Конспект ООД в логопедической старшей группе в соответствии ФГОС по теме «Дифференциация С – Ш».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект ООД в логопедической старшей группе в соответствии ФГОС    по

 теме «Дифференциация С – Ш».

  Цель: Учить различать С – Ш  на слух и в произношении.

   Задачи:

 Коррекционно – образовательные:

Учить различать изолированные звуки С и Ш, С и Ш в слогах, в словах, в предложениях, буквы С и Ш. Познакомить с понятием алфавит.

Учить определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук, слог.

Учить детей давать характеристику звукам С и Ш, сравнивать их.

Учить различать и употреблять в предложении слова – квазиомонимы.

Учить устанавливать причинно – следственные связи в сложноподчиненных предложениях.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховой, зрительный, речедвигательный анализатор.

Развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в звуковом анализе.

Развивать произвольное внимание, словесно – логическое мышление путем исправления сложноподчиненных предложений.

Развивать тактильно – кинестетическое восприятие через упражнения речедвигательной ритмики.

Стимулировать познавательную активность.

Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к коррекционным занятиям.

Воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Оборудование:

Экран для мультимедийного показа, мультимедийное пособие «Лучшая азбука в стране букв», воздушный шар, сундук, пальма, кокосы с обозначением слогов, зеркала, мешочки с буквами, обручи, подносы с манкой, предметы на С и Ш, блопены (фломастеры), трафареты букв.

Ход организованно – образовательной деятельности :

Организованная образовательная деятельность

Организационный момент.

-Вы любите сказки? С помощью волшебного экрана увидим сказочную историю.

(Видеосюжет.)

Актуализация знаний и подготовка к усвоению новых знаний.

Выстроились буквы в алфавит (алфавит на экране).

-Знаете ли вы, сколько букв в алфавите?(33)

-На одной живут странице и повсюду славятся

33 родных сестрицы – истинных красавицы!

-А как же появились буквы?

-Много лет назад было время, когда люди не умели ни читать, ни писать – не было букв на свете. Люди  рисовали то,  что хотели запомнить, но постепенно рисунки превращались в значки, потом каждый  значок обозначал слово,  слог, наконец, букву.

Вот оказывается какая давняя история у наших букв!

-Вспомните, о чем беспокоились буквы в видеосюжете? (Буквы С и Ш часто ссорились и  одна из букв могла в любой момент  покинуть страну Буквию!)

-Что же делать? ( Нужно подружить буквы, доказать их важность и необходимость).

-А вы хотите попасть в страну Буквию ?

Держитесь за воздушный шар! Когда совершаем полет, слышим песенку ветра: с-с-с-с и шум волн: ш–ш–ш–ш. Вот мы и на острове.

- А где же буквы С и Ш? ( Дети находят сундук).

Сундук закрыт на замок. Откроем его с помощью пальчиковой гимнастики:

На дверях висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

 В сундуке дети находят гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, И (  называют их, изображают их с помощью речедвигательной ритмики  А.Я.Мухиной).

Затем находят буквы С и Ш.

Изучение нового материала.

1.-Чем похожи эти звуки? (С и Ш – согласные, твердые, глухие).

-Чем отличаются?( При проиношении С – язычок находится внизу, губы на улыбке, струя воздуха холодная. При произношении  Ш – язычок наверху, губы вытянуты вперед, струя воздуха теплая).

(работа с  индивидуальными зеркалами).

-Положение язычка можно показать с помощью руки: с-с-с ( рука внизу)

ш–ш–ш (рука вверху)

Угадайте  по жестам звуки: ш – ш – с.

2.Напишите на песке буквы С и Ш ( письмо по манке).

3.Посмотрите, на нашей пальме растут необыкновенные кокосы. Сорвем их и прочитаем слоги, придумаем слова на эти слоги.

4.Буквы С и Ш, как дети, любят играть в игры. Однажды они крутили обручи и сделали себе домики: дом буквы С и дом буквы Ш, общий дом С – Ш (круги Эйлера).

 В сундуке еще один мешок с предметами.

