого, включающих несколько действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках. Понимание речи детьми от 1 года 6 месяцев – 1 года 8 месяцев значительно опережает развитие у них активной речи. Однако при правильном воспитании и здесь наблюдаются серьезные сдвиги. Благодаря развитию подражания запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200-300; в речи детей появляются короткие фразы, ребенок пользуется словами по разнообразным поводам, развивается речь как средство общения со взрослым.

Развитие понимания речи

Развитие понимания речи идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и название действий. Это те, которые он проделывает сам или наблюдает неоднократно, как их выполняют взрослые, при условии, что они обозначаются словами.

Следует обращать внимание детей, особенно после 1 года 6 месяцев, на качества, состояние, назначение некоторых предметов: «Посмотри, у меня маленький мячик, а у тебя большой», «Арбуз красный и сладкий». Сами дети на втором году жизни эти признаки еще назвать не могут.

Положительной предпосылкой, способствующей формированию и усложнению понимания речи, является совершенствование ориентировочной деятельности.

Теперь ее могут вызывать соответствующие слова взрослого: «Посмотри вот то-то», «А где у нас петушок?», «Поищи, где мишка. Нет, это не мишка, это зайка. А где мишка?».

Когда условия ориентировки и дифференцирования усложняются, зта связь у детей 1 года 8 месяцев – 1 года 10 месяцев может быть непрочной, неустойчивой. Дети нередко ошибаются, если, например, новые предметы, которые раньше им показывали только поодиночке, теперь нужно отыскать среди многих других предметов и игрушек или если ребенку предлагают отыскать требуемый предмет среди других сходных с ним по внешнему виду, отличить предметы со сходно звучащими названиями.

Нужно добиваться, чтобы дети узнавали предмет в разнообразной, даже сложной обстановке. Важно, чтобы они понимали, что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие (надень кольцо на стержень, надень тапки, шапку). Необходимо учить детей, особенно после 1 года 6 месяцев – 1 года 8 месяцев, различать предметы, сходные по внешнему виду или со сходно звучащими названиями. Сами дети в этот период произнести слово фонетически точно еще не могут.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это основное свойство, характеризующее речевую деятельность. «Слово всегда относиться не к одному какому-нибудь предмету, а к целой группе предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает и с психологической точки зрения значение слова прежде всего представляет собой обобщение…»

Для детей от 1 ода до 2 лет 6 месяцев Н.Х.Швачкиным установлены три стадии развития обобщения.

1. Наглядное обобщение, т.е. группировка предметов по наиболее ярким внешним признакам, чаще всего цветовым. На этой стадии на вопрос «Покажи, где утюг?» ребенок указывает на все красные предметы, так как  утюг, который ему демонстрировали в первый раз, был красный.

2. Вторая ступень обобщения (слова-имена) характеризуется тем, что ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление о данном предмете. На этой стадии дети относят название только к тому предмету, с  которым активно действуют. Разученное название не переносится на другой предмет, если он изменен по цвету и размеру.

3. В конце второго, начале третьего года жизни дети овладевают способностью узнавать знакомые предметы, объекты (лошадку, птичку, шапку и др.) в натуральном виде, игрушках, на рисунках независимо от величины, цвета, формы.

Так возникает истинное обобщение.

Пока способность обобщения находится на уровне второй стадии, ребенок часто обозначает предмет другим названием на основе вычленения случайных, несущественных признаков (цвета, деталей формы, материала и т. п.) и игнорирует признаки, характерные для данной категории предметов. Например, называет «киса» все мягкое, пушистое.

Процесс обобщения в раннем возрасте во многом зависит от способа познания. В раннем возрасте познание ребенка идет в основном от предмета к слову. У детей 3-7 лет наблюдается обратный процесс: речевое познание идет в основном от слова к предмету.

Способность обобщения у детей второго года жизни выражается в том, что слово ассоциируется не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обозначать все предметы данной категории, несмотря на различия по цвету, форме, величине. Дети узнают предметы, если они даны в виде модели, игрушки или картинки.

Благоприятными предпосылками для развития у детей (особенно в возрасте от 1 года 10 месяцев) функции обобщения является формирующееся в процессе общения со взрослым понимание речи, а главное – умение обозначить предмет словом и проделать с ним разнообразные действия.

Нельзя ограничиваться показом  только одних предметов. Ведь умение узнавать предмет на рисунке – тоже одна из сторон способности обобщения, формирующаяся в этом возрасте.

