НОД по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в космос с Лунтиком»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вахрушева Наталья Алексеевна

Логопедическое групповое занятие в подготовительной группе "Путешествие в космос с Лунтиком" помогает детям в игровой форме расширить представления о космосе, активизировать словарь по теме и вместе с Лунтиком подбирать слова - синонимы, антонимы и родственные слова. Во время занятия помогая главному герою у детей совершенствуется грамматический строй речи, а здоровосберегающие технологии способствуют более успешному усвоению материала. Все это создает положительный эмоциональный настрой у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе

Учитель – логопед МБОУ «С(К) НШ-ДС №2» Вахрушева Н.А

Тема:  «Путешествие в космос с Лунтиком» 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ Расширять представления детей о космосе.

​ Расширять, активизировать словарь по теме (предметный, глагольный словарь, словарь признаков, слова – синонимы, антонимы, подбор родственных слов к слову «луна», «звезда»).

Коррекционно-развивающие:

​ Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, память.

     Развивать  общую и мелкую моторику  в процессе использования здоровосберегающих технологий.

​ Закреплять умение чётко, кратко отвечать на поставленные вопросы.

      Совершенствование грамматического строя речи

        - согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5.

       - составление предложений с предлогом НАД, графической схемы предложения.

Коррекционно-воспитательные:

​ Создавать положительный эмоциональный настрой.

​ Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру, воображение.

​ Воспитывать умение слушать сверстников и логопеда.

​ Воспитывать навык сотрудничества, взаимопонимания.

Оборудование:игрушка Лунтика, предметные, сюжетные картинки, счетные палочки, аудиофайл,

Ход занятия:

Кинезиолоеическое упражнение  «Перекрестные шаги».

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, кто приходил к вам на прошлое занятие? (Лунтик) Где родился Лунтик? (на луне). Кто назовет родственные словак слову «луна»? (дети называют: Лунтик, лунатик, лунаход, если дети затрудняются, логопед помогает вопросами: Как можно назвать человечков, которые живут на Луне? (лунатики) Как называется машина, которая ездит по луне? (лунаход)Луна, лунаход – это какие слова? (слова – предметы, неживые) На какой вопрос они отвечают? (Что это?) Лунтик, лунатик –какие слова? (слова предметы, живые) Какой вопрос мы зададим к этим словам – предметам? (Кто это?)

Логопед: Ребята, Лунтик приглашает вас в космическое путешествие.

- Кто летает в космос? (космонавты) Какими должны быть космонавты, подберите слова -признаки? (смелыми, отважными, храбрыми)

- Что делают космонавты? (изучают космос, наблюдают за звёздами, надевают скафандр. управляют ракетой). Изучают, наблюдают, надевают, управляют – какие это слова? (слова – действия)

2. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

- Что нужно чтобы полететь в космос? (Ракета)Как ещё по- другому можно назвать ракету? (космический корабль) Сложите космический корабль из палочек (детям предлагается два варианта ракет, дети выбирают схему и на ковре собирают космические корабли с опорой на схему).C:\Users\Pavel\Documents\звук Л\hello_html_133f2a4f.jpg

Логопед:  Чтобы лететь в космос, нужна специальная одежда, наденем её.C:\Users\Pavel\Documents\звук Л\item_1377.jpg

Надеваем скафандры:

сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
надеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, надеваем шлем.

3. Физкультминутка «Космодром»

Всё готово для полёта,

(Дети поднимают руки сначала перед собой, затем вверх.)

Ждут ракеты всех ребят.

(Соединяют пальцы над головой, изображая ракету.)

Мало времени до взлёта

(Опускают руки через стороны и одновременно маршируют.)

Космонавты встали в ряд.

(Встают прыжком – ноги врозь, руки на поясе.)

Поклонились вправо, влево,

(Делают наклоны в стороны.)

Отдадим земной поклон.

(Делают наклоны в стороны.)

Вот ракета полетела

(Подпрыгивают вверх.)

Опустел наш космодром.

(Приседают на корточки.)

Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск!

