Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Волокитина Ольга Михайловна

 Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  дифференциации  их на слух и в произношении.   Определение  места звука в начале и в конце слова. Звуковой анализ:  ВЫ, ВОТ.

Коррекционно-развивающие задачи.  Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений,   зрительного внимания и восприятия, артику­ляционной и тонкой моторики. Подготовка руки к письму — упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v-v_dikie_zhivotnye.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Звуки «В - ВЬ».  

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  дифференциации  их на слух и в произношении.   Определение  места звука в начале и в конце слова. Звуковой анализ:  ВЫ, ВОТ.

Коррекционно-развивающие задачи.  Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений,   зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики. Подготовка руки к письму — упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Формирование взаимопонимания, доброжелательности.

Ход занятия.

1.Оргмомент. Отгадать загадку. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный?(Волк.)

У волка бывает разное настроение. Когда ему хорошо, он поет такие песни: в-а-а-а; в-о-о-о; в-у-у-. Но бывает волку и скучно, и грустно, и одиноко. Тогда он поет по-другому: в-и-и-и (воспитатель имитирует). А сейчас, ребята, скажите, какое настроение вы  слышится в песнях волка?

Вы обратили внимание, что в разных песнях звук произносится по-разному: в одних уверенно, твердо, а в других печально, мягко. Давайте еще раз послушаем песни волка и определим, где звук звучит твердо, а где — мягко (повтор песен волка).

2.Артикуляционная и дыхательная  гимнастика.

3.Фонетическое упражнение. Как воет волк? (В – в – в) Как вы думаете с каким  звуком мы  познакомимся? Правильно со звуком «В».Характеристика звука. Когда мы произносим звук «В», Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята, голосовые связки вибрируют. Значит он звонкий. Символ звука.  

Физминутка.    

 Зайки белые сидят И ушами шевелят. Вот так, вот так,

И ушами шевелят. Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть  Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть. Зайкам холодно стоять.

Надо зайкам поплясать. Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать. (Ребенок выполняет соответствующие движения.).

4. «Хлопушки». Волк-волчок — серый бочок! Уж очень у тебя песни однообразные их сразу можно узнать. «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»: в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

 5. «Повтори чистоговорку».  Идет волк по лесу. Видит, ворон летит. Так захотелось волку сделать что-то приятное для него. И он сочинил ему песенку. Вот она: Ворон — птица важная, Важная, отважная. Повторить  песенку волка (хором, индивидуально).

6. «Найти слова на заданный звук». Понравилась песенка ворону. Идут они по лесу, поют песню и пришли на большую поляну. Там проходила ярмарка.  Волк купил себе .... (Далее дети перечисляют предметы, в названиях которых есть звуки [в — в'].) Картинки

7. Заменить первый звук в   словах на звук [В]. Какие новые слова получились?

Газы — вазы,  полк — ...,  дата — ...,   грач — ...,

пышка — ...,   голос — ..., корона — ...

8.  Дидактическое упражнение Дидактическое упражнение  «Определи место звука в слове». Найди где спрятался  звук «В»?  вата, завод,  ванна, вахта, диван, сова, варежка;    

9. Работа в кассах. Чтение символов. Звуковой анализ: ВЫ, ВОТ.

10.Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом есть нора- надёжный дом, (загибать по пальцу обеих рук)

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустом ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть  у каждого свой дом, всем тепло уютно в нём. ( удары ладонями и кулачками поочерёдно)

11.Работа в тетрадях.  Бежит волк по лесу. А навстречу ему — ежик. Да необычный ежик, без иголок. Обрадовался волк. Легко будет ему ежика поймать. Давайте поможем ежу. Нарисуйте колючки-иголки на спинке, да побольше. Отрывистыми линиями рисуют иголки, следить, чтобы рука двигалась сверху вниз.

12. Зрительная гимнастика

Три медведя

Три медведя шли домой.

Лапа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

 А сынок малютка просто.

13. Итог. Что нового узнали на занятии? Какие бывают звуки? Что понравилось? Логопед обобщает ответы детей.

Занятие 44.

