Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект занятия   по развитию речи в старшей группе

с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»

Программное содержание:

1. Закрепить умение, составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов.  Познакомить с многозначным словом -   ключ с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной),

Словарная работа: ключ -  родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

1. Введение в ситуацию

Ход занятия:

Садимся полукругом.

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? О дружбе. -  Как вы думаете, что значит дружить?  Рассуждения детей.

- Ребята, а с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом? (люди, животные, дети, родители.)

Можно сказать, друг. А как можно сказать по – другому?  товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

Однажды, встретились два друга. Серёжа и Саша.  – Ты знаешь, Серёжа, я сегодня потерял ключ. – Как же так Саша?  Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

О ком этот рассказ?

Что произошло в этой истории?

Почему, друзья   разошлись?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться?  (узнать про какие ключи они говорили).

Как вы думаете, а какой ключ потерял Сережа? Что ответил Саша?  Интересно, из какого ключа пил Саша? Ребята, а где в природе мы можем попить воду?

2.Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. Затем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Затруднение в ситуации.

Откуда мы можем узнать? А прямо сейчас откуда мы можем узнать? Да правильно можно узнать в словаре. Проверка в словаре.

4. Открытие нового знания или способа действий.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д.Лукич)

 

 Рассматривание ключа – родника. Ребята, я бывала у ключа – родника и бывало пила там воды. Хотите попробовать.

Давайте скажем слово ключ – родник (радостно, грустно, спокойно, удивленно, шепотом).

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике – ключе еще светлее.

Скажи «родник» –

и вот возник.

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут ни при чем).

Рассматривание иллюстраций с разными «ключами». (Слайды на доске.) Все это называется -   словом ключ. А внешне они похожи или разные? Какой мы с вами можем сделать вывод, слово ключ имеет много значений. Если слово имеет одно значение – то это однозначные слова. А если слово имеет много значений, то это - многозначное слово.  Значит слово ключ – это многозначное слово, потому что у него много значений. Сделайте вывод: слово «ключ» это, какое слово? (многозначное). Ребята, какое мы с вами сделали открытие?  Что слово ключ имеет несколько значений. (презентация)?

5.Введение в систему знаний.

А сейчас давайте чтобы мы с вами так не ошибались как Серёжа и Саша и запомнили, что слова бывают многозначные поиграем в игру «Заселяем в домик».Вот стоит высокий дом, новоселье скоро в нём, ты подумай не спеши, и жильцов в дом засели; В этом доме живут «ручки».

 Соберём многозначные слова в таблички. Согласны?!

Давайте ребята придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).???

6.Осмысление. Давайте ребята придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Итог занятия: Кому мы сегодня помогали? Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? 

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял?  Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли.  Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.

Ребята история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_klyuch.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

 

Конспект занятия   по развитию речи в старшей группе

с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»

воспитатель МДОУ

                                                                                            «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

        М.Э. Хусаинова

г. Надым, 2018

Конспект занятия   по развитию речи в старшей группе

с использованием проблемной ситуации на тему: «Ключ»

Программное содержание:

1. Закрепить умение, составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов.  Познакомить с многозначным словом -   ключ с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной),

Словарная работа: ключ -  родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

1. Введение в ситуацию

Ход занятия:

Садимся полукругом.

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? О дружбе. -  Как вы думаете, что значит дружить?  Рассуждения детей.

- Ребята, а с кем можно дружить? (с другом) А кто может быть другом? (люди, животные, дети, родители.)

Можно сказать, друг. А как можно сказать по – другому?  товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

Однажды, встретились два друга. Серёжа и Саша.  – Ты знаешь, Серёжа, я сегодня потерял ключ. – Как же так Саша?  Ты что, в лесу заблудился? Я сегодня из него пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

О ком этот рассказ?

Что произошло в этой истории?

Почему, друзья   разошлись?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться?  (узнать про какие ключи они говорили).

Как вы думаете, а какой ключ потерял Сережа? Что ответил Саша?  Интересно, из какого ключа пил Саша? Ребята, а где в природе мы можем попить воду?

2.Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. Затем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Затруднение в ситуации.

Откуда мы можем узнать? А прямо сейчас откуда мы можем узнать? Да правильно можно узнать в словаре. Проверка в словаре.

4. Открытие нового знания или способа действий.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной. (Д.Лукич)

 Рассматривание ключа – родника. Ребята, я бывала у ключа – родника и бывало пила там воды. Хотите попробовать.

Давайте скажем слово ключ – родник (радостно, грустно, спокойно, удивленно, шепотом).

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике – еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике – ключе еще светлее.

Скажи «родник» –

и вот возник.

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут ни при чем).

Рассматривание иллюстраций с разными «ключами». (Слайды на доске.) Все это называется -   словом ключ. А внешне они похожи или разные? Какой мы с вами можем сделать вывод, слово ключ имеет много значений. Если слово имеет одно значение – то это однозначные слова. А если слово имеет много значений, то это - многозначное слово.  Значит слово ключ – это многозначное слово, потому что у него много значений. Сделайте вывод: слово «ключ» это, какое слово? (многозначное). Ребята, какое мы с вами сделали открытие?  Что слово ключ имеет несколько значений. (презентация)?

5.Введение в систему знаний.

А сейчас давайте чтобы мы с вами так не ошибались как Серёжа и Саша и запомнили, что слова бывают многозначные поиграем в игру «Заселяем в домик».Вот стоит высокий дом, новоселье скоро в нём, ты подумай не спеши, и жильцов в дом засели; В этом доме живут «ручки».

 Соберём многозначные слова в таблички. Согласны?!

Давайте ребята придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).???

6.Осмысление. Давайте ребята придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Итог занятия: Кому мы сегодня помогали? Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно?  

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял?  Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли.  Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему.

Ребята история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

Конспекты занятий по развитию речи для старшей и подготовительной группы по лексическим темам

Конспекты занятий по развитию речи для старшей/подготовительной группы занятия по развитию речи...

КОНСПЕКТ Занятия по развитию речи в старшей группе Придумывание творческого рассказа на тему: «Предновогоднее приключение зайчика»

Программное содержание:- Учить детей придумывать творческие рассказы на сюжет предлагаемый воспитателем;- Продолжать формировать грамматически правильную речь, используя различные виды предложений;- У...

Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...