Организации развития речи в старшем дошкольном возрасте в семье.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Типлинская Олеся Владимировна

Консультация для родителей по организации развития речи в старшем дошкольном возрасте в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.raz_.rechi2_.5.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по организации развития речи в старшем дошкольном возрасте в условиях семьи.

                Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Многие недостатки выявляются в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. 

Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. 

У детей изначально существуют все возможности для освоения речи. В любой стране мира новорожденный обладает задатками для освоения того языка, на котором говорят окружающие его люди. Кроме того детей очень интересует языковая деятельность. Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей, говорящий правду – правдун, притонуть — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.

Работа по развитию детской речи должны быть комплексной и решать задачи связанные со всеми сторонами речевого развития – фонетической, лексической, грамматической. Всестороннее влияние на речь ребёнка является обязательным условием развития связной речи. Но стихийное развитие речи не может поднять речь ребёнка на высокий уровень, необходима помощь взрослого, т.е. целенаправленное обучение и общение. Кроме того, взрослый пробуждает у ребёнка интерес к языку и побуждает его к творчеству.

Развитие речи дошкольников очень важная задача, так как всё чаще во время поступления детей в начальную школу, выявляются большие проблемы в их речевом развитии. Дети не умеют грамотно выстраивать свои высказывания, им сложно рассказать о чём-либо, описать какое-либо явление, отсутствует умение рассуждать. Так же они имеют определённые трудности в работе с текстом. 

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо - произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих - шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

               Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

             Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы

резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь

  1. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо

бояться обращаться за консультацией к специалистам. Обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет. Потому что становление речи завершается примерно к 5 годам.

  1. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте

(освоению навыков чтения и письма) т. к. развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.      

Развитая речь в понимании многих родителей - это умение читать (и   писать - хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум.

  1. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению

иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему?            

             Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в  противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается их фонематической стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Для развития речи ребенка можно использовать игры: « Помогаю маме»- перебирать горох, рис, гречку - потренировать свои пальчики. « Угощаю»- вспомнить вкусные слова и угостить друг друга. Можно играть в « сладкие», « соленые», « горькие» слова.» Приготовим сок »- из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый) и т.д.

           « Я заметил»- называть предметы, мимо которых мы проходим: « Я заметил кошку - она пушистая и т.д.  « Доскажи словечко»- сова (летает), а заяц (прыгает), ворона (каркает), воробей (чирикает) и т. д. Можно также играючи учить стихи. Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации. Для запоминания, а если нет мотивации - нет результативной деятельности. Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей.

           При разучивании стихов довольно часто используют принцип: «Повторенье – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например зрительную, вкусовую и др. Но самая сильная память - эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для ребенка веселым, эмоциональным и при этом содержание стиха- осязаемым, видимым, представляемым .Например стихотворение» Две синички»- сначала прочитать выразительно текст, а затем разыграть, изобразить. Показать, как сделать руки « гнездышком» и представить, что там живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплом, прижать к себе.

              Особенно быстро помогает запомнить текст диалогами и действиями различные виды театров с их атрибутикой. Например, стихотворение С. Я. Маршака « Багаж», если разыграть его по ролям с « вещами», которые сдавала дама (игрушками их заменяющими).

             Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол. Дейл Карнеги дает свои советы по улучшению памяти.

  • Первый «закон» памяти - получить глубокое, яркое впечатление о

том, что хотите запомнить, а для этого надо: а) сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

  • Второй «закон»- повторение.
  • Третий «закон» памяти - ассоциация: хочешь запомнить факт –нужно

ассоциировать его с каким- либо другим. Для работы с детьми эти «законы» также применимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи."

 Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мысле...

Консультация для родителей по организации развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель: расширить знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми.Задачи: познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком; расширять степень...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа и я – дружная семья» с использованием фасилитированной беседы.

Цель: Закрепить положительный образ семьи в представлении детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Образовательные:закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе;формирован...

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Совместная работа с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проект "Читающая семья"

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения р...