КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ образовательной деятельности – «Развитие речи» образовательной области - «Речевое развитие» Тема «Обучение рассказыванию по картинке "Зимние развлечения"»,
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зорина Любовь Сергеевна

Цель: формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ "Зимние забавы" по картине.

Программное содержание:

1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах; формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картинке "Зимние развлечения", активизировать словарь по теме "Зима";

2. Развивать навык правильно выстраивать предложения; развивать выразительность речи, силу голоса посредством фонопедического упражнения «Метель», чувство ритма, память, устную речь, воображение; развивать умение составлять синквейн и мнемокарту.

3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, формировать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать; воспитывать интерес к художественному слову.

 

Предварительная работа воспитателя: беседа о зиме, подбор физминутки, подбор картинок для синквейна и мнемотаблицы, написание конспекта.

 

Предварительная работа с детьми: наблюдение, рассматривание иллюстраций "Зима", накануне во время прогулки «поискать» приметы зимы.

 

Материал к занятию: предметные картинки с изображением зимних забав, опорные картина для составления рассказа по картине, снежные комочки, магнитофон, музыка, клей.

 

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.

 

Формы работы: индивидуальная и групповая

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

образовательной деятельности – «Развитие речи»

образовательной области - «Речевое развитие»

Тема «Обучение рассказыванию по картинке "Зимние развлечения"»,

группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет № 2

https://www.culture.ru/storage/images/e4a2cddbe5b782ed2fe00ddb641bc6cb/107731743ff5c2e646a0f1b9de3f76f3.jpeg

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Зорина Л.С.

 

Оренбург, 2021г.

Цель: формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ "Зимние забавы" по картине.

Программное содержание:

1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах; формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картинке "Зимние развлечения", активизировать словарь по теме "Зима";

2. Развивать навык правильно выстраивать предложения; развивать выразительность речи, силу голоса посредством фонопедического упражнения «Метель», чувство ритма, память, устную речь, воображение; развивать умение составлять синквейн и мнемокарту.

3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, формировать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать; воспитывать интерес к художественному слову.

Предварительная работа воспитателя: беседа о зиме, подбор физминутки, подбор картинок для синквейна и мнемотаблицы, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: наблюдение, рассматривание иллюстраций "Зима", накануне во время прогулки «поискать» приметы зимы.

Материал к занятию: предметные картинки с изображением зимних забав, опорные картина для составления рассказа по картине, снежные комочки, магнитофон, музыка, клей.

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Культурные практики: правовые практики, практики расширения возможностей ребенка.

Технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1.        Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: загадка.

2.        Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, игры, анализ и выводы.

3.        Приемы организации практической деятельности детей: Беседа "Что происходит с природой зимой"; фонопедическое упражнение «Метель» дидактическая игра "Назови зимние приметы и построй горку; физкультминутка «Мы оденем варежки»; состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину; разноуровневые задания.

4.        Приемы поддержки интереса у детей: чередование смены вида деятельности в течение занятия.

5.        Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместная оценка (воспитатель, дети).

Виды деятельности:

1.      коммуникативная

2.      игровая

3.      продуктивная деятельность (наклеивание картинок)

Планируемые результаты:

- ребенок умеет составлять сюжетный рассказ по картинке "Зимние развлечения", умеет отвечать на вопросы, знает приметы зимы, умеет подбирать слова на заданный вопрос, умеет составлять синквейн с помощью опорных картинок.

-  проявляет интерес к информации, которую получает во время общения;

- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач;

 -умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

План ОД групповой работы:

1. Вводная часть: Создание мотива для деятельности: загадка                                                                                                                                                                                                                                                                    5 мин.

2. Основная часть: Беседа "Что происходит с природой зимой"; фонопедическое упражнение «Метель», дидактическая игра "Назови зимние приметы и построй горку» физкультминутка «Мы оденем варежки»; состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину; разноуровневые задания.                                                                                                          15 мин.

3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД групповой работы.                                               5 мин.

Длительность НОД                                                                                    25 мин.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Части НОД

Содержание

Подходы

Вводная часть.

Создание мотива для деятельности детей.

Дидактическая игра

«стоим горку из слов»

(прикрепляет снежки из бумаги на доску).

Фонопедическоге упражнение «Метель»

Эмоциональный настрой. 

Воспитатель: Сегодня нас ждёт много интересного.

Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Отгадайте загадку: и вы узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить

По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?

Воспитатель: Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Дети. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?

Дети. Белые.

Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?

Дети. Снег.

Воспитатель: Отвечаем полным предложением.

Воспитатель: Что надевают люди зимой?

Дети. Шапку, шубу, теплые сапоги.

Воспитатель: Как живется зверям и птицам зимой?

Дети. Трудно.

Воспитатель: Почему? Как можно им помочь?

Дети. Сделать кормушки, давать им корм.

Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние игры?

Дети. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

Воспитатель: Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

Дети. Да.

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас.

Воспитатель: Начинаем:

Зима какая?     

Снежная

Холодная

Суровая

Морозная

Ветреная

Вьюжная

Снег какой?

