РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
занимательные факты по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чигринская Татьяна Сергеевна

Фонетические сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

  • Отгадай, что звучит
    Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
  • Солнце или дождик
    Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
  • Разговор шепотом
    Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
  • Посмотрим, кто говорит
    Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
  • слышим звон и знаем, где он
    Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.



РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  • Подскажи словечко
    Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
  • Маленький учитель
    Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

  • Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
    Услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  • Внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  • Нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • Зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  • Сложи звук
    Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
  • Скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.


Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

  • Услышишь - хлопни
    Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
  • Внимательный слушатель
    Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
  • Нужное слово
    По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
  • Зоркий глаз
    Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
  • Сложи звук
  • Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
  • Скажи наоборот
    Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

                                                       Фонематические сказки.

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»



Фонематические сказки: звук 'А'

Жил-был звук
«a».
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__».
Иногда звук
«a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко:
«a, a, a».
Когда звуку
«a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук
«a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
 \
  A

a
 \
  a

a
 \
  a__a__a

a
 \
  a

a
 \
  a

a
 \
  a


Всем вокруг нравился звук
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a»? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
    a
     \
      a

    a
     \
      a__a__a
  • За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»



Фонематические сказки: звук 'У'

Жил да был звук
«у».
У звука
«у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук
«у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук
«у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук
«у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук
«у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
  • На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»



Фонематические сказки: звук 'О'

Жил-был звук
«о».
Очень звук
«о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук
«о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук
«о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»



Фонематические сказки: звук 'И'

Жил-был звук
«и».
Рот у интересного и привлекательного звука
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук
«и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ », «и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»



Фонематические сказки: звук 'Э'

Жил да был звук
«э».
Звук
«э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук
«э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук
«э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»



Фонематические сказки: звук 'Ы'

Жил-был звук
«ы».
Известен был звук
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук
«ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук
«ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук
«ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
  • На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
  • Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»

.

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ



Часть первая 

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.

Фонематические сказки: гласные звуки

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы». 

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы». 

Фонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звуки

Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы». 

Фонематические сказки: гласные звуки

Фонематические сказки: гласные звуки

А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы». 

Фонематические сказки: гласные звуки

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит
«а», - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал
«у».
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил
«о».
- И люди в домах живут, - тихонько заметил
«и».
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились
«э» и «ы».

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.



Часть вторая 

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Фонематические сказки: звук И-краткий

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой». 

Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...». 

Слушал-слушал «а», да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
-
«йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул
«у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-
«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил
«О».
- Пожалуйста.
-
«йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил
«Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
-
«йэ, йэ, йэ». 

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Радуется «и-краткий»: поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ». 

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал
«и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с
«и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы». 

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а»,, со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э». 

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
«я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой
«ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой
«ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой
«е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
«я», «ю», «ё», «е». 

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Фонематические сказки: мягкий согласныйФонематические сказки: твердый согласный



Вариант окончания сказки для дошкольников 

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников 

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.

Фонематические сказки: гласные звуки

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э». 

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....