Полноценного и разностороннего развития речи на втором и третьем году жизни  можно добиться только комплексным использованием натуральных предметов и картинок.

После 1 года 6 месяцев дети начинают понимать разговор взрослого о прошедших событиях, связанных с их личным опытом, например: «Сегодня на прогулке кормили птичек. Оля дала птичкам хлеба».

Речь взрослого для ребенка второго года жизни становится основым регулятором поведения.

Развитие активной речи

Помимо произнесения осмысленных слов в разнообразных ситуациях, у детей в самостоятельной деятельности наблюдается как бы «игра в слова». К концу второго, а особенно на третьем году жизни, эта игра превращается в словотворчество.

Активно увеличивается количество слов, которые дети используют при взаимодействии с взрослым. Число произносимых ребенком слов к 1 году 6 месяцам составляет примерно 30, а к концу второго года жизни увеличивается до 300-400 слов. Появляется все больше слов, обозначающих не только предметы и действия, но и доступные пониманию детей качества и отношения между предметами, например наречия (там, здесь, где, тут, туда и др.), отдельные прилагательные (большой, маленький, плохой, хороший), слова звукоподражания ( му-му, би-би) заменяются правильными (корова, машина).

Слова детей второго года жизни несовершенны в фонетическом отношении. Вплоть до четвертого года жизни отмечаются пропуски звуков (машина - «атина), уподобление их друг другу, замена одного звука другим (беги – «беди»), при овладении новым согласным звуком наблюдается его смягчение в связи с излишней напряженностью мышц. Эти особенности считаются физиологическими, допустимыми, поскольку в основе их лежит несовершенство речевого аппарата и слуха.

Точных нормативов правильного произношения в раннем возрасте пока нет. Однако исследования показывают, что первыми в онтогенезе появляются губно-губные звуки п. б, м. Это связано с безусловным сосательным рефлексом, который способствует развитию губных мышц. Звуки п.б.м произносятся детьми без труда и правильно в 90% случаев.

Из группы передних задних небно-язычных звуков легко произносятся т, д, к, г. Большинство детей правильно произносят губно-зубной звук в, переднее небно- язычное н и мягкое ль.

При благоприятных условиях воспитания у детей к двум годам наблюдается правильное произнесение звуков з, с, ц, ф, х (30 – 50% случаев) и единичные, не закрепленные в последующем факты произнесения шипящих. Однако большинство детей овладевают произношением  свистящих и шипящих звуков на более поздних этапах развития.

К двум годам ребенок начинает произносить любые слова, но часто пропускает отдельные звуки, сокращает слоговую структуру слова.

Несовершенное произношение слов в раннем возрасте определяется факторами внутреннего порядка (особенности развития, состояние здоровья) и внешнего (условия жизни, воспитания). К числу особенностей развития относится несовершенство слуха и речедвигательного аппарата.

Вначале слова у ребенка имеют смысл предложения. Возглас «мама» в одних случаях обозначает «возьми на руки», в других – «дай игрушку». Слова-предложения состоят из существительных или названий действий («бай-бай» - спать, «пруа» - гулять, бах» - упала идр.). Этап безраздельного господства слова-предложения продолжается приблизительно от 1года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев. Постепенно в речи детей появляются двухсловные предложения, и к 1году 10 месяцам они дополняются трех- и четырехсловными. В конце второго года жизни появляются восклицательные и вопросительные предложения. Причем вопрос, как правило, выражается интонацией: «Ия кусяя?» (Ира кушала?), «Мама купия кафетю?» (Мама купила конфету?). вопросительные слова встречаются редко («это что?», « де паток?», «баба куда падет?»).

В конце второго года жизни ребенок начинает правильно употреблять единственное и множественное число существительных, в его речи появляются именительный, родительный и винительный падежи, а также суффиксы уменьшительности. Глаголы встречаются в настоящем, прошедшем времени, повелительном наклонении и инфинитиве.

Таким образом, первые два года жизни ребёнка являются базой для усвоения речи на последующих возрастных этапах.

  1. Характеристика речи детей 2-3 лет

Третий год жизни характеризуется началом речевого общения детей друг с другом. Именно в этот период они проявляют речевую активность, сопровождая ею разные виды деятельности. Дети по собственной инициативе и по всяким поводам начинают использовать речь, как средство установления взаимодействия с окружающими.

Характеристика словаря.

