Словарная работа над стихотворным текстом
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кириллова Ирина Николаевна

Лексический компонент речевой функциональной системы, является одним из наиболее нарушенных у детей, имеющих общее недоразвитие речи и характеризуется ограниченным объемом словарного запаса, значительными трудностями актуализации слов, неточным их употреблением, несформированностью обобщающих понятий и родовидовых соотношений, недоразвитием антонимических и синонимических средств и т.д.

Все это в дальнейшем отрицательно сказывается на уровне познавательной активности ребенка. Дети не умеют достаточно полно и аргументировано излагать свои мысли, что приводит к обеднению отношений с взрослыми и сверстниками,  в связи с этим большинство детей могут испытывать трудности в процессе школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_nad_stihotvornym_tekstom.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа над стихотворным текстом

Лексический компонент речевой функциональной системы, является одним из наиболее нарушенных у детей, имеющих общее недоразвитие речи и характеризуется ограниченным объемом словарного запаса, значительными трудностями актуализации слов, неточным их употреблением, несформированностью обобщающих понятий и родовидовых соотношений, недоразвитием антонимических и синонимических средств и т.д.

Все это в дальнейшем отрицательно сказывается на уровне познавательной активности ребенка. Дети не умеют достаточно полно и аргументировано излагать свои мысли, что приводит к обеднению отношений с взрослыми и сверстниками,  в связи с этим большинство детей могут испытывать трудности в процессе школьного обучения.

Основной особенностью словарной работы является её  неразрывная связь с формированием  знаний и представлений у детей дошкольного возраста об окружающих их явлениях и предметах, о животном мире и  природе и т.д. Расширяя и активизируя словарь дошкольников, педагог учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в различной деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.

Методика словарной работы предусматривает четыре основных направления:

• обогащение словаря, к данному направлению относится усвоение новых, ранее неизвестных дошкольникам  слов, а также новых значений тех слов, которые уже имеются в их словарном запасе;

• уточнение словаря, данное направление подразумевает словарно-стилистическую работу, направленную на развитие гибкости словаря, его точности и выразительности;

• активизация словаря, данное направление связано с  перенесением как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный;

• устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления словарной работы с детьми дошкольного возраста возможны главным образом с опорой на текст и наглядный материал. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть стихотворные тексты.

Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

В процессе словарной работе над стихотворным текстом,  для облегчения запоминания и понимания новых слов, а также запоминания предлагаемого материала нами используется опора на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод.

Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Покажем это на примере стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый...».

Текст стихотворения—картинка (зрительная опора)

Слышит мишка косолапый (медвежонок).

Близкой бури грозный свист (дующий ветер).

Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке).

Папа шепчет: Это осень... (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

Так через зрительные опоры  картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает представить сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность. Визуализация стихотворных текстов позволяет обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения, активизировать словарь детей.

Для развития структурного компонента значения предлагаются задания, вводящие слово в соответствующее семантическое пространство (лексико- семантическую группу или семантическое поле) и определяющие структурные взаимосвязи данного лексического значения с лексическим значением других слов, которые входят в это же семантическое пространство.

Покажем это на примере стихотворения Т. Белозерова "Подснежники".

Детям предлагается послушать стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Педагог:  Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне.

- А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то, какое у нее настроение? (Плохое)

 -  Как  поэт называет подснежники? (Снегурочкины слезы)

- Посмотрите на картинки, на одной изображена Снегурочка, а на другой подснежники, как вы думаете, почему автор называет эти цветы "Снегурочкины слезы" (они нежные, маленькие, белые как Снегурочка).

Заложенный в стихах познавательный потенциал, делает сами стихи  "иллюстративным" материалом, так в процессе изучения различных лексических тем, использование стихотворного материала, позволяет нам как педагогам, дать наиболее точное и поэтическое описание изучаемых объектов и явлений.

Например, расширяя словарь детей по теме «Времена года»,  в беседе о приметах и признаках ранней и поздней весны, мы знакомим детей со стихотворением К. Быковой «Апрель»:

Мы раскрыли окна

Распахнули дверь

Солнечный и мокрый

К нам пришел апрель

Забурлил ручьями

Зазвенел, запел

Первыми скворцами

На березы сел.

Вопросы для детей:

- Вам понравилось стихотворение?

- Как вы понимаете, выражение «Солнечный и мокрый к нам пришел апрель» (ответы детей)

- Как вы понимаете, выражение «Забурлил ручьями. Зазвенел, запел»

(ответы детей)

- Какие признаки весны описывает автор стихотворения, давайте их перечислим.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов, поэтому в своей деятельности нами уделяется большое внимание расширению словаря антонимов и синонимов, развитию умения употреблять их в речи.

 С этой целью используются различные игры и упражнения, например:

«Найди слова приятели».

Педагог: Я прочитаю стихотворенье, а вы попробуй назвать все слова приятели.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару... (И. Токмакова «Осинка»)

«Наоборот»

Педагог: Сейчас я буду читать стихи, а вы добавляйте пропущенные слова.

Скажу я слово высоко

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко

А ты ответишь…

Скажу я слово глубоко

А ты ответишь…

Скажу я слово хорошо

А ты ответишь…

Скажу тебе я слово трус

А ты ответишь…

Скажу я черный фартук твой

А ты ответишь…

Теперь начало я скажу

Ну, отвечай…

Работа над обогащением, уточнением, активизацией глагольного словаря на специальных коррекционных занятиях является одной из главных задач в системе коррекционно-педагогической работы. Рассмотрим решение данной задачи на примере работы над содержанием стихотворения И. Токмаковой «Ручей».

Ручей

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал...

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал...

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул...

Увидел речку - прыг туда

И сразу утонул!

Вопросы к детям:

- Что описывает автор в этом стихотворении?

- Какие слова использует автор, что мы поняли, что делает ручей?

  - Куда прыгнул ручей? Давайте представим себе реку и подберём такие слова, которые бы помогли нам описать, что делает река (течёт, бурлит и т.д.)

Таим образом, стихотворные тексты позволяют не только интересно и разнообразно обогащать словарь, но прорабатывать на своем содержании лексико-грамматические категории, развивать фонематический слух, а так же психические процессы и эмоционально-волевую сферу ребенка с речевыми нарушениями.  Словарная работа над стихотворным текстом способствуют одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...

Особенности работы над стихотворным текстом у детей с сенсорной алалией

Статья посвящена методикам, при помощи которых дети с сенсорной алалией, а также дети с РАС способны лучше понимать и усваивать стихотворные тексты в процессе занятий с учителем-дефектологом....

Многофункциональное использование стихотворного текста в процессе логопедической работы с детьми с ТНР.

Предлагаемый материал демонстрирует вариант проведения занятия по составлению связного текста повествовательного характера на основе стихотворного текста с использованием приемов мнемотехники....

Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по обучению рассказыванию и заучиванию стихотворных текстов

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».    Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, ...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстомЭпиграфКраткая характеристикаОбзора научно – теоретической литературы (по...

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с использованием методики работы над стихотворным текстом1. Эпиграф2. Цель исследования3. Гипотеза4. Обзор используемой литературы5. Цел...

"Особенности работы над стихотворным текстом с заикающимися дошкольниками".

Знакомство детей с поэтическим словом, разучивание стихов занимает важное место в работе практически каждого  педагога детского дошкольного учреждения. Посредством поэзии возможна реализация мног...