Конспект занятия по лексическому развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пугачева Оксана Владимировна

Конспект занятия для подготовительной группы. Задачи занятия обогощать словарный запас детей, воспитывать интерес к богатому русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Конспект занятия по лексическому развитию речи

                         в подготовительной группе.

Тема: фразеологизмы.

Цель:

1. Продолжить знакомство детей с фразеологическими оборотами. Их происхождением и значением.

Задачи:

1.  Обогащать словарный запас детей.

2.  Воспитывать интерес к богатому русскому языку.

Воспитатель: Дети, нам прислал письмо Крош, вот ,что в нем написано:

«Ребята, я вчера читал стихотворение в своей любимой книжке и не смог понять значения выражений. Помогите разобраться. Жду ответа. (Стихотворение прилагается) :

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Чтоб увидеть эту птицу,

Нужно ехать за границу.

Но сегодня Пеликан

Сам приплыл из дальних стран

Пеликан разинул рот:

- Из-под ног уходит плот!

Я – знаток морской науки,

Взять себя обязан в руки!

- Плот пожалуй не спасти

Ты, приятель, не грусти.

Не останешься в беде,

Ни в лесу, ни на воде.

- Я – бывалый капитан! –

Восклицает Пеликан –

И не то со мной бывало,

Но не бросил я штурвала.

Попадая в передряги,

Не терял своей отваги.

Даже, глядя на акул,

Не кричал я «Караул».

В: Дети, как вы думаете: какие выражения не смог понять Крош? (ответы детей)

В: Правильно. «Разинув рот» - ничего не понимая, удивиться, прийти в изумление. Этот фразеологизм мы уже записали с вами в наш альбом «Фразеологизмов». Но вы не заметили еще одно интересное выражение: «Взять себя в руки». Ребята, почему Крош не смог понять это выражение? (ответы). Да, правильно. Это выражение тоже является фразеологизмом. Кто знает, что оно обозначает и как появилось в нашем богатом русском языке? (слушает варианты детей)

В: Показывает картинку с изображением данного фразеологизма.

А вы знаете, что существует множество фразеологизмов со словом «Рука»? В русском языке слово «рука» входит в состав 200 фразеологизмов. Это связано с тем, что еще с древнейших времен «рука» была орудием труда человека, средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь» прежде всего, как то, что находится в руках. В дальнейшем это проявилось в выражениях связанных со значением «иметь»: брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпуская из рук и т. п Еще в середине 19 века одно из значений слова «рука» символизировала власть. Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней. Выражение «Держать себя в руках» - это не значит, что взять себя руками, а означает сохранять самообладание, сдерживать себя от проявления волнения и гнева - подчинять их своей воле. Владеть собой. Такие фразы делают нашу речь образной и красивой.

В: Давайте сейчас отдохнем, а затем попробуем составить предложения с фразеологизмом «Держать себя в руках»

Физкультминутка:

Руки ставим мы вразлет (руки в стороны)

Появился самолет («полетели» как самолеты)

Мах крылом туда-сюда (наклоны влево-вправо)

Делай «раз» и делай «два» (повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два (хлопаем в ладоши)

Руки в стороны держите (руки в стороны)

Друг на друга посмотрите (повороты влево-вправо)

Раз и два, раз и два (прыжки на месте)

Опустили руки вниз (опустили руки)

И на место все садись (сели на места)

В: А теперь ребята, попробуйте составить предложения с этим фразеологическим оборотом. И напишем их Крошу в письме, чтобы ему было все понятно. (Держать себя в руках, что бы не случилось. Командир корабля всегда держит себя в руках и т. д)

В: Какие вы молодцы! У меня к вам предложение: давайте нарисуем рисунки к выражению.

Рисуют рисунки; пишут письмо; заносят новый фразеологизм в альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»Цели деятельности педагога: уточнить, расширить и активизировать сл...

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...

Конспект занятия НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС по теме "Путешествие в страну красивой речи"

Данный конспект занятия направлен на развитие связянной речи, на обогащение словарного запаса и развитие внимания....

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...