 -  Поиграем и мы с вами: поселите предметы в соответствующий домик (дети, объединившись в пары,  раскладывают предметы в круги Эйлера).

-С – бусы, сумка, соска

-Ш – шкатулка, шишка.

-С-Ш – сушки

-Определите место звука С, Ш в словах.

-Назовите слово с тремя слогами.

-Придумайте предложение со словом сушки.

-  А я знаю скороговорку: Шла Саша по шоссе и сосала сушки. ( Дети повторяют).

5.Вчера в стране Буквии в гостях были другие дети. Они  разговаривали, сочиняли рифмы. Правильно ли говорили дети? Если нет – исправьте.

-Миша испачкался, потому что его поругала мама.

-У Стаса день рождения, потому что ему подарили машинку.

- Кошка ловит миску,

   Мама моет мышку.

-  Положили в плошку маску,

  Надевал пожарный кашку.

-  На столе сапожки,

   Под столом лепешки.

-  Сладко спит в берлоге миска,

   На столе с салатом мишка.

 - Вот видите,  как одна буква может менять значение слова и даже смысл  предложения!

 -  Нужны ли нам буквы С и Ш?

6.Чтобы мы не забыли про буквы С и Ш, изобразим портреты букв с помощью волшебных фломастеров. (С помощью блопенов дети изображают буквы).

7. Наше путешествие завершается! Где – же наш воздушный шар?

  Снова море шумит  ш–ш–ш и дует ветер с-с-с. ( Возвращение с острова).

Подведение итогов:

  - Понравилось вам путешествие?

  - В какой стране были?

  - О каких звуках говорили?

  - Как вы думаете, буквы С и Ш подружились, поняли свою нужность и необходимость?

  - Что мы им пожелаем?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в логопедической старшей группе в соответствии ФГОС    по   теме «Дифференциация С – Ш».

  Цель: Учить различать С – Ш  на слух и в произношении.

   Задачи:

 Коррекционно – образовательные:

Учить различать изолированные звуки С и Ш, С и Ш в слогах, в словах, в предложениях, буквы С и Ш. Познакомить с понятием алфавит.

Учить определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук, слог.

Учить детей давать характеристику звукам С и Ш, сравнивать их.

Учить различать и употреблять в предложении слова – квазиомонимы.

Учить устанавливать причинно – следственные связи в сложноподчиненных предложениях.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховой, зрительный, речедвигательный анализатор.

Развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в звуковом анализе.

Развивать произвольное внимание, словесно – логическое мышление путем исправления сложноподчиненных предложений.

Развивать тактильно – кинестетическое восприятие через упражнения речедвигательной ритмики.

Стимулировать познавательную активность.

Развивать мелкую и крупную моторику.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к коррекционным занятиям.

Воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Оборудование:

Экран для мультимедийного показа, мультимедийное пособие «Лучшая азбука в стране букв», воздушный шар, сундук, пальма, кокосы с обозначением слогов, зеркала, мешочки с буквами, обручи, подносы с манкой, предметы на С и Ш, блопены (фломастеры), трафареты букв.

Ход организованно – образовательной деятельности :

Организованная образовательная деятельность

Организационный момент.

-Вы любите сказки? С помощью волшебного экрана увидим сказочную историю.

(Видеосюжет.)

Актуализация знаний и подготовка к усвоению новых знаний.

Выстроились буквы в алфавит (алфавит на экране).

-Знаете ли вы, сколько букв в алфавите?(33)

-На одной живут странице и повсюду славятся

33 родных сестрицы – истинных красавицы!

-А как же появились буквы?

-Много лет назад было время, когда люди не умели ни читать, ни писать – не было букв на свете. Люди  рисовали то,  что хотели запомнить, но постепенно рисунки превращались в значки, потом каждый  значок обозначал слово,  слог, наконец, букву.

Вот оказывается какая давняя история у наших букв!

-Вспомните, о чем беспокоились буквы в видеосюжете? (Буквы С и Ш часто ссорились и  одна из букв могла в любой момент  покинуть страну Буквию!)

-Что же делать? ( Нужно подружить буквы, доказать их важность и необходимость).

