Занятие по развитию речи в старшей группе "Новый год"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тарасова Елена Павловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_v_starshey_gruppe.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г.Туймазы муниципального района                               Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: «развитие речи»

Тема: «Новый год»

Возрастная группа: старшая

                                            Выполнил  воспитатель:

                                                        Тарасова Елена Павловна

Квалификационная категория: первая

Туймазы – 2017

Задачи:

Образовательные

1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь,  отвечать на поставленные вопросы;

2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год»;

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных, соотносящихся по значению с различными материалами; имен существительных в Р. п., Д. п. и Т. п. ; в составлении простых предложений

5. Упражнять в подборе существительных к прилагательному

Развивающие

1. развивать умение составлять логически правильные предложения из слов

2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление,  пространственное воображение,  память , мелкую моторику.

Воспитательные

1.воспитывать познавательный интерес,  доброжелательность,  дисциплинированность.

Словарная работа:

флэш- карта, нарядная,  украшенная, восковая, меховая, металлическая, стеклянная, задорный, запоминающийся,  неожиданные,  блестящая, миловидная, елочные игрушки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный  материал:

Картинки (елка,  Дед Мороз, Снегурочка, подарки,  мишура,  гирлянда), конверт с письмом,  пазл- волшебник,  ноутбук,  флэш- карта,  магнитная доска

Раздаточный материал:

Елочные игрушки

Предварительная работа

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Новый год». заучивание стихотворений  о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Ребята, посмотрите, что это такое?  (конверт не подписан) Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и  письмо). В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем, и тогда может быть , узнаем от кого оно.

Дети собирают картинки- пазл на магнитной доске (на картинке изображен волшебник). Все ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы сможем с вами его прочесть (воспитатель читает письмо)

Письмо

«Здравствуйте, дорогие ребята !

Пишет вам добрый волшебник. Вы получили флэш карту , но вы сможете  открыть ее только тогда, когда выполните все задания, которые я для вас приготовил. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. И всех кто выполнит задание, ожидает интересный сюрприз. Вы готовы? Тогда удачи!»

Задание №1 «Загадки- отгадки»

Воспитатель: дети,  выполним задания от волшебника

Дети: да!

(воспитатель читает загадки,  дети отгадывают их,  а отгадки- картинки,  воспитатель прикрепляет к доске)

Воспитатель: Слушайте внимательно,  чтобы правильно их отгадать

Она в тепле оттаяла,

Расправила иголочки,

Нарядим как красавицу

Сейчас мы нашу (елочку)

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это?  (Дед Мороз)

С дедушкой Морозом рядом,

Блещет праздничным нарядом

Нам загадки задает,

Водит хоровод, поет

Из снежинок курточка,

Это кто?  (Снегурочка)

Праздник к нам приходит ночью,

Хоть и поздно это очень,

Звон часов,  двенадцать  бьет,

Наступает  (Новый год)

Воспитатель: Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?  А что принято делать перед Новым годом? Дети,  а без чего не может быть нового года?

Дети: новогоднего праздника не может быть: без елочки, Деда Мороза, Снегурочки, подарков, гирлянд, песен и т.д.

Игра «Подбери признак»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на  картинки – отгадки и скажите пожалуйста, какая елочка?

Дети: зеленая, колючая, яркая, блестящая, разноцветная, нарядная

Воспитатель: Праздник Новый год, какой?

Дети: веселый, задорный, радостный, запоминающийся, добрый

Воспитатель: Дед Мороз, какой?

Дети: старый, добрый, бородатый,  щедрый, веселый,  умный

Воспитатель: Снегурочка , какая?

Дети: веселая, добрая, красивая, умная

Воспитатель: подарки, какие?

Дети: разнообразные, неожиданные, красивые, полезные

Воспитатель: дети,  давайте проведем пальчиковую гимнастику «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «Новый год»

Наступает Новый год! (хлопают в ладоши)

Дети водят хоровод (кисти сцеплены пальцами,  руки вытянуты, кисти внутрь- наружу)

Висят на елке шарики (показать шар)

Светятся фонарики (фонарики)

Вот сверкают льдинки (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет (пальцы шагают по коленям)

Всем подарки он несет (трем друг об друга ладони)

Чтоб  подарки посчитать,

Будем пальцы загибать (1,2,3 и т.д) (по очереди сгибают каждый палец)

Воспитатель: Посмотрите на нашу елочку. Мне кажется , на ней чего- то не хватает.

Дети: на елочке не хватает игрушек

Воспитатель: Да,  на ней не хватает игрушек. Давайте украсим елочку и расскажем,  чем мы ее украшаем.

Задание №2 «Украсим елочку»

Воспитатель ставит на стол модель елочки и к ней набор мелких игрушек. Затем предлагает детям поочередно подойти к елочке и повесить на нее по одной игрушке, комментируя свои действия

Я украшу елочку  шарами

Я украшу елочку гирляндами

Я украшу елочку бусами

Я украшу елочку снежинками

Воспитатель: Какая получилась елочка?

Дети: красивая, нарядная, украшенная …

Упражнение «Чего не стало?»

Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку.  А вы, скажите чего не стало?

Задание №3 Игра «Скажи какой, какая или какие?»

Воспитатель: На нашей елочке много красивых игрушек и все они сделаны из разных материалов:

Елка из пластмассы (какая) – пластмассовая

Игрушка из стекла – стеклянная

Мишура из бумаги – бумажная

Свечи из воска – восковые

Конфеты из шоколада – шоколадные

Игрушки из дерева – деревянные

Фигурки из фарфора- фарфоровые

Шапка из меха – меховая

Воспитатель: дети,  чтобы выполнить следующее задание,  нам необходимо набраться сил,  я предлагаю вам немного отдохнуть

Физкультминутка

Маленькой елочке, холодно зимой

Из лесу елочку взяли мы домой (дети, водят хоровод,  вокруг елки)

Сколько на елочке, шариков цветных,

 розовых пряников, шишек золотых (дети делают руками фонарик)

Бусы повесили, встали в хоровод

Весело, весело,  встретим Новый год (дети, имитируют движения, хлопают в ладоши)

Задание № 4" Говорю ласково".

