Проект "Мир сказок"
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Журавлева Светлана Викторовна

Долгосрочный проект для средней группы по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Вознесенский детский сад

Педагогический проект

для средней группы

«Мир сказок»

                                                       Выполнен воспитателем

      С.В.Журавлевой

Актуальность проекта

  • Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
  • К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени, чтобы  сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества, и является важнейшим источником развития речи. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Сказки являются важнейшим источником

развития  детской речи

  • Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, я пришла к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных сказок является эффективным средством развития связной монологической и диалогический  речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. 

Цель: 

спроектировать и  внедрить в практику систему работы по развитию речи детей с использованием форм и методов работы со сказкой в различных видах деятельности.

Задачи:

 развивать активную речь детей и пополнять их словарный запас;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках;

привлекать родителей к сотрудничеству в педагогическом процессе через совместную творческую деятельность.

Ожидаемый результат:

Все дети проявляют интерес к самостоятельным инсценировкам сказок, обыгрыванию сказок при помощи различных видов театра, самостоятельному сочинению сказок. Значительно обогатился  их словарный запас, успешно развивается диалогическая речь. Большинство детей охотно вступают в ролевой диалог с воспитателем и сверстниками, участвуют в коллективном разговоре даже малоговорящие дети. Благодаря использованию разнообразных форм и методов работы со сказкой, овладевают произношением звуков, активно подражают образам животных, используют двигательные и танцевальные движения, большинство детей пользуются интонационными средствами выразительности.

Срок реализации проекта:

Долгосрочный: с 1 сентября 2017 г.

по 30 августа 2018 г. 

                       

Тип проекта: Практико-ориентированный, групповой

Участники проекта: 

дети средней группа

воспитатель

родители

План реализации проекта:

Этапы работы                         Содержание работы

Подготовительный

         Изучение методической литературы по теме проекта.

Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций, картин.

Анкетирование родителей.

Подбор и оформление консультативного материала для работы с родителями по теме.

Разработка плана работы с детьми.

Практический

Непосредственная образовательная деятельность.

Экскурсии и посещения библиотеки, игры, чтение художественной литературы, просмотр сказок.

Консультации по теме.

Драматизация сказок.

Художественное творчество.

Изготовление атрибутов для дидактических игр.

Конкурс семейных творческих работ.

Заключительный:

Выставка совместных с родителями детских творческих работ.

Досуг  «Мир сказок».

Презентация проекта.

Обобщение опыта работы.

Обогащение развивающей среды:

  • в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; 
  • в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров ( плоскостной, настольный, на палочках, перчаточный), лэпбук «Мир сказок»;
  • в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
  • в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ,  репродукции картин по русским народным сказкам.

   

Работа с родителями:

  • Вместе с детьми готовились к конкурсу рисунков и поделок «Моя любимая сказка», досуговому мероприятию «Мир сказок», изготавливали книжки-малышки «Читаем дома сказки»;
  • Принимали участие в изготовлении пособий, дидактических игр;
  • Оказывали помощь в проведении выставок, экскурсий.

 

Формы организации работы:

Образовательные области        

Формы организации образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

        Инсценировки сказок «Теремок», «Репка»

Д/ игры: «Собери картинку», «Кто в теремочке живет?»,«Сказки перепутались», «Угадай по контуру»

Познавательное развитие

        НОД «На поляне сказок», «Незнайка заблудился», беседы «На кого из сказочных героев я похож?»

Речевое развитие

        Пересказывание сказок, слушание, заучивание наизусть, чтение сказок.

Художественно-эстетическое развитие

        НОД «Нарисуй сказку», аппликация «Заюшкина избушка», лепка «Колобок и все, все, все»

Физическое развитие

        НОД, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

 

 

               Заключительный этап:

Выставка совместных с родителями детских творческих работ.

Досуг  «Мир сказок».

Обобщение опыта работы.

Родители стали проявлять интерес к мероприятиям речевой направленности в ДОУ,

стали посещать библиотеку с детьми.

Вывод:

  • Таким образом, сказка является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности. Постепенно у детей формируется готовность к более глубокому восприятию русской народной литературы.
  • В дальнейшем в своей работе я продолжу использовать сказку и другие виды детской литературы   и внедрять  их во все виды  детской деятельности.



Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия «Заюшкина избушка»

Воспитатель: С.В.Журавлева МКДОУ Вознесенский детский сад

Цель:

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

-Продолжать вызывать интерес к устному народному  творчеству.

