«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению в работе с детьми ОВЗ»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Среди них растет количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. Одним из методов коррекции этих нарушений является использование дидактических игр. Большое значение приобретают те игры, которые способствуют здоровьесбережению — одному из основных современных требований ФГОС. Как правило, дидактические игры реализуются благодаря настольным пособиям, играя с которыми осуществляется одна или несколько задач, и ребенок к тому же вынужден сидеть за столом. Поэтому в коррекционной работе мной используются многофункциональные пособия собственной разработки в соответствии с этим принципом. Предложенные пособия не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением. Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода картинок, игрушек и осуществления значительного количества дидактических игр с этими пособиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnogofunktsionalnyh_igrovyh_poloten.docx832.24 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ  ПУРОВСКОГО  РАЙОНА

629860,  Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский  район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом  17,

тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67  E –mail:  urengoiskazka@gmail.com

Консультация для педагогов ДОУ

«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению

в работе с детьми ОВЗ»

                                          Учитель-логопед: И.В. Никифорова

C:\Users\RooT\Desktop\полотна\фотки 072.JPGC:\Users\RooT\Desktop\полотна\фотки 067.JPG

C:\Users\RooT\Desktop\полотна\фотки 087.JPG

C:\Users\RooT\Desktop\полотна\фотки 083.JPG

декабрь 2017г.

«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению в работе с детьми  ОВЗ»

       В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Среди них растет количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. Одним из методов коррекции этих нарушений является использование дидактических игр.

                Большое значение приобретают те игры, которые способствуют здоровьесбережению — одному из основных современных требований ФГОС. Как правило, дидактические игры реализуются благодаря настольным пособиям, играя с которыми осуществляется одна или несколько задач, и ребенок к тому же вынужден сидеть за столом. Поэтому в коррекционной работе мной используются многофункциональные пособия собственной разработки в соответствии с этим принципом. Предложенные пособия не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением.       Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода картинок, игрушек и осуществления значительного количества дидактических игр с этими пособиями.

       Основная цель их использования – коррекция тяжелых речевых нарушений и познавательной сферы. Задачи, решаемые при использовании предложенных пособий:

  • Совершенствовать звукопроизношение ребенка.
  • Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на всех этапах введения в речь.
  • Активизировать словарный запас.
  • Способствовать формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования.
  • Развивать фонематическую сторону речи.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. Способствовать развитию произвольной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и классификации.
  • Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

                Пособия предполагают игры и упражнения на полу, занимаясь с которыми ребенку нужно совершать шаги или какие-то передвижения. У моих воспитанников, как правило, неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал, поэтому дидактические игры с движением в нестандартном положении по яркими пособиям значительно улучшают усвоение материала, делают процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим.

      С помощью таких многофункциональных пособий решаются не только коррекционные задачи, но и образовательные, воспитательные. Пособия могут использоваться как на индивидуальных занятиях, в работе в парах, подгрупповых и фронтальных занятиях. Возможно использование пособий не только учителями-логопедами, но и воспитателями групп компенсирующей и общеобразовательной направленности.

1.Звуковой анализ слов

   Задачи: развивать слуховое внимание и память; упражнять в звуко-буквенном синтезе трех-четырёх звуковых слов.

   Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки.

   Ребёнок берёт картинку и прыгает по  цветным  кружкам в соответствии  с последовательностью и характеристикой звука в слове.

2.Делим слово на слоги

   Задачи: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.

   Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, волшебная коробочка.

1 вариант.  Дети выстраиваются в шеренгу на одной стороне  полотна за кругами. Логопед называет слово. Дети делят слово на слоги, делая столько прыжков  вперёд сколько слогов в данном слове.

1 вариант. Ребёнок берёт из волшебной коробочки картинку и прыгает столько прыжков вперёд, сколько слогов в названии картинки.

3.Гласный-согласный

   Задачи: закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать слуховое внимание, реакцию, быстроту мышления.

   Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, звукозапись весёлой музыки.

    1 вариант.   Дети под весёлую музыку двигаются вокруг полотна. Логопед останавливает музыку и произносит звук. Если это гласный звук, дети встают на красные круги, а если согласный - на синие круги.

    2 вариант.    Дети  под весёлую музыку двигаются вокруг полотна . Логопед останавливает музыку и показывает картинку.  Если  первый звук (последний звук) в слове    гласный - дети встают на красные круги, а если   согласный - на синие круги.

4.Мягкий-твёрдый

    Задачи: закрепить дифференциацию мягкий-твёрдый согласный звук, совершенствовать слуховое внимание, реакцию, быстроту мышления.

   Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, звукозапись весёлой музыки.

    1 вариант   Дети  под весёлую музыку двигаются вокруг полотна . Логопед останавливает музыку и произносит звук. Если это  звук в твёрдой позиции, дети встают на синие круги, а если в мягкой позиции- на зелёные  круги.