Воспитатель: дети,  следующее задание от волшебника

Дети стоят в кругу,  воспитатель каждому бросает мяч,  дети называют  слова.

Сейчас мы немного поиграем в замечательную игру " Говорю ласково".

(словоизменение)

Захотелось нам ласковых слов.

Кто из звуков помочь на готов?

«Ч»- наш самый нежный звук!

Не откажемся от его услуг!

- Елка – елочка, (санки- саночки, палки- палочки, время- времечко, утро- утречко, имя- имечко, сердце- сердечко,  кольцо- колечко, крыльцо- крылечко, заяц- зайчик,  стул- стульчик, белка- белочка, снежинка- снежиночка, подарок- подарочки, игрушка –игрушечка, шапка- шапочка,  гирлянда- гирляндочка, снег –снежочек, игрушка –игрушечка)

Задание №5 «Доскажи словечко»

Воспитатель: а вот  и следующее задание.  Я буду вам зачитывать стихотворение, а вы должны досказать  недостающее словечко. Готовы? Тогда слушайте внимательно.

На дворе снежок идет,

Скоро праздник …

Дети: Новый год

Воспитатель: Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет …

Дети: от елки

Воспитатель: Ветки слабо шелестят,

Бусы яркие…

Дети: блестят

Воспитатель: и качаются игрушки

Флаги, звездочки…

Дети: хлопушки

Воспитатель: нити пестрой мишуры, колокольчики
Дети: шары

Воспитатель: рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы…

Дети: снегурки

Воспитатель: белоус и краснощек под ветвями..

Дети: Дед Мороз

 Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать. Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята?  Чем мы занимались сегодня?- Что Вам понравилось?

Давайте посмотрим, откроется ли флэш- карта?

Дети с воспитателем подходят к компьютеру,  а там видео письмо от Деда Мороза. Дед Мороз поздравляет ребят с успешным выполнением задания и обещает придти на Новый год

Воспитатель дарит детям маленький подарок от Деда Мороза

Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас!

Самоанализ.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась в групповой комнате в первой половине дня, с детьми старшей группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: группа проветрена, мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный подобран в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Данное занятие посвящено закреплению лексической темы «Новый год». Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

При написании конспекта я, прежде всего, учитывала особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные способности каждого ребенка, поэтому в начале занятия попыталась установить благоприятный  психологический настрой у всех участников.   В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь Волшебнику, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия.  Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого развития. Чаще давала возможность высказываться детей нерешительных и стеснительных, а также тех, с которыми проводится усиленная индивидуальная работа. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом, как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

Смена вида деятельности на следующем этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на решение проблемной ситуации. В занятие была включена динамическая пауза, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья детей. В ходе неё ребята имели возможность свободно перемещаться в пространстве. Реализуя задачу по развитию логического мышления, детям были предложены загадки. Наряду с познавательным развитием решалась задача в интеграции по социально-коммуникативному развитию, ребята пытались выслушивать друг друга, не перебивать, доброжелательно относились друг к другу.

Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

Задачи:

Образовательные

1.Формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь,  отвечать на поставленные вопросы;

2. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Новый год»;

3. Упражнять в образовании относительных прилагательных, соотносящихся по значению с различными материалами; имен существительных в Р. п., Д. п. и Т. п. ; в составлении простых предложений

5. Упражнять в подборе существительных к прилагательному

Развивающие

1. развивать умение составлять логически правильные предложения из слов

2. Развивать слуховое внимание, логическое мышление,  пространственное воображение,  память , мелкую моторику.

Воспитательные

1.воспитывать познавательный интерес,  доброжелательность,  дисциплинированность.

Словарная работа:

флэш- карта, нарядная,  украшенная, восковая, меховая, металлическая, стеклянная, задорный, запоминающийся,  неожиданные,  блестящая, миловидная, елочные игрушки.

Материал и оборудование:

Демонстрационный  материал:

Картинки (елка,  Дед Мороз, Снегурочка, подарки,  мишура,  гирлянда), конверт с письмом,  пазл- волшебник,  ноутбук,  флэш- карта,  магнитная доска

Раздаточный материал:

Елочные игрушки

Предварительная работа

Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Новый год». заучивание стихотворений  о ёлке, беседа о Новом годе, разучивание новогодних песен.

Данное занятие посвящено закреплению лексической темы «Новый год». Занятие  состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Структура и содержание занятия соответствуют предложенной тематике, отвечает целям и задачам и соответствует возрастным особенностям детей старшей группы. В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь Волшебнику, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Дальнейшее развитие образовательного процесса строила, как увлекательную проблемно-игровую деятельность, такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняла интерес на протяжении всего занятия. 

Занятие носит развивающий и закрепляющий характер. Включались упражнения на развитие мыслительной активности: воображения, памяти, внимания и мелкой моторики; на закрепление пройденного материала.

Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к занятию, создавались условия для достижения результата. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки.

Следуя игровой мотивации, на протяжении занятия поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всего занятия.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.

Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах.

На занятии соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность занятия, воздушно- тепловой режим, освещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»

Занятие по развитию речи в старшей группе для формирования у детей умения осмысленно работать над собственным произношением, развивая интонационную выразительность речи....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...