-Поощрять проявление активности и творчества.

-Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Задачи:

1. Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша — треугольник, окно- маленький квадрат) разные образы сказочных избушек — лубяную для зайчика и ледяную для лисы.

2. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалом и средств художественной выразительности.

3. Развивать творческое мышление, воображение и фантазию.

 

Предварительная работа: Чтение, пересказывание и показ настольного театра  русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве добрый и коварная ( зайка добрый и доверчивый — лиса хитрая).

  Раздаточный материал для каждого ребенка: Лист белой бумаги. Цветные квадраты разного размера. Ножницы, клей, кисточка, подставка для кисти, салфетка, клеенка, поднос.

Персонажи  настольного театра — лиса и заяц, новогодние маски лиса и заяц.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям отрывок из русской народной сказки «Заюшкина избушка» и разыгрывает диалог с помощью персонажей настольного театра:

Жили - были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

• У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла.

Лиса просится к зайцу:

• Пусти меня, Заюшка, хоть на дворик к себе!

• Нет, лиса, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

• Пусти меня, Заюшка, на крылечко.

• Нет, не пущу, зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

• Пусти меня, Заюшка, в избушку.

• Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пожалел и пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке. А зайчик на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

• Зайка, заинька, пусти меня на печку к себе!

• Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил её заяц на печку. Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:

• Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Воспитатель предлагает детям сделать аппликативные избушки: лубяную для заюшки и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек. Воспитатель показывает иллюстрации сказочных домиков, уточняет представление детей о том, из чего сделаны и как выглядят избушки лисы и зайца.

Крепит лист бумаги (основу для композиции), рисует маркером на доске контурную схему постройки: стена - большой квадрат, крыша- треугольник, окошко- маленький квадрат. На основе этой схемы начинает моделировать варианты избушек и включает детей в подбор материалов. Показывает большой квадрат жёлтого (оранжевого, бежевого, терракотового) цвета и спрашивает, что это за деталь (часть постройки)?  Для чей избушки она подойдёт? Быстро приклеивает стену заюшкиной избушки на композиционную основу (справа или слева). Затем показывает большой квадрат голубого (синего, бирюзового, светло-фиолетового) цвета. Повторяет вопрос и приклеивает стену лисьей избушки. Спрашивает детей, как можно сделать крышу. После ответов детей показывает квадрат белого цвета и разрезает его по диагонали на два треугольника. Поясняет, что из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам — ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показывает маленькие квадраты, поясняет, что окошки в избушках могут быть разного цвета — это зависит от светильников и штор. Затем демонстрирует детям новогодние маски зайца и лисы, чтобы дети представили себе, как выглядят лиса и заяц, выглядывающие из окошек своих избушек.

Повторяет и уточняет творческую задачу - на одном листе бумаги сделать картинку- аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная». Стены избушек сложить из квадратов разного цвета, две крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить, а в окошках нарисовать зайчика и лису: как они смотрят друг на друга и разговаривают).

После занятия: Оформление выставки. Составление диалогов, сочинение сказки на новый лад.

Список использованной литературы:

И. А. Лыкова «Изобразительное искусство в детском саду», М. 2011



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в средней группе

Тема: «Нарисуй сказку»

Цель:

Приобщать детей к возрождению народных традиций, через художественное творчество.

Задачи:

Образовательная:

- Закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных.

- Учить создавать коллективную работу – иллюстрации к книжке.

- Продолжать учить смешивать краски для получения разных оттенков.

Развивающая:

- Развивать творческое воображение детей.

Воспитательная:

- Воспитывать чувство любви и уважения к народному творчеству.

Материал: 

-Иллюстрации к сказке «Колобок» художника Е. Рачева.

-Игрушки: зайчик, колобок.

-Белая бумага формата А4.

-Гуашь, кисти.

Предварительная работа:

-Чтение сказки колобок, настольный театр.

-Тонирование бумаги вместе с детьми.

-Рисование деревьев, дорожки, солнца, травы и колобка.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре (сказочная поляна).

Воспитатель: Ребята закройте глаза и сейчас мы с вами окажемся на сказочной поляне.

В мире много разных сказок

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится –

Скажем гостье: «Заходи».

В.А. Стеклова

Воспитатель: Откройте глазки и вот  мы с вами оказались на сказочной поляне.

Воспитатель показывает эпизод встречи колобка с зайчиком                               ( настольный  театр)

Воспитатель: Вот уже сказка к нам пришла. Какая сказка пришла к нам в гости?