    2 вариант   Дети  под весёлую музыку двигаются вокруг полотна. Логопед останавливает музыку и показывает картинку.  Если первый звук в слове   в твёрдой позиции, дети встают на синие круги, а если в мягкой позиции - на зелёные  круги.

 

5.Кто дальше? Или я знаю 5 названий…

   Задачи: Упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук (лексическую тему недели); развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.

   Оборудование: многофункциональное полотно.

   Дети вспоминают, придумывают, называют слова  с заданным звуком или по лексической теме недели и шагают по кружкам. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов и дальше пройдёт по дорожке.

6.Запомни и повтори

   Задачи: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.

   Оборудование: многофункциональное полотно с картинками на изучаемый звук или по лексической теме недели.

   Логопед прыгает в разных направлениях по кружкам полотна, называя картинки. Ребёнок должен воспроизвести эти слова в той же последовательности.

7. Назови первый звук в слове.

   Задачи: упражнять детей в определении первого  звука в словах. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.

Оборудование: многофункциональное полотно с картинками. Карты маршрутов движения на каждого ребёнка.

   Ребёнок получает карту маршрута своего движения по полотну. Необходимо пройти путь согласно своему маршруту, называя первый звук в слове.

8. Назови последний звук в слове.

    Задачи: упражнять детей в определении последнего звука в словах. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.

   Оборудование: многофункциональное полотно с картинками. Карты маршрутов движения на каждого ребёнка.

   Ребёнок получает карту маршрута своего движения по полотну. Необходимо пройти путь согласно своему маршруту, называя последний звук в слове.

9. Согласование существительных с числительным

    Задачи: упражнять детей в согласовании существительного с числительным.

   Оборудование: многофункциональное полотно с картинками, карточка с подсказкой.

    Дети на сигнал: 1-2-3- место своё на поле займи! Становятся согласно карточке-подсказке на свой круг. Берут картинку и называют существительное, согласовывая его с числительным, начиная со слов у меня… (три мяча).

10. Согласование существительных с прилагательным

    Задачи: упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным.

   Оборудование: многофункциональное полотно с картинками, карточка с подсказкой.

    Дети на сигнал: 1-2-3- место своё на поле займи! Становятся согласно карточке-подсказке на свой круг. Берут картинку и называют существительное, согласовывая его с прилагательным начиная со слов у меня…. (Синий мяч).

 

11. Найди букву

   Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, камешки Марблс.

     Дети по сигналу 1-2-3- букву …найди! Находят букву и встают на неё ногами.  Кто не нашёл названную букву получает фишку.  Выигрывает тот, у кого нет ни одной фишки.

12.Собери слово

   Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, карточки со словами.

      Дети делятся на две команды. Каждая команда прочитывает своё слово на карточке. Распределяют кто какую букву ищет и по сигналу 1-2-3- слово собери!  Игрок находит букву из своего слова, встаёт на неё ногами. Команда собравшая слово берётся за руки и громко произносит своё слово.

      13. Найди первый звук.  

   Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, карточки или игрушки.    

     Дети по сигналу 1-2-3- первую букву в слове найди! Кладут картинку или игрушку на букву, которая соответствует первому звуку в слове.

14. Посчитай до 10.

    Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными .

   Оборудование: многофункциональное полотно «Классики», плоский камешек.    

        Перед детьми многофункциональное полотно- классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.

15. Кто, что делает

     Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. 
    Оборудование: многофункциональное полотно «Классики», плоский камешек, картинки животных.    

       Перед детьми многофункциональное полотно- классики.   Ребёнок бросает камешек на цифру. Допрыгает до своего камешка –называет какое-либо действие животного.
Например: Корова – мычит.
Лягушка – квакает.
Кошка – мяукает.
Волк – воет.
Собака — лает и т.п.

        В процессе использования многофункциональных игровых полотен замечено повышение интереса у детей к коррекционным занятиям, развитие речевой активности, улучшение психологического микроклимата в коллективе. Игры с пособиями создают положительный эмоциональный настрой. Предложенные пособия сделать нетрудно, а игры с ними каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР

Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР...

Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи....

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.

Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР....

Мастер-класс: «Практическое использование многофункционального дидактического пособия «Курочка Ряба» в работе с детьми 2-7 лет» (презентация, видео)

Провела мастер - класс на КМО на тему: "Практическое использование многофункционального дидактического пособия "Курочка Ряба" в работе с детьми 2-7 лет". Это авторское рецензирован...

Использование многофункционального развивающего планшета из фетра в работе с детьми дошкольного возраста

Главным в работе любого воспитателя является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного р...

«Использование нетрадиционного игрового оборудования «Парашют здоровья» в работе с детьми дошкольного возраста»

Игры с «Парашютом здоровья» способствуют:►развитию внимания, памяти; выработки согласованности движений с музыкой;► укреплению мышц спины и рук    . ► активизации двига...