Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Волокитина Ольга Михайловна

Программные задачи:

1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.

2. Учить проговаривать слова сложной слоговой структуры: холодильник, мясорубка, соковыжимал­ка, овощерезка, хлеборезка,  кофейник. 

 3. Усвоить названия продуктов питания, что из них можно приготовить. 

 4. Продолжать учить составлять описательные рассказы  с использованием предлогов в, из, с в самостоятельной речи.

5. Учить различать звуки «З» и «ЗЬ». Закрепить умение давать  характеристики звукам.

6.   Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

7.  Воспитывать умение действовать в подгруппе  слаженно, уважать и слушать товарищей, педагогов,  учить осуществлять самооценку своей деятельности.

 Предварительная работа: повторение сказки «Золушка»

Оборудование: макет сказки со съемными  персонажами, дидактическая игра «Веселые поварята» с демонстрационным материалом и раздаточным,  модели предлогов: для, в, на, с,  звуковые сигналы, карточки на дифференциацию твердых и мягких звуков,  буква [З], тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Развитие  речи»

Базовый вид образовательной    деятельность «Развитие  речи»

Образовательная область: «Речевое развитие».

Лексическая тема: «Продукты питания»

Тема: «Использование продуктов питания в приготовлении пищи». Закрепление использования предлогов для,  в,  из, с в самостоятельной речи. Дифференциация звука «З» - «ЗЬ»

Программные задачи: 

1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.

2. Учить проговаривать слова сложной слоговой структуры: холодильник, мясорубка, соковыжималка, овощерезка, хлеборезка,  кофейник.  

 3. Усвоить названия продуктов питания, что из них можно приготовить.  

 4. Продолжать учить составлять описательные рассказы  с использованием предлогов в, из, с в самостоятельной речи.

5. Учить различать звуки «З» и «ЗЬ». Закрепить умение давать  характеристики звукам.

6.   Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

7.  Воспитывать умение действовать в подгруппе  слаженно, уважать и слушать товарищей, педагогов,  учить осуществлять самооценку своей деятельности.

 Предварительная работа: повторение сказки «Золушка»

Оборудование: макет сказки со съемными  персонажами, дидактическая игра «Веселые поварята» с демонстрационным материалом и раздаточным,  модели предлогов: для, в, на, с,  звуковые сигналы, карточки на дифференциацию твердых и мягких звуков,  буква [З], тетради.

Ход ООД:

I. Организационный момент

1. «Солнышко»

- Дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка? В ней говориться о несчастной девушки, у которой была злобная мачеха, напустившая ее на бал?

 Догадались в гости, к какой сказки мы сегодня отправимся в путешествие?

Психогимнастика

      -  Вспомните и покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразите злобную мачеху и ее дочерей, покажите какое доброе лицо было у Волшебницы.

II. Определение темы образовательной деятельности

Логопед подводит детей к макету сказки,  выставляя главных персонажей: Золушку и мачеху.

- Бедной Золушке так хочется на бал, но злая мачеха ее не пускает, говорит: «Слишком много у тебя дел на кухне? Посмотри, какой беспорядок. Тебе нужно к моему приезду приготовить из всего этого как можно больше угощений для моих дочек. Если конечно ты успеешь?!!! /На макете прикреплены  продукты питания,  которые готовы к употреблению и продукты, нуждающиеся в приготовлении/.

- Давайте поможем Золушке   навести порядок на кухне,  и может быть она успеет еще побывать на баллу,  и встреть там принца.  

   1. «Готово – не готово»

- Давайте поможем Золушке   навести порядок на кухне,  и может быть она успеет еще побывать на баллу,  и встреть там принца.  

     Посмотрите на эти продукты «Что готово к употреблению, а что нуждается в приготовлении?»  /Конфеты, торт, бублики, пряники,   морковка, капуста, свекла, лук  и кусок мяса/.

- Какие продукты можно уже подавать к столу? /Конфеты, торт, бублики, пряники/.

- У нас остаются  какие продукты? /Морковка, лук, свекла, мясо, капуста/.

- Какое блюдо можно приготовить из этих продуктов? /Борщ, суп мясной с овощами/.

