Дети и загадки
статья по развитию речи на тему

Тимофеева Светлана Александровна

  Как же построить работу по обучению детей разгадыванию загадок, если резуль­тат «встречи» конкретного ребенка с не­кой загадкой непредсказуем? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Загадка - это краткое иносказательное

описание предмета или явления, часто

в поэтической форме. Заключает в себе

замысловатую задачу в виде явного

(прямого) или предполагаемого

(скрытого) вопроса. Испытывает

отгадывающего на сообразительность.

        С древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Только слушай и учись понимать. Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Педагоги активно используют их в работе с детьми. К сожалению, нередко из их уст приходится слышать вопросы такого рода: «Кто знает эту загадку?». Но задача педагога состоит не столько в том, чтобы помочь детям узнать и запомнить как можно больше загадок, сколько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои.

Работа, ограниченная только пересказом загадок и сообщением отгадок, не позволяет педагогам в полной мере задействовать их развивающие возможности. Они действительно многогранны и велики! Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

   Вместе с тем развивающий потенциал загадок определяется и заложенными в них возможностями, и формами работы с ними.

Дети и загадки

  Загадки принято считать необходимым атрибутом дошкольного детства. Однако опытные педагоги и наблюдательные родители знают: «взаимоотношения» с загадками у детей складываются непросто. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда ответ находится моментально, как бы без усилий. «Вдруг представили» или «Увидели (отгадку) в голове».

  Это является следствием непредсказуемого сочетания свойств самой загадки и способностей ребенка. Срабатывает поистине загадочный механизм, объединяющий ресурсы образного мышления, воображения, аналитики, интуиции и опыта ребенка. Чтобы содействовать включению этого механизма, а также возникновению у ребенка ощущения загадочности и желания разгадать загадку, необходимо выразительные средства языка дополнять выразительными средствами голоса. Поэтому весьма важно правильно выбрать интонацию, тембр и громкость голоса, темп речи, верно, расставить смысловые акценты.

От простого к сложному

  Как же построить работу по обучению детей разгадыванию загадок, если результат «встречи» конкретного ребенка с некой загадкой непредсказуем? Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь только на их восприятие детьми. Вместе с тем строение загадок дает принципиальную возможность распределить их по группам, внутри которых могут быть использованы единые способы разгадывания и виды работы с ними.

Можно выделить такие группы:

  1. загадки-описания, в которых приводятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действия;
  2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту;
  3. загадки, в которых описание дается через отрицание;
  4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;
  5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки, построенные с использованием сравнений, метафор);
  6. загадки, отражающие изменение загаданного объекта со временем;
  7. загадки, имеющие несколько отгадок;
  8. загадки-шутки;
  9. загадки-задачи;

10)        рисунки-загадки и др.

  Остановимся подробнее на первой группе загадок. Обучение составлению и анализу описаний является одним из важных разделов работы по развитию связной речи, а определенный уровень сформированности соответствующих умений - необходимая база для обучения детей разгадыванию и составлению загадок. В основе описания, имеющего целью подробно и всесторонне охарактеризовать некий объект, явление, закладывается определенная схема. С задачей выделения и систематизации представленных в загадке элементов описания обычно лучше справляются дети, знакомые с логикой описания животных, растений, объектов неживой природы и рукотворного мира.

Чтобы разгадать загадку-описание, нужно выделить и перечислить признаки и действия загаданного объекта, собрать их воедино и пересказать загадку так, чтобы «разбросанные» в ней элементы описания сложились в единую картину - «портрет» отгадки.

           На гвоздику он похож

           С синей головою.

           В поле ты его найдешь

           И возьмешь с собою.

           Не могу понять никак:

           Говорят, что он - сорняк.

•        Сорняк, растущий в поле, похож на гвоздику синего цвета.

           Прилетает к нам с теплом,

           Путь, проделав длинный.

           Лепит домик под окном

           Из травы и глины.

•        Эта перелетная птица строит под окнами гнездо из глины и травы.