Дети: Колобок 

Воспитатель: Что же было дальше? С кем еще встречался колобок?

Дети: с волком, медведем, лисой.

Дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Воспитатель: Какой формы туловище у волка, медведя, лисы?

Дети: (овальной)

Воспитатель: Голова какой формы?

Дети: (круглая)

Воспитатель: Какого цвета медведь?

Дети: Коричневого

Воспитатель: Какого цвета волк?

Дети: Серого

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Рыжая

Воспитатель:  А давайте посмотрим, чем еще животные отличаются друг от друга? У зайчика какие уши?

Дети: Длинные

Воспитатель: А у медведя?

Дети: Короткие

Воспитатель: А какие хвосты у животных? У лисы какой хвост?

Дети: Длинный пушистый

Воспитатель: А у волка? У зайца?

Дети: У волка – серый, У зайца – маленький , короткий

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся

Физкультминутка

Как у наших у зверят (Хлопки в ладоши.)

 Лапки весело стучат:

 Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топанье ногами.)

 А устали ножки,

 Хлопают ладошки:

 Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши.)

 А потом вприсядочку (Приседания.)

 Пляшут звери рядышком. (Прыжки на месте.)

 А как пустятся бежать — (Бег на месте.)

 Никому их не догнать.

Воспитатель: А когда встретился колобок с лисой, что произошло? Лиса хитрая, что она сделала с Колобком?                        

Дети: Попросила колобка сесть к ней на язычок и пропеть последний разок.         А сама его и съела.

Воспитатель: Вспомнили сказку «Колобок»? Нравится вам эта сказка?»

Дети: Да, нравится

Воспитатель предлагает нарисовать картинки для этой сказки и сделать из них книгу.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт,

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

Воспитатель: «Какое животное из сказки вы хотите нарисовать?

Дети: Медведя, зайца, лису, волка

Воспитатель: Кто нарисует медведя?

Дети: Я (Настя)

Воспитатель: Кто нарисует зайца?

Дети: Я (Ксюша)

Воспитатель: Кто нарисует волка?

Дети: Я (Вова)

Воспитатель: Кто нарисует лису?

Дети: Я (Паша)

Воспитатель:  Ребята сейчас я вам раздам наши подготовленные работы. На них мы продолжим рисовать животных из сказки «Колобок».

Воспитатель вместе с детьми выкладывает рисунки на столе в определенной последовательности.

Воспитатель: Когда высохнут рисунки, мы с вами сделаем книжку.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Какие замечательные иллюстрации у вас получились.

Воспитатель: А вы знаете, что в сказках случаются чудеса?

Дети: Да

Воспитатель: Ой,  ребята, а вот и чудо здесь какая-то корзинка. Интересно, что в ней? (на пеньке стоит корзинка).

Дети: Да.

Воспитатель: Показывает детям, что в корзинке. Это наверно герои сказки оставили вам угощения. Давайте скажем им спасибо.

Дети: Спасибо.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

"Путешествие на полянку сказок. "

Речевое развитие

- Закрепить у детей знания о русских народных сказках и сказочных персонажах.

Социально – Коммуникативное развитие

- Активизировать речевую активность детей разнообразными способами и приемами. Создать условия для диалога.

- Обогащать речь детей. Совершенствовать грамматический строй речи, интонационную выразительность. Воспитывать бережное отношение к книгам. Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

Познавательное развитие

- Продолжать развивать представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник.

Физическое развитие

- Развивать ловкость, внимательность, двигательную активность соотносить движения с текстом, перевоплощаться в игровые образы.

Содержание НОД.

-Ребята, смотрите, а нас здесь гости ждут. Давайте с ними дружить. С чего начинается дружба? (с улыбки). Улыбнитесь гостям и они вам улыбнутся. Вот и подружились.

-Ребята, а вы любите читать сказки? (да)

-А вы хотели бы попасть в сказку? (Да)

-Кто знает, на чем туда можно добраться? (дети перечисляют виды транспорта)

-Мы хотим попасть в сказку, значит, нам нужен волшебный транспорт. Предлагаю вам путешествие на ковре-самолете.

Воспитатель расстилает Ковер самолет, а там дырки в виде геометрических фигур.

-Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковер (на подносе лежат геометрические фигуры) Выберите те "заплатки" которые подходят для ремонта ковра. (дети накладывают "заплатки")

Дети берутся за край ковра и проходят по группе

Ковер самолет высоко ты лети

И в сказочный лес детей ты домчи!