На третьем году жизни у детей значительно возрастает словарь общеупотребительных слов и обогащается возникшее в конце второго года жизни словотворчество. Меняя интонацию, как бы играя со словами, ребенок произносит их в различных сочетаниях или рифмует: «Натка-лопатка, Светка-конфетка». Однако дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения, как «мы с рядышком сядем», «а у меня красненький лентик» (бантик). Мать зовет ребенка домой: «Пойдем, уже поздно, солнышко село». А он в ответ: «А где его стульчик?».

К трем годам словарь ребенка достигает 1200-1500 слов, среди которых встречаются почти все части речи (редки только причастия, деепричастия, числительные).

У детей третьего года жизни совершенствуется подражание: они воспроизводят за взрослым не только любые сложные слова, но и целые предложения, иногда по смыслу для них совершенно непонятные. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений и песенок. Существенной стороной подражания является копирование интонации взрослых.

Особенности произношения слов.

 На третьем году жизни у ребенка формируется умение на слух относительно тонко дифференцировать звуки в словах. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются у детей лишь в случаях, когда речь идет о малознакомых или сильно измененных по виду предметах.

Дети этого возраста способны отличать правильное произношение слов друг другом от неправильного, хотя сами при произношении отдельных звуков используют звуки-заменители, не слыша при этом своей ошибки. Например:

- Дай мне кавандас.

- Не кавандас, а кавандас.

-Я и гаваю, кавандас.

На третьем году жизни дети полностью усваивают произношение легких по артикуляции звуков ( п, б, т, д, н, г, к, м ). При благоприятных условиях воспитания в 50 – 90% слов, употребляемых ребенком, правильно произносятся звуки, прежде считавшиеся трудными ( мягкое ль, в, ф, свистящие с, з, слитные фонемы ц, ч ). В 10 -30% слов, используемых детьми, произносятся даже шипящие и звук р.

Третий год жизни, особенно его вторая половина, - период появления и первичного закрепления в речи ребенка трудных звуков: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, х, ф, р.

Грамматический строй речи.

Третий год жизни – период настолько быстрого совершенствования грамматического строя речи, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к речи взрослых.

Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.

Период до 2 лет 6 месяцев характеризуется преимуществом простых предложений. Ребенок начинает широко пользоваться вопросительными словами «что? куда? где?». Появляются вопросы «когда? как? почему?».

Построением сложносочиненных предложений дети овладевают легче, чем сложноподчиненных, что связано с трудностями овладения временных и причинно-следственных связей.

Уже с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев дети используют в речи много предлогов, дательный и творительный падежи, а к трем годам ребенок овладевает основными падежными формами, как предложными, так и беспредложными.

Уже в начале третьего года жизни в речи детей появляются глаголы в будущем времени, расширяются функции наречий, а с 2 лет 4 месяцев – 2 лет 6 месяцев значительно обогащается словарь прилагательных.

Наиболее трудно ребенку дается согласование в роде прилагательных и глаголов прошедшего времени с существительным. Но и этим к концу третьего года жизни дети овладевают.

Для того чтобы речь ребенка развивалась своевременно необходимо соблюдать следующие правила:

- много разговаривать в присутствии ребенка.

- говорить неторопливо размеренно, четко проговаривая все звуки.

- постоянно поддерживать зрительный контакт с ребенком, быть вовлеченным в то, к чему он проявляет интерес.

- быть сдержанным и терпеливым.

К задачам, которые должен реализовать воспитатель для развития речи ребенка относятся:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Обогащение и активизациясловаря.

3.Формирование грамматического строя речи.

4. Развитие связной речи.

  1. Виды совместной образовательной деятельности как средства развития речи детей раннего возраста

           В группах раннего возраста совместная образовательная деятельность, направленная на развитие активной речи малышей  проводится в форме игр-занятий.

           С детьми проводятся разные игры-занятия. К ним относятся:

- Организованные наблюдения. Во время проведения занятий такого вида происходит обогащение словаря за счет слов, обозначающих наблюдаемые действия, развивается диалогическая речь, дети учатся высказывать свои мысли предложением.

- Рассматривание игрушек. Их цель – упражнять детей в называние игрушки, её частей, свойств и качеств, которые выделяются в процессе рассматривания.

- Инсценировка несложных сюжетов с использованием игрушек. Показы-инсценировки  («Как кукла построила себе дом», «Перед сном», «Мишкин праздник», «Маша обедает») обогащают детей впечатлениями, расширяют их кругозор, развивают мышление, воображение, память, способствуют желанию поделиться своими впечатлениями, активизируют их речь.