  На первых порах детям можно задавать наводящие вопросы в соответствии со схемой составления описания: как вы думаете, в загадке речь идет о живом существе? О растении или о животном? Что о нем говорится в загадке? (Где обитает? Каков он? Что делает? И т.д.) Затем дети могут сами задавать друг другу подобные вопросы по прослушанным загадкам. Опыт грамотной формулировки вопросов, оперирования определенными категориями дети могут приобрести в игре «Пять вопросов». Водящий задумывает предмет или явление, остальные участники задают ему вопросы, которые помогут найти отгадку. По мере освоения правил и тактики игры число вопросов уменьшается. Очень важно не пропустить момент, когда дети уже готовы построить рассуждение и пересказ загадки без опоры на вопросы, и предоставить им возможность действовать самостоятельно.

  Обычно детям намного проще выделить признаки и действия загаданного объекта, если в загадке нет сравнений, метафор, слов, используемых в переносном смысле, незнакомом детям. Настоящая загадка, прежде всего народная, предполагает как можно более хитроумное «запрятывание» отгадки, поэтому загадок, содержащих так называемое прямое описание, не так много. На начальных этапах работы по обучению разгадыванию загадок можно опираться на загадки-описания, создаваемые самими детьми, а также встречающиеся в художественных и научно-популярных рассказах, сказках для детей (Н. Сладков.. «С севера на юг»; В. Бианки. «Чьи это ноги?» и др.).

  Вторая группа - загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета, традиционно признаются наиболее простыми. Опыт работы показывает: детям далеко не всегда удается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект. Помимо наводящих вопросов и пересказа эффективными могут стать игры.

  Игра «Строчки». После прочтения каждой строки детям предлагается попытаться дать отгадку и сделать вывод, является ли этот фрагмент главным в описании предмета. Если ответов получилось много или не получилось ни одного, значит, ключевой признак еще не найден.

           Есть в реке работники,

           Не столяры, не плотники,

           А выстроят плотину -

           Хоть пиши картину. (Бобры.)

  Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) - существа, обитающие в реке и строящие плотины.

           Рекордсмен среди зверей -

           Всех он бегает быстрей.

           Длинным он рулит хвостом.

           Шубка в точечку на нем. (Гепард.)

  Игра «Самое главное». Детям предлагается внимательно прослушать загадку и попытаться назвать признаки или действия  свойственные только одному – загаданному объекту. В зависимости от содержания загадки от детей требуется либо точная цитата, либо обозначение ключевой характеристики своими словами.

           Бегает среди камней,

           Не угонишься за ней.

           Ухватил за хвост, но - ах! -

           Удрала, а хвост в руках!

•        Чтобы спастись, отбрасывает хвост. (Ящерица.)

           Больше всех он из зверей,

           Любит он простор морей.

           В день его малыш пока

           Пьет полтонны молока.

Больше всех он зверей (Голубой кит)
Игра «Замени словечко».
Детям предлагается изменить одно слово в загадке, так чтобы поменялась и отгадка.

Замените в загадке одно слово, так чтобы новой отгадкой стало слово «самолет».

           Летит - жужжит,

           Сядет - замолчит. (Жук.)

           Летит - гудит,

           Сядет - замолчит. (Самолет.)

Отгадайте загадку. Измените в ней одно слово, так чтобы получить другую отгадку.

           Выгнул спину он дугой,

           Замяукал. Кто такой?

           Потянулся сладко -

           Вот и вся зарядка. (Кот, котенок.)

           Выгнул спину он дугой,

           И захрюкал. Кто такой?

           Потянулся сладко -

           Вот и вся зарядка. (Поросенок.)

  Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается прежде всего в их построении - перечисление признаков перемежается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект. Это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета. Поэтому желание как можно быстрее разгадать загадку диктует выбор такой тактики: «отрицающая» часть текста «выводится за скобки», во внимание принимаются лишь «положительные» признаки и действия.

           Сер, да не волк,

           Длинноух, да не заяц.

           С копытами, да не лошадь.