Тема:  Звуки «В - ВЬ».  

Коррекционно-образовательные задачи. Закрепить навыки различения   и произношения звуков В-ВЬ;  развивать фонематический  слух; Различать звуки по твёрдости – мягкости.  Упражнять детей в звуковом анализе. Упражнять в составлении предложений с предлогами  в, на.

Коррекционно-развивающие задачи.  Развитие речевого слуха, связной речи, фонематических представлений,   зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики. Подготовка руки к письму — упражнять детей в правильном распределении мышечной нагрузки.

Коррекционно-воспитательные задачи.. Формирование взаимопонимания, доброжелательности.

                                                          Ход занятия.

1.Оргмомент. Надоело волку быть вредным и злым. Пришёл он к доброй волшебнице и просит её:» Добрая волшебница сделай так, чтобы я стал вежливым, внимательным, воспитанным, весёлым. Чтобы все звери меня уважали. Назовите слова со звуками (В)(ВЬ) в просьбе волка.

 2. Артикуляционная  и дыхательная  гимнастика.

Заборчик»-«Хоботок» (ии-уу);«В лесу» (аа-уу);«Овал» (оо); «Почистить» зубки языком; «Облизать» верхнюю и нижнюю губу; «Уколоть» щеки языком; «Качели» (кончик языка прикасается поочередно то к верхней губе, то к нижней); «Болтушка» (движение языком вперед-назад); «Лошадки» (цоканье языком); «поцелуем куклу»; «Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе).

3. Уточнить артикуляцию  и характеристику  звука «В».  А у звука В» есть брат ВЬ- (зелёный квадрат).Каким был волк , каким он хочет стать?

4. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-вя,  во-вё,  вы-ви.

 5.Физминутка.

 Зайки белые сидят И ушами шевелят. Вот так, вот так,

И ушами шевелят. Зайкам холодно сидеть,

Надо лапки им погреть  Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть. Зайкам холодно стоять.

Надо зайкам поплясать. Вот так, вот так,

Надо зайкам поплясать. (Ребенок выполняет соответствующие движения.).

6. Упражнение «Сигнальщики»: веник, волос, винт, ваза, волк, ведро, вилка.

7.  Упражнение «Подставь звук «В»:  …аза,  …арежки,  …аленки, …аренье,  …агон, ..ата, …анна, …олосы, …орона.

8.Работа в кассах. Звуковой анализ:  ВЫ, ВОТ.  

9. Упражнение «Маленькое слово предлог». Выполнение инструкций. Положи книгу в сумку. Положи книгу на стол. (Что ты сделал? Где лежит книга?);

— для лучшего понимания и запоминания значения предлогов — соотнесения предлога с его схемой; выбора нужного предлога: Волк живет... лесу. Снег лежит... крыша, (в, на);

— выделения предлога из предложения: ваза стоит на полке. Конфеты продают в магазине;

— составления предложений по опорным словам: дом, мальчик, идти, в; на, Маша, сидит, диван;

— самостоятельного придумывания предложений с предлогами на, в.

10. Пальчиковая гимнастика.

 У лисы в лесу глухом есть нора- надёжный дом, (загибать по пальцу обеих рук)

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустом ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть  у каждого свой дом, всем тепло уютно в нём. ( удары ладонями и кулачками поочерёдно)

11.Работа в тетрадях. Работа в перфокартах на диффренциацию звуков «В - ВЬ».

12. Зрительная гимнастика

Три медведя

Три медведя шли домой.

Лапа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

 А сынок малютка просто.

13. Итог. Что нового узнали на занятии? Какие бывают звуки? Что понравилось? Логопед обобщает ответы детей.

НОД

Тема: «Дикие животные».  

Коррекционно-образовательные задачи.   Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук,заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта,мех, шкура,лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка', дикий, хищное, травоядное, голодный, злой', менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок.      

Коррекционно-развивающие задачи.  Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные задачи.  Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения

Ход занятия.

1. Орг момент:  Игра с мячом «Большие и маленькие».  А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть  животное. Вы будет ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне.