-А вы хотите попасть в страну Буквию ?

Держитесь за воздушный шар! Когда совершаем полет, слышим песенку ветра: с-с-с-с и шум волн: ш–ш–ш–ш. Вот мы и на острове.

- А где же буквы С и Ш? ( Дети находят сундук).

Сундук закрыт на замок. Откроем его с помощью пальчиковой гимнастики:

На дверях висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

 В сундуке дети находят гласные буквы: А, О, У, И, Э, Ы, И (  называют их, изображают их с помощью речедвигательной ритмики  А.Я.Мухиной).

Затем находят буквы С и Ш.

Изучение нового материала.

1.-Чем похожи эти звуки? (С и Ш – согласные, твердые, глухие).

-Чем отличаются?( При проиношении С – язычок находится внизу, губы на улыбке, струя воздуха холодная. При произношении  Ш – язычок наверху, губы вытянуты вперед, струя воздуха теплая).

(работа с  индивидуальными зеркалами).

-Положение язычка можно показать с помощью руки: с-с-с ( рука внизу)

ш–ш–ш (рука вверху)

Угадайте  по жестам звуки: ш – ш – с.

2.Напишите на песке буквы С и Ш ( письмо по манке).

3.Посмотрите, на нашей пальме растут необыкновенные кокосы. Сорвем их и прочитаем слоги, придумаем слова на эти слоги.

4.Буквы С и Ш, как дети, любят играть в игры. Однажды они крутили обручи и сделали себе домики: дом буквы С и дом буквы Ш, общий дом С – Ш (круги Эйлера).

 В сундуке еще один мешок с предметами.

 -  Поиграем и мы с вами: поселите предметы в соответствующий домик (дети, объединившись в пары,  раскладывают предметы в круги Эйлера).

-С – бусы, сумка, соска

-Ш – шкатулка, шишка.

-С-Ш – сушки

-Определите место звука С, Ш в словах.

-Назовите слово с тремя слогами.

-Придумайте предложение со словом сушки.

-  А я знаю скороговорку: Шла Саша по шоссе и сосала сушки. ( Дети повторяют).

5.Вчера в стране Буквии в гостях были другие дети. Они  разговаривали, сочиняли рифмы. Правильно ли говорили дети? Если нет – исправьте.

-Миша испачкался, потому что его поругала мама.

-У Стаса день рождения, потому что ему подарили машинку.

- Кошка ловит миску,

   Мама моет мышку.

-  Положили в плошку маску,

  Надевал пожарный кашку.

-  На столе сапожки,

   Под столом лепешки.

-  Сладко спит в берлоге миска,

   На столе с салатом мишка.

 - Вот видите,  как одна буква может менять значение слова и даже смысл  предложения!

 -  Нужны ли нам буквы С и Ш?

6.Чтобы мы не забыли про буквы С и Ш, изобразим портреты букв с помощью волшебных фломастеров. (С помощью блопенов дети изображают буквы).

7. Наше путешествие завершается! Где – же наш воздушный шар?

  Снова море шумит  ш–ш–ш и дует ветер с-с-с. ( Возвращение с острова).

Подведение итогов:

  - Понравилось вам путешествие?

  - В какой стране были?

  - О каких звуках говорили?

  - Как вы думаете, буквы С и Ш подружились, поняли свою нужность и необходимость?

  - Что мы им пожелаем?


             

            

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»

Конспект логопедического  занятия в старшей  группе по  обучению  грамоте  «Дифференциация звуков  [з],[з’]»...

Логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме "Дифференциация звуков Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях."

Данный конспект занятия посвящен дифференциации Л - ЛЬ, Р - РЬ в слогах, словах и предложениях....

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков С, 3, Ш, Ж. Лесная школа.»

Данный конспект занятия посвещен дифференциации звуков С, З, Ш, Ж в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. «Лесная сказка». Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Рекомендован учителям- логопедам и воспитателям , работающим с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....

Конспект занятия в логопедической старшей группе "Мебель"

Конспект занятия в логопедической старшей группе "Мебель"...