Белый

Пушистый

Холодный

Колючий

Жесткий

Рассыпчатый

Мягкий.

Воспитатель: Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Воспитатель: Ребята скажите, что изображено на картинке (вьюга, метель сильный ветер) давайте с вами произнесем звук у, (смотрите на мою руку если я поднимаю руку значит метель воет сильнее, а если рука опускается, то тихо)

Мотивационный

Основная часть:

Состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину

Физкультминутка «Мы оденем варежки»

Разноуровневые задания

Беседа по картине «Зимние развлечения».

Воспитатель: Садимся на стульчики (перед детьми мольберт, на котором картина «Зимние развлечения»). Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Дети: На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

Воспитатель: Какая погода стояла в тот зимний день? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Дети. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

Воспитатель: Молодцы, верно. Один ребенок сразу же побежал на горку. София, продолжи, что он делал на горке. (Воспитатель передает слово ребенку).

Дети. рассказ ребенка.

Воспитатель: Молодец, София. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают дети?

Дети. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

Воспитатель: Ребята, какой снеговик получился?

Дети. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

Воспитатель: Что делает мама ребенка?

Дети. Мама везет маленького ребенка на санках.

Воспитатель: Куда собрались старшие дети?

Дети. Они собрались кататься на лыжах.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине?

Дети. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом. Итак, послушайте мой рассказ.
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное. Попробует рассказать Вероника.

Дети. рассказывает

Воспитатель Молодец, Вероника. Ульяна хочет добавить в рассказ что- то интересное. Молодцы, ребята.

Воспитатель Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Дети. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам картина, которую написал художник?

Дети. Да.

Воспитатель: Как можно иначе назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?

Дети. предлагают свои ответы.

Физкультминутка «Мы оденем варежки»

- Давайте покажем, как мы одеваемся на прогулку зимой во дворе.

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать на белой бумаге фигуры гуляющих детей: везет санки, поднял снежок, лепит снеговика, поднял лопатку и тд.

А) составить мнемокарту «Зимние забавы»

Б) составить синквейн «Дети зимой» с помощью опорных картинок

Деятельностный

3.Заключительная часть:

Подведение итогов ОД индивидуальной работы

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Дети. ответы детей.

Воспитатель: Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость, и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Всем спасибо!

Использованная литература:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -80 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №44»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

образовательной деятельности – «Развитие речи»

образовательной области - «Речевое развитие»

Тема «Обучение рассказыванию по картинке "Зимние развлечения"»,

группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет № 2

https://www.culture.ru/storage/images/e4a2cddbe5b782ed2fe00ddb641bc6cb/107731743ff5c2e646a0f1b9de3f76f3.jpeg

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории,

Зорина Л.С.

 

Оренбург, 2021г.

Цель: формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ "Зимние забавы" по картине.

Программное содержание:

1. Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах; формировать умение составлять связный рассказ по сюжетной картинке "Зимние развлечения", активизировать словарь по теме "Зима";

2. Развивать навык правильно выстраивать предложения; развивать выразительность речи, силу голоса посредством фонопедического упражнения «Метель», чувство ритма, память, устную речь, воображение; развивать умение составлять синквейн и мнемокарту.

3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам, формировать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать; воспитывать интерес к художественному слову.

Предварительная работа воспитателя: беседа о зиме, подбор физминутки, подбор картинок для синквейна и мнемотаблицы, написание конспекта.

Предварительная работа с детьми: наблюдение, рассматривание иллюстраций "Зима", накануне во время прогулки «поискать» приметы зимы.

Материал к занятию: предметные картинки с изображением зимних забав, опорные картина для составления рассказа по картине, снежные комочки, магнитофон, музыка, клей.

Методические приёмы: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрения, объяснение, художественное слово, указания, игровые методы и приёмы.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Культурные практики: правовые практики, практики расширения возможностей ребенка.

Технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1.        Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: загадка.

2.        Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, игры, анализ и выводы.

3.        Приемы организации практической деятельности детей: Беседа "Что происходит с природой зимой"; фонопедическое упражнение «Метель» дидактическая игра "Назови зимние приметы и построй горку; физкультминутка «Мы оденем варежки»; состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину; разноуровневые задания.

4.        Приемы поддержки интереса у детей: чередование смены вида деятельности в течение занятия.

5.        Приемы оценки и самооценки: взаимопомощь детей, поощрение, совместная оценка (воспитатель, дети).

Виды деятельности:

1.      коммуникативная

2.      игровая

3.      продуктивная деятельность (наклеивание картинок)

Планируемые результаты:

- ребенок умеет составлять сюжетный рассказ по картинке "Зимние развлечения", умеет отвечать на вопросы, знает приметы зимы, умеет подбирать слова на заданный вопрос, умеет составлять синквейн с помощью опорных картинок.

-  проявляет интерес к информации, которую получает во время общения;

- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач;

 -умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.

План ОД групповой работы:

1. Вводная часть: Создание мотива для деятельности: загадка                                                                                                                                                                                                                                                                    5 мин.

2. Основная часть: Беседа "Что происходит с природой зимой"; фонопедическое упражнение «Метель», дидактическая игра "Назови зимние приметы и построй горку» физкультминутка «Мы оденем варежки»; состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину; разноуровневые задания.                                                                                                          15 мин.