•   Серый, длинноухий, с копытами. (Осел.)

  В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но в ряде загадок «отрицающая» часть информативна. Это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

           Не галстук он, не воротник,

           А шею обнимать привык.

           Но не всегда, а лишь тогда,

           Когда наступят холода.

  Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные два слова. Вторая строка подтверждает нашу догадку. Из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет одежды лишь в холода (шарф).

  Еще один вариант работы с данной группой загадок - игра «Строчки». Детям предлагается попытаться дать ответ после каждой строчки.

           Не птица, а летает,

           С хоботом, а не слон,

           Никто не приручает,

           А на нос садится.

  Не птица, а летает - летучая мышь, самолет, вертолет, насекомое.

  С хоботом, а не слон - из названных выше вариантов подходят лишь насекомые.

•        Никто не приручает, а на нос садится. (Муха, комар.)

 Четвертая группа - загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

•        Указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

           Начинается на «о»

           И кончается на «о».

           Я хвораю, не гуляю.

           Целый день гляжу в него. (Окно.)

 Буквы-подсказки могут стать источником дополнительной  информации для детей, знакомых с правилами обозначения звуков буквами и написания загаданных слов.

•        Ключевое слово спрятано в тексте загадки.

           Отвечай-ка, что за птица

           Провожает корабли,

           Рыбу ловит и кружится

           Белой лентою вдали?

           В самой загадке есть ответ!

           Ты догадался или нет? (Чайка.)

•Дополнительной подсказкой служит рифма – отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.        

           Вкус у ягоды хорош.

           Но сорви ее поди-ка:

           Куст в колючках, будто еж,

           Вот и назван... (ежевика).

  Практика показывает, что два последних вида подсказок чаще отвлекают их от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно не зная отгадки, или подобрать слово, руководствуясь исключительно соображениями благозвучия рифмы. Таким образом, оптимальным является использование подсказки не в процессе разгадывания загадки, а при проверке правильности ответа.

  Пятая группа - загадки, содержание которых не несет прямого указания на данный предмет. Они строятся на основе, метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить, по кому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов. В помощь можно предложить различные способы наглядного представления текста загадки.

  Игра «Выбери рисунок». Прослушав загадку, дети выбирают рисунок, отображающий правильный ответ. Для игры подбираются карточки с изображениями объектов, имеющих одно, несколько или все свойства и качества загаданного предмета, отраженные в загадке.

           Вкусны - оближешь пальчики! -

           Оранжевые мячики.

  Можно предложить вниманию детей такие рисунки: синий мяч, оранжевые мячи, оранжевые кубики, апельсины. Выбрав рисунок, ребенок комментирует свое решение, проверяет, все ли встречающиеся в загадке характеристики подходят выбранному изображению. Детям предлагается также пояснить, почему та или иная карточка не может служить отгадкой.

Игра «Нарисуй отгадку». Детям предлагается, прослушав загадку, нарисовать упоминаемые в ней предметы. Начинать стоит с наиболее простых загадок (см. рис. 1).

            Под крышей четыре ножки,

            А на крыше суп да ложки. (Стол.)

  Можно завершить работу преобразованием рисунка в соответствии с «добытой» детьми отгадкой.

  Игра «Слушай и рисуй!». Взрослый читает загадку по строфам. Дети дополняют свой рисунок или предложенную педагогом заготовку в соответствии с новой информацией. При знакомстве с этой формой работы над загадками рисование предваряется обсуждением того, что именно нужно нарисовать, как и где. Многим нравится наблюдать, как из отдельных фрагментов складывается знакомый предмет. Очень важно обеспечить возможность предложить  отгадку, не мешая другим детям, тем, кто догадался по самым первым наброскам (см. рис. 2).

            На пальце одном

            Ведерко вверх дном.

                                 (Наперсток.)

Большинство детей 5-6 лет достаточно скоро начинают действовать самостоятельно, и обсуждение требуется лишь в тех случаях, когда в загадке встречаются незнакомые понятия или когда важные характеристики трудно выделить (см. рис.3).