- Золушка будет готовить что? /Золушка будет готовить борщ/

2. «Для чего нужен предмет?» Употребление предлога для.

-  У Золушки времени так мало,  она  не успевает, а огонь слабо горит в очаге.    Что бы ей помогло приготовить быстрее?  /  Бытовая  техника    используемая на кухне и  посуда/. 

-  Но Золушка еще не знает,  для чего  она  нужна.  

-  Для чего нужны следующие предметы:  холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар, овощерезка, хлеборезка, чайник, кофейник, миксер, плита.

 - Какое маленькое  слово предлог  помогла нам объяснить Золушке. /ДЛЯ/

- Золушка получила плиту и теперь быстро все приготовит.

 3.  «Мы помогаем Золушке  варить борщ »Составление предложений    с использованием предлогов из, на, в, с.  

а) -Золушка будет готовить борщ, из каких продуктов? / Золушка будет готовит Борщ из овощей и из мяса/. Какое маленькое слово предлог  нам помогает /ИЗ/ Найдите его в кассах.

Б). - На чем будет готовить Золушка борщ?/Золушка будет готовить борщ на плите/ 

   - Какая посуда ей понадобится? /Ей понадобится кастрюля/

   - Куда Золушка поставит кастрюлю? / Золушка поставит кастрюлю на плиту/  Какое маленькое слово предлог    помогает /НА/ Найдите его в кассах.

в).  -   Какие продукты мы положим в кастрюлю?/ Положим в кастрюлю  капусту.... / Какое маленькое слово предлог   помог  /. Найдите его в кассах.

г). – Какое блюдо у нас получилось? С чем наш суп, борщ?  /Суп с овощами и с мясом/ Какое маленькое слово предлог нам помог /С/. Найдите его в кассах.

- Из какой посуды его можно есть. /Из столовой/.

- Вы помогли Золушке сварить суп с помощью, каких предлогов/ ИЗ, НА, В, С/.

Золушка получила в подарок красивое платье.

Физкультминутка -  логоритмика

  «Продукты».  

Жили-были сыр, котлеты,

 Мармелад, зефир, конфеты,

 Соки, овощи и фрукты,

Называем их — продукты,

Называем их — еда,

Очень любим их всегда!

 4.  «Что приготовим?» составление описательного рассказа самостоятельно с использование предлогов из, на, в, с,  по таблице.

- Вряд ли Золушка сможет, накормить Злобную мачеху и ее дочерей одним супом. Нужно приготовить еще что-то. 

- Посмотрите,  на столах у каждого из вас конверт,  на котором изображена посуда с помощью, которой можно приготовить блюдо и из чего его,  потом можно будет съесть. А внутри  конверта   набор продуктов, из которых вы сейчас будете готовить, каждый свое блюдо.

1. Кастрюля, стакан: сахар, фрукты  ---  Компот

2.  Кастрюля, тарелка:   овощи, мясо ---  Суп

3. Кастрюля тарелка: молоко, масло --- Каша

4. Чайник, стакан: сахар, молоко, кофе --- Кофе с молоком

5. Чайник, стакан, тарелка: сахар, заварка, хлеб, масло, колбаса, сыр – Чай с бутербродами.

6. Сковорода, тарелка: вермишель, мясо, масло -  лапша с мясом.

7. Кастрюля, тарелка: мясо, вермишель – Суп с вермишелью.

8. Сковорода, тарелка: овощи, мясо, масло --- Тушенные овощи с мясом.

9. Сковорода, тарелка: яйца, масло – Яичница.

10. Кастрюля, тарелка: молоко, лапша – Молочная лапша.

11. Сковорода, тарелка: мука, молоко, масло – Блины.

 - Дети достаньте  продукты и определите, какое блюдо можно приготовить. /Педагог подходит к каждому и спрашивает, что он будет готовить./ Затем выборочно 2-3 ребенка рассказывают с опорой на таблицу:

- что они приготовили,

- из чего,

- в какой посуде варили,   жарили, кипятили,

- в какой посуде можно есть .

Каждый рассказывает, что он приготовил, а что его сосед. / Я приготовил суп, а Даша, кашу/.