- Пока мы летим, назовите мне сказки, какие вы знаете (дети называют).

-Мы приземляемся (аудио запись звука посадки самолета). Закройте глаза и сосчитайте до 5.

На лесной полянке вышли

Поднимайте ноги выше

Через кустики и кочки

Через ветки и пенечки

Кто так ловко шагал?

Не споткнулся, не упал?

Это мы детишки

Девчонки и мальчишки.

-Ребята посмотрите, мы очутились с вами на поляне Сказок. Как здесь красиво. Дети подходят к одной из елочек.  Под ней расположены атрибуты к сказке "Маша и медведь".

-Ой, здесь картинки какие-то лежат (дети поднимают их, рассматривают)

-Из какой сказки этот медведь?

-Как Машенька нашла дорогу домой?

(Напекла пирогов,  забралась в короб, медведь принес ее домой к бабушке с дедушкой).

-Кто из вас, ребята, хотел бы сейчас стать медведем и отнести короб бабушке с дедушкой (ребенок надевает шапочку медведя, жилетку и берет короб).

Ребенок: "Сяду на пенек, съем пирожок ".

-Что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть (не садись на пенек не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.)

-Как ещё в других сказках называют медведя? (косолапый, топотун, Михайло Иванович).

- Мишенька, хочешь поиграть с нашими ребятами в игру «Медвежата в чаще жили»:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

Ребята, посмотрите какая красивая елочка. Давайте присядем здесь отдохнём.

-А под ёлочкой спряталась лиса. Лиса всему миру краса: и хвостик у неё пушистый, и мордочка остренькая. Ну, точь-в-точь лисичка из сказки "Заюшкина избушка".

-Напомните мне, пожалуйста, кто из зверей гнал лису?

-А, что лиса отвечала им.

-Кто все-таки прогнал лису? Среди вас есть такой же смелый как петушок?

-Что сказал петушок лисе?

-Видите, ребята, какой петушок смелый, отважный храбрый.

-А в какой ещё сказке нам встречался петушок? Чем выманивала лисичка петушка? Давайте вспомним эту песенку (дети поют песенку лисы).

-Какие вы знаете сказки, в которых есть лиса? ("Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Лиса и волк").

-Какая лиса в этих сказках? (хитрая, плутовка, обманщица).

Мимо детей прокатывается колобок.

- Ой, ребята, посмотрите, кто это катится по дорожке? Давайте посмотрим, куда это катится колобок? Наверное, к себе в сказку? Скажите, чем заканчивается сказка "Колобок"?

-Давайте придумаем другой конец сказки, хороший (дети придумывают конец сказки).

-Теперь послушайте, как я придумала: «Спел колобок песенку, а лиса ему и говорит: «Славная песенка! Да только, голубчик, стара я стала, - плохо слышу. Сядь мне на носок и пропой еще разок». Знал Колобок все уловки и хитрости лисицы и решил сам ее перехитрить. Спел он ей другую песню – «Колыбельную». Заслушалась лисичка, да и заснула. А Колобок покатился по дорожке назад к бабушке с дедушкой».

-Что-то засиделись мы здесь на полянке, а страна сказок большая, пойдём дальше. Только одно условие, внимательно слушайте музыку и выполняйте правильно движения.

Лесная зарядка (дети выполняют движения характерные для животных).

Ребята, в волшебной стране сказок есть полянка загадок.

Много-много их я знаю.

Вам сегодня загадаю.

Кто внимательным бывает, тот их быстро разгадает.

Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое.

Плачет дед, плачет баба

….

Но их утешает ….(Курочка Ряба)

Унесла его лиса за далёкие леса

Но придет на помощь кот своего дружка спасёт.

Открывай лиса мешок, ты свободен…. (петушок).

….

Она как снег бела, светла

Она как снег боится тепла

Рады солнцу и дети и курочка

Ему не рада только….(Снегурочка)

- Молодцы ребята! Все загадки отгадали. Как много вы знаете интересных сказок. Мы долго путешествовали по волшебной стране. Миша, угости нас, пожалуйста, пирожками, которые испекла Машенька. Ой, Мишенька, у тебя в коробе вместо пирожков книги со сказками. Ребята, а вы знаете, как надо обращаться с книгами?

Путешествие наше закончилось, пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и повторяйте за мной: раз, два повернись, в детском саду очутись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...