- Рассматривание картинок. Этот вид игр-занятий преследует следующие цели:

1) выработать у детей понимание различных сюжетов, изображенных на картинках и отображающих знакомые детям явления и события;

2) выработать понимание сюжетного «рассказа» взрослого, иллюстрированного картинками;

3) вызвать активные высказывания детей – формировать умение отвечать на вопросы, «рассказывать» самостоятельно по изображению, по вопросам и на память;

4) расширять словарный запас малышей, поощрять употребление всех частей речи;

5) приучать детей говорить распространенными и сложными фразами, правильно согласовывать слова во фразе;

6) формировать умение правильно произносить звуки и слова;

7) продолжать развивать эмоциональную выразительность голоса и умение слушать. Для работы с детьми могут быть использованы картинки и тексты, приведенные в следующих детских книгах: А.Барто «Игрушки» и «Машенька», К.И.Чуковский «Цыпленок», З.И.Александровой «Мой мишка», «Катя в яслях», Е.Ю.Шабал «Лесенка», С.Я.Маршак «Усатый-полосатый» и др.

- Игры с загадками. Детям третьего года жизни доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соответствии с рифмой стихотворения.

- Чтение и рассказывание сказок, стихов, рассказов. В процессе этих занятий детей учат слушать, понимать текст без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказок и рассказов, запоминать и с помощью воспитателя воспроизводить знакомые сказки и стихи.

- Игры на развитие мелкой моторики. Эти игры, сопровождаемые несложной ритмической речью, способствуют развитию движений кистей и пальцев рук. Упражнения кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга.

  1. Особенности организации совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста в процессе занятий по развитию активной речи

Занятия по развитию активной речи с детьми раннего возраста носят игровой характер. Они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления. Занятия  проводятся индивидуально и по подгруппам. Чем младше дети, тем количество детей в подгруппе должно быть меньше. На втором году жизни в подгруппу объединяют 3-6 детей, на третьем году жизни – 8-10 малышей. Игры-занятия проводятся в течение 8-10 минут в группах второго года жизни и в течение 10-12 минут в группах третьего года жизни.

Особенностью проведения игр-занятий с малышами является обязательное использование наглядного материала: игрушек, картинок, так как наглядность вызывает у детей интерес, желание высказаться по поводу увиденного.

На занятиях с малышами  решаются различные речевые задачи:
- расширение словаря понимаемой и активной речи;
- воспитание звуковой культуры речи;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.

При планировании следует учитывать количество разных видов занятий в неделю, а также их распределение. Календарный план занятий на неделю составляют с усложнением цели или материала. Таким образом, в течение месяца занятия усложняют дважды: первое по сложности занятие проводится в первые 2 недели, второе – на третьей и четвёртой неделях. В календарном плане предусматриваются тема и цель занятия, материал. В этом же плане должен быть отражён учёт занятий за месяц понедельно. Кроме этого воспитатель отмечает отношение детей к занятиям, активность каждого ребёнка, сосредоточенность при выполнении заданий, которые были предложены. Здесь же педагог указывает методические приёмы, которыми он пользовался и которые способствовали эффективности занятия.

В процессе проведения игр-занятий можно использовать следующие приёмы активизации речи детей раннего возраста:

- образец речи воспитателя,
- повторение слов, фраз детьми,
- показ способа действий с предметами и игрушками, сопровождаемый названием действий,
- вопросы (активизируют мыслительную деятельность),
- поощрение инициативы вступления в речевое общение,
- побуждение словом выразить просьбу.

Методика занятий имеет свою специфику и определяется: психологическими особенностями детей этого возраста и особенностями развития речи на данном возрастном этапе.

Структура занятия с детьми в возрасте 1-2 года.
Занятия по развитию речи могут состоять из трёх частей. Так, занятие можно начать и закончить упражнениями на слуховое внимание и подражание. Воспитатель, по-разному интонируя, произносит знакомые слова, которые могут потребоваться по ходу занятия, при чтении четверостиший, потешек, детей побуждает прислушаться, повторить образец, последние слова стихотворения. Основная же часть занятия состоит из показа предметов, картинок.

Структура занятия с детьми в возрасте 2-3 лет.

Психические процессы (память, внимание) у детей этого возраста ещё  несовершенны. Поэтому важна эмоциональная установка на предстоящее занятие, что повышает его эффективность. Первое напоминание о предстоящем занятии служит сигналом для наведения порядка в игровом материале. Повторная установка уже на самом занятии («Начинаем заниматься…») мобилизует внимание, интерес детей, побуждает их принять рабочую позу и соблюдать другие правила поведения на занятии. Занятие нельзя превращать в урок. Прямые обучающие приёмы: показ образца, показ способа действия, объяснение – сочетаются с использованием игровых приёмов. Занятие может начинаться с элементов сюрпризности, в нём могут участвовать игрушки,  любимые детьми сказочные персонажи. Часть занятий проходит в форме дидактических игр и игр-драматизаций (инсценировок с игрушками). Занятия  могут проходить за столами, в игровом уголке, на ковре.

