«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно — речевом развитии дошкольников»
консультация по развитию речи на тему

Чистохвалова Татьяна Васильевна

. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotablits.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно — речевом развитии дошкольников»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету”

К. Д. Ушинский

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления детей, освоения ими окружающего мира мы всё чаше прибегаем к использованию в своей работе моделей, схем, мнемотаблиц и т. д.

Считаем, что применение мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста очень актуально.

• Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;

• Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.

Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему,

в течение трёх лет мы используем в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. (Слайд- что такое мнемотехника)

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

При использовании мнемотаблиц можно выделить несколько этапов:

Этап №1 - Рассматриваем таблицы и разбираем то,

что на ней изображено.

Этап №2 - Перекодирование информации, т. е. преобразовываем абстрактные символы в образы.

Этап №3 - пересказываем информацию (сказку, рассказ)с опорой на символы (образы,т. е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 - Делаем графическую зарисовку мнемотаблицы.

Этап №5 - Ребёнок воспроизводит каждую таблицу при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Мы начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования мы используем в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.

Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. И детям легче строить по ним свой рассказ.

В своей работе мы используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, явлениях природы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Мы считаем, что использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Разучивая с детьми стихи с помощью мнемотаблиц мы проводим следующие этапы работы над стихотворением:

Выразительно читаем стихотворение.

Сообщаем детям о том, что это стихотворение они будут учить наизусть. Затем еще раз читаем стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Помогаем детям уяснить основную мысль стихотворения, задавая вопросы по содержанию стихотворения.

Выясняем, какие слова непонятны детям, объясняем их значение в доступной для детей форме.

Читаем отдельно каждую строчку стихотворения.

Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.

Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Воронкевич О. А., которые мы с успехом используем на занятиях экологического содержания.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Применяем мы модельные схемы на различных занятиях.

Мнемотехника многофункциональна

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей нам удалось достичь следующих результатов:

у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появился интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас вышел на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников

В детской речи существуют множество проблем. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. У детей с общим нед...

Выступление на РМО. Тема:«Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Полезный для нашей работы материал. Сама широко использую в работе с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится....

Презентация «Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО . Тема: "Использование мнемотаблиц, схем, в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Мастер-класс "Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Обогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказовРазучивание стихотворений,  скороговорок, чистоговорокОтгадывание загадокПостоновка звуковАвтоматизация звуковДифференциоация зв...

«Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников"

Константин Дмитриевич Ушинский писал:«Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  - он  будет  долго  и  напрасно  мучиться,...