            Что такое перед нами:

            Две оглобли за ушами,

            На глазах по колесу

            И сиделка на носу? (Очки.)

  Игра «Небылицы». Вниманию детей предлагаются карточки, на которых скомпонованы отгадки к нескольким загадкам. Рисунки выполняются так, чтобы сохранились «персонажи» загадок и «проявились» отгадки (см. рис. 4,5).

            Дали братьям теплый дом,

            Чтобы жили впятером.

            Брат большой не согласился

            И отдельно поселился. (Пальцы и варежка.) 

            Сто один брат

            Все в один ряд

            Вместе связаны стоят. (Забор.)

            Преогромный великан

            Поднял руку к облакам.

            Он работник очень важный,

            Строит дом многоэтажный. (Подъемный кран.)

            За ножку держу,

            Под шляпкой иду.

            Течет вода,

            А мне - не беда. (Зонт.)

            Ты упала мне под ноги.

            Растянулась по дороге.

            И нельзя тебя поднять,

            И нельзя тебя прогнать.

        На меня ты так похожа,

        Будто я шагаю лежа. (Тень.)

        По небесам оравою

        Бредут мешки дырявые,

        И бывает иногда:

        Из мешков течет вода. (Тучи.)

        Махнула птица крылом

        И покрыла весь свет

        Черным пером. (Ночь.)

        Ноги на земле,

        Голова на небе.

        Каменный бочок,

            На боку лесок. (Гора.)

        Уж не солнце ль виновато,

        Что висит на небе вата? (Облака.)

Подобная визуализация образов помогает детям не только отгадать загадку, но и понять, почему, например, тучи названы дырявыми мешками, облака - ватой, слива - яйцом, месяц - краюшкой хлеба.

Конечно, содержание далеко не каждой загадки можно передать при помощи рисунка. В этом случае для нахождения отгадки необходимо правильно построить рассуждение. Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий, которое приводит к возникновению нового удивительного смыслового качества. Например:

         Без рук, без ног,

         А рисовать умеет. (Мороз.)

         Хожу на голове,

         Хотя и на ногах,

         Хожу я босиком,

            Хотя и в сапогах. (Гвоздь в подошве сапога.)

         Хоть нем я и глух,

         А станешь бить меня -

         Закричу. (Колокол.)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути.

         Что за зверь?

         Зимой ест, а летом спит.

            Тело теплое, а крови нет.

         Сесть на него сядешь,

         А с места не свезет.

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него нет крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки - теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» загаданный объект только зимой. Это печь.

Существуют ли принципиально «неразгадываемые» загадки? Наверное, да. Традиционно сложны для детей народные загадки, в которых неизвестные им понятия и незнакомые процессы могут описываться незнакомыми им образами.

         Из липы свито

          Дырявое корыто,

          По дороге идет,

          Клетки кладет. (Лапти.)

          Мочили,

          Колотили,

          Рвали,

          Крутили

         И на стол клали. (Льняная скатерть.)

Таким образом, очень важно правильно подобрать загадку и организовать работу по ее разгадыванию. Выбранная педагогом миниатюра должна соответствовать не только содержанию занятия, но и возможностям детей. Только в этом случае может быть реализован развивающий потенциал загадки и выполнена ее важнейшая миссия - сделать жизнь ребенка интереснее, наполнить ее радостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи:"Учим детей отгадывать загадки".

                     В данном материале указаны рекомендации правильного подбора загадок для детей младшего дошкольного возраста....

учить детей отгадывать загадки, закреплять знания о спорте, спортивных развлечениях, спортивных принадлежностях.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД №22 СТ.КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Учим детей отгадывать загадки

Загадка – это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.Главная особенность...

Статья "Учим детей отгадывать загадки"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, занимающихся практической деятельностью. Статья раскрывает основные приемы отгадывания загадок и методику их использования пи ознакомлении ...

Презентация для детей " Отгадай загадку"

Презентация для детей о зимних видах спорта....

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...