Воспитанию звуковой культуры речи может быть посвящено целое занятие, но чаще всего упражнения на воспитание звуковой культуры речи проводятся как часть занятия по развитию речи и ознакомления с окружающим, занимая 3-4 минуты. Особое внимание следует уделить развитию артикуляции: при достаточной педагогической работе дети этого возраста быстро овладевают правильной артикуляцией, способны произносить почти все звуки (как правило, трудность вызывают шипящие и сонорный звук «р»).

При формировании и расширении словаря детей следует учитывать:
- тщательный подбор слов  для усвоения детьми;
- пополнение словаря за счёт разных частей речи;

- конкретизация задач словарной работы (обогащение, закрепление, активизация словаря).

- составление примерных словариков по лексическим группам;
- установление взаимосвязи в работе на занятиях и в повседневной деятельности;
- организация индивидуальной работы с детьми с учётом уровня освоения ими словаря.

Совершенствуя грамматический строй речи, следует побуждать детей употреблять существительные во всех падежных формах, в единственном и во множественном числе, а глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Когда дети слышат незнакомое слово, взрослый должен объяснить его смысл, произнести его, сочетая с другими, знакомыми словами и ставя в разные грамматические формы.

Таким образом, развитию активной речи детей способствует развитие словаря, звуко- и словопроизношения, грамматического строя речи.

            Игры и упражнения для развития активной речи детей представлены в приложении.

Заключение

Данная курсовая работа была направлена на теоретическое исследование проблемы развития активной речи у детей раннего возраста, в реализации её коммуникативной функции. Работа с  информационными источниками позволила нам выявить закономерности развития речи у малышей, изучить характеристику речи детей 3-его года жизни. Особое внимание мы уделили  рассмотрению видов совместной образовательной деятельности как средства развития речи малышей и особенностям организации совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста в процессе занятий по развитию активной речи.

 В ходе работы мы пришли к следующим выводам:

- для развития активной речи детей в процессе совместной образовательной деятельности необходимо использовать различные занятия с детьми. Все они должны проводиться  в игровой форме с использованием игрушек, картинок, специальных дидактических пособий;

- занятия целесообразно проводить с небольшими подгруппами и индивидуально;

- в процессе речевых занятий следует использовать специальные приёмы, способствующие активизации речи детей;

- занятия должны быть направлены на решение разных речевых задач.

        Цель и задачи курсовой работы выполнены.

        Проведение исследования подготовило нас к организации и проведению целенаправленной практической работы по развитию активной речи  детей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М., 2011. - 400 с.
  2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М., 2013. - 258 с.
  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения. М., 2014. - 126 с.
  4. Белкина Л.В., Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -М., год издания? – 236 с.
  5. Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А. Чтобы чисто говорить надо…(Развитие общеречевых навыков). / М.Г. Борисенко, - Паритет, 2003. -128 с.
  6. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. -М., 2011. - 184 с.
  7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий.- 2-е изд. испр. и доп. -М.: Мозаика –       Синтез, 2010. - 112 с.
  8. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами. М., изд.? 2011, - 280 с.
  9. Демина Е.С. Казюк  Н.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
  10. Елецкая О.В. Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
  11. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет  Методическое пособие 2-е изд. Доп. – М.: ТЦ Сфера, 2014.-144 с.
  12. Леонтьев А. А., Исследования детской речи, в сб.: Основы теории речевой деятельности, М., 1974. - 214 с.
  13. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие - М.: Айрис – Пресс, 2005. – 96с.
  14. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. -М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
  15. Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Издательство: М.: Учпедгиз; Издание 4-е, 196. –  120 с.
  16. Рузская А.Г. Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста.- М.:Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
  17. Теплюк, С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
  18. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. /Под ред. Иконникова Ю. В. – М.:Просвещение, 2012. – 205с.
  19. Сухова Е.А. Кустарова Е.В. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Учебно-методическое пособие, изд.? 2005. с.?
  20. Янушко Е., Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1–3 лет. М. 2015. – с.?
  21. SOCRATIFY.NET– Режим доступа:https://socratify.net/quotes/omar-khaiiam/248632


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...