2. Артикуляционная и дыхательная  гимнастика. Заборчик»-«Хоботок» (ии-уу);«В лесу» (аа-уу);«Овал» (оо); «Почистить» зубки языком; «Облизать» верхнюю и нижнюю губу; «Уколоть» щеки языком; «Качели» (кончик языка прикасается поочередно то к верхней губе, то к нижней); «Болтушка» (движение языком вперед-назад); «Лошадки» (цоканье языком); «поцелуем куклу»; «Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе). «Блинчик» ( язык лежит на нижней губе не подвижно», «Остудили блинчик» (подуть на кончик языка),  «Скушали блинчик» (верхняя губа касается языка на пя-пя-пя), «Хомячок» (Надуть щеки, покатать воздушный шар от одной щеки к другой и медленно сдуть воздух).        

 3. Дидактическое упражнение «Угадай кто это?»: бурый, косолапый, неуклюжий  -…, серый, зубастый, страшный - …хитрая, пушистая, рыжая - …маленький, длинноухий, пугливый - …, серый - …, косолапый - …хитрая  - …, колючий - …

4 . Дидактическое упражнение «Скажи ласково»: белка – белочка…

5. Физкультминутка.  

Мы пришли в зимний лес,                         Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес,                     Разводят руки.

Справа – березка в шубке стоит,              Отводят руку, смотрят.

Слева – елка на нас глядит.                      

Снежки в небе кружатся,                          Выполняют движение «фонарики» и смотрят вверх.

На землю красиво ложатся.                       Кружась, приседают.

Вот и зайка прискакал,                               Прыжки.

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,                             Наклоны в стороны.

Он себе добычу ищет!

Все мы спрячемся сейчас,                        Приседают, прячась.

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,                 Имитируют сон.

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири, Как красивы они!           Имитируют полёт птиц.

В лесу красота и покой,  А нам пора уже домой.    Садятся на свои места.                               

6. Дидактическое упражнение «Один – много»: волк – волки – волков и т.д.

7. Дидактическое упражнение «Назови семью»

8. Дидактическое упражнение «Кто как голос подает?» лиса – тявкает, медведь – рычит, волк – воет, ежик – пыхтит.

9. Дидактическое упражнение «Про кого можно сказать» охотится - …, крадется - …, воет - …, кусается - …, прыгает - …,скачет -…, переваливается -…, хитрая -…, выслеживает -…

10. Дидактическое упражнение «Кто где живет?»: в норке,  в логове… «Кому что дадим?»  мясо, мед. Малину, морковку, яблоко, орехи, грибы.

11.Составление рассказов-описаний о диких животных по схеме.

 Сейчас вы составите загадки-описания о животных,  Вам поможет эта схема — картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет — в лесу или у человека. Какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

 Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.

12. Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом есть нора- надёжный дом, (загибать по пальцу обеих рук)

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.

Под кустом ёж колючий нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт там лапу.

Есть  у каждого свой дом, всем тепло уютно в нём. ( удары ладонями и кулачками поочерёдн

13. Работа в тетрадях. Рисовать модели диких животных.    

14.  Зрительная гимнастика

Три медведя

Три медведя шли домой.

Лапа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

 А сынок малютка просто.

Движения глазами вверх .Движения глазами вперед . Смотрят вниз

15. Итог. Оценка работы детей.  Логопед предлагает детям вспомнить по порядку все задания, которые они выполняли, рассказать, что им понравилось делать. Потом он оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Лексическая тема: «Продукты питания»

Программные задачи:1. Вспомнить  названия бытовых приборов используемых при приготовлении пищи,  и знать для чего они нужны. Закрепление использование предлога для.2. Учить проговаривать сло...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Развитие речи» образовательная область «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Ознакомление с предметным и социальным окружением» образовательной области «Познавательное развитие» для детей...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе детского сада «Путешествие на планету Бытовой техники».

Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Азбука безопасности». ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) для детей младшей группы.

Тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба»». Цель: познакомить со сказкой «Курочка Ряба» (обраб. К. Ушинского),Задачи:Образовательные:Знакомство детей с сюже...