3.Заключительная часть: Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД групповой работы.                                               5 мин.

Длительность НОД                                                                                    25 мин.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Части НОД

Содержание

Подходы

Вводная часть.

Создание мотива для деятельности детей.

Дидактическая игра

«стоим горку из слов»

(прикрепляет снежки из бумаги на доску).

Фонопедическоге упражнение «Метель»

Эмоциональный настрой. 

Воспитатель: Сегодня нас ждёт много интересного.

Я предлагаю вам вместе настроиться на работу.

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Отгадайте загадку: и вы узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить

По лесам и по полям

Я спешила в гости к вам.

По горам и по тропинкам,

Уложила я тропинки,

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

Кто же я?

Воспитатель: Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Дети. Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз.

Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?

Дети. Белые.

Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?

Дети. Снег.

Воспитатель: Отвечаем полным предложением.

Воспитатель: Что надевают люди зимой?

Дети. Шапку, шубу, теплые сапоги.

Воспитатель: Как живется зверям и птицам зимой?

Дети. Трудно.

Воспитатель: Почему? Как можно им помочь?

Дети. Сделать кормушки, давать им корм.

Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние игры?

Дети. Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

Воспитатель: Верно. Зима- чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки. А горки, мы насыпали из снега. А вы знаете, ведь горку можно построить даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов?

Дети. Да.

Воспитатель: Мы будем придумывать, называть слова и строить горку. Посмотрим насколько высокая горка получится у вас.

Воспитатель: Начинаем:

Зима какая?     

Снежная

Холодная

Суровая

Морозная

Ветреная

Вьюжная

Снег какой?

Белый

Пушистый

Холодный

Колючий

Жесткий

Рассыпчатый

Мягкий.

Воспитатель: Какие вы молодцы, назвали много разных слов о зиме, высокая горка получилась у вас!

Воспитатель: Ребята скажите, что изображено на картинке (вьюга, метель сильный ветер) давайте с вами произнесем звук у, (смотрите на мою руку если я поднимаю руку значит метель воет сильнее, а если рука опускается, то тихо)

Мотивационный

Основная часть:

Состав сюжетного рассказа "Зимние забавы" с опорой на картину

Физкультминутка «Мы оденем варежки»

Разноуровневые задания

Беседа по картине «Зимние развлечения».

Воспитатель: Садимся на стульчики (перед детьми мольберт, на котором картина «Зимние развлечения»). Ребята, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?

Дети: На картине зима, потому что снег лежит на земле, деревьях и кустах.

Воспитатель: Какая погода стояла в тот зимний день? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Чем были заняты дети?

Дети. Дети вышли на прогулку, кататься на лыжах, на санках.

Воспитатель: Молодцы, верно. Один ребенок сразу же побежал на горку. София, продолжи, что он делал на горке. (Воспитатель передает слово ребенку).

Дети. рассказ ребенка.

Воспитатель: Молодец, София. Ребята, посмотрите на снеговика. Что делают дети?

Дети. Девочка прикрепляет ему метлу, а мальчик одевает на голову ведерко.

Воспитатель: Ребята, какой снеговик получился?

Дети. Красивый. В ярком шарфике, нос из морковки.

Воспитатель: Что делает мама ребенка?

Дети. Мама везет маленького ребенка на санках.

Воспитатель: Куда собрались старшие дети?

Дети. Они собрались кататься на лыжах.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, каких птиц видите на картине?

Дети. С красной грудкой- снегири.

В. Ребята, а сейчас надо составить рассказ о картине в целом. Итак, послушайте мой рассказ.
Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное. Попробует рассказать Вероника.

Дети. рассказывает

Воспитатель Молодец, Вероника. Ульяна хочет добавить в рассказ что- то интересное. Молодцы, ребята.

Воспитатель Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?

Дети. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.

Воспитатель: Ребята, понравилась вам картина, которую написал художник?

Дети. Да.

Воспитатель: Как можно иначе назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?

Дети. предлагают свои ответы.

Физкультминутка «Мы оденем варежки»

- Давайте покажем, как мы одеваемся на прогулку зимой во дворе.

(Дети садятся на свои места.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать на белой бумаге фигуры гуляющих детей: везет санки, поднял снежок, лепит снеговика, поднял лопатку и тд.

А) составить мнемокарту «Зимние забавы»

Б) составить синквейн «Дети зимой» с помощью опорных картинок

Деятельностный

3.Заключительная часть:

Подведение итогов ОД индивидуальной работы

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятие?

Дети. ответы детей.

Воспитатель: Учились составлять рассказ по картине «Зимние развлечения». Да зима волшебное время года, на улице снег чистый, пушистый, дышится легко, морозный воздух вливает в нас бодрость, и мы рады проказам матушки-зимы.

Молодцы, ребята, умницы! Занятие окончено.

Всем спасибо!

Использованная литература:

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. -80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Конспект занятия  по развитию речи в подготовительной группеТема:  «Путешествие в страну Красивой речи» образовательная область «Речевое развитие»Цель:...