 Упражнение на снятие мышечного напряжения

  Имитационное упражнение – снимают напряжение мышц, улучшают эмоциональное состояние ребенка. Дети выходят из-за столов и под слова воспитателя,   заданный ритм выполняют движения, имитирующие подними  опускающийся потолок, отодвинь надвигающуюся стену.

  III. Дифференциация  Звуков «З – ЗЬ»

- Вы помогли Золушке, справится с заданиями злой мачехи. И посмотрите, произошло волшебство: у нее не только  красивое платье но и  карета,  на которой она сможет добраться до замка принца.   Она   отправляться   на бал.  Путь не близкий, опасный.  Расставила Злая мачеха   по дороге   ловушки.  И только вы можете помочь Золушке, продвигаться вперед.

1. Характеристика звуков

-  Какой первый звук в имени Золушка / «З»/.  

-   Какой звук  будут нам  помогать выполнять задания по дороге на бал? Звук  -  [З ]. Дайте характеристику этого звука по таблице: /согласный, звонкий, твердый/.

-  А есть ли у него младший брат? / «ЗЬ»/ Дайте характеристику этого звука по таблице: /согласный, звонкий, мягкий/.

2. «Твердый - мягкий».

- Я вам называю слог с твердым звуком «З», а вы мне возвращаете с мягким «ЗЬ»: за- зя,  зо –зё, зы- зи, зу- зю.

 3. «Зажги фонарик в домиках»:

- Я вам назову слова, а вы должны будете зажечь фонарик, если в слове твердый звук «З» - синий фонарик, если  мягкий  - зеленый: зебра, зонт, заяц, зима, корзина, земляника,   козел, знак, роза, обезьяна. /Так же определяется место звука в слове: начало, середина/

4. Индивидуальная  работа: «Зажги нужный  фонарик  в своих картинках».  /дети раскладывают картинки в соответствии с позицией звука в этом слове, твердый – синий фонарик, мягкий – зеленный фонарик/

Пальчиковая гимнастика

«Кулак, ребро, ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с логопедом, затем в памяти в течении 8 – 10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, затем двумя руками вместе.  

5. Работа в рабочих листах

Нам осталось выполнить  последнее задание. Откройте тетради.

 -   Какие звуки помогают Золушке продвигать карету вперед к замку ? /Звуки З –ЗЬ/.   Звуки мы слышим, а что мы видим? /Буквы/  Звуки «З – ЗЬ» на письме обозначают одной буквой – буквой З.  Что нужно сделать, чтобы Золушка встретилась с принцем? Обвести все буквы З. Посмотрите, из каких элементов она состоит? /Из двух полуовалов, верхнего и нижнего. Верхний меньше, чем нижний. Буква смотрит влево. Возьмите ручки и обведите букву З  в воздухе. А теперь найдите дрогу на рабочих листах, обведя только буквы «З».

Глазодвигательная гимнастика.

«Рисуем глазами» -  упражнения для глаз снимает утомляемость.

И.п.: сидя (стоя), желательно повернуться к нечем не заполненной стене.  Ребенок медленно рисует  спиральки, зигзаги, заборчик, квадрат, круги и т.д.  Справа налево и слева направо.  Осваивая  упражнение, можно рисовать фигуры пальцев в воздухе, следя за ними глазами.

IV. Итог образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование образовательной работы с детьми по теме: «Продукты питания»

Примерное планирование образовательной работы с детьми ЗПР по теме: «Продукты питания»Цель: Развивать интерес к знаниям по данным темам.Задачи: Продолжать расширять словарный запас, у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». Лексическая тема: «Мебель»

Актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи и с использованием ИКТ....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ подготовительная логопедическая группа. Тема: Продукты питания

Тема: Продукты питания Цель:  Расширять знания о продуктах питания, закреплять умение классифицировать продукты питания, формировать представления о значении   некоторых...

Речевые игры по теме "Продукты питания"

Консультация для родителей. Речевые игры на тему "Продукты питания"...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе

Цель: активизировать речь детей и обогащать словарный запас.Задачи: - Упражнять детей в нахождении звука в словах, развивать фонематический слух; - Закреплять знания детей правильно делить с...