4.Согласование существительных, прилагательных с числительными

Логопед: Ребята, посмотрите в иллюминаторы и  посчитайте, сколько мы  увидели созвездий, планет, спутников и звезд?

Одно  созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий;

Одна далёкая планета, две… .

Один  большой спутник,…

Одна яркая звезда…

5. Игра «Семейка слов» (подбор родственных слов к слову «звезда»)

Логопед: Дети,  Лунтик хочет познакомить вас с новой семейкой слов, во всех этих словах есть короткое слово «звезда» (дети подбирают родственные слова, выкладывают звезды, собирают  созвездие).

-  Как назвать звезду ласково? (звездочка)

- Если на небе много звезд, какое оно? (звездное)

- Как назвать корабль, который летит к звездам? (звездолет)

- Человек, который считает звезды? (звездочет)

- Как называется явление, когда звезды падают с неба? (звездопад)

- Как назвать скопление звезд на небе? (созвездие) Посмотрите, как вы думаете, какое созвездие у нас получилось? Логопед обрисовывает рисунок вокруг звезд и обращает внимание детей на то, что это созвездие малой медведицы.  

6. Физкультминутка «Я - инопланетянин»

Логопед: Ребята, мы прилетели в гости к Лунтику, на Луну. Посмотрите, кто нас встречает Лунатики, они предлагают нам с вами поиграть и потанцевать. Сейчас будет играть музыка,вы её послушаете и изобразите веселых иноземных человечков.

Между звезд летали -

И лунатиков  встречали.

Раз, два, три, замри

Лунатика покажи!

Дети произвольно кружатся по всему ковру. Когда текст закончится, то становятся в определенную позу - изображают инопланетян.

7. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Ребята, Лунатики очень любят называть слова наоборот и предлагают вам с ними поиграть.

Планет много – планет мало

Планета темная – планета светлая

Ракета высокая – летающая тарелка низкая

Космонавт добрый – инопланетянин злой

Планета большая – звезда маленькая

Ракета летит быстро – луноход едет медленно

Спутник летит вверх – комета летит вниз

Солнце грустное – солнце веселое

Скафандр тяжелый – шлем легкий

8. Развитие мелкой моторики с помощью шариков Су – Джок.

Логопед:Ребята, а кто посчитал сколько планет мы с вами пролетели.

- Сколько планет в солнечной системе? (девять)

- Чем похожи все планеты? (формой)

- Чем отличаются? (размером, цветом).

- Возьмите шарики (Су – Джок прибор). На что похожи эти шары? Почему?

- Покажите, как планеты движутся вокруг Солнца. (Дети выполняют круговые движения шарика по ладошки.)

- Теперь давайте откроем шары и достанем кольца.

(Далее дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок.)

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий, (кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его)

Два — Венера, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Три — Земля, (кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

Четыре — Марс, (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Пять — Юпитер, (кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его)

Шесть — Сатурн, (кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его)

Семь — Уран, (кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его)

Восьмой — Нептун(кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его)

А девятая планета (кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его)

Под названием Плутон.

9. Работа в тетрадях. Составление предложений по картинкам с предлогом НАД, с графической схемой.

Логопед:Ребята, Лунтик со своими друзьями нарисовали картинки, посмотрите и придумайте предложение по ним, используя слова – предметы, слова – действия, слова – признаки и маленькое короткое слово предлог НАД. Дети придумывают предложения и совместно с логопедом чертят схему одного предложения в тетради. Например: Большая ракета летит над луной.

- Сколько слов в предложении?

- С чего начинаем чертить схему предложения? (с уголка, который говорит нам, что предложение начинается с большой буквы)

- Помните, слова в предложении пишутся раздельно?

- Назовите первое слово? Второе…третье….четвертое.. и пятое?

- Что ставим в конце? (точку, она нам говорит, что предложение закончилось)

Логопед: Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились

И на Землю приземлились

10.Итог занятия.

Логопед: Понравился вам полет в космос? Давайте вспомним, что видели? С кем играли? Какие задания выполняли? Что именно вам понравилось?... (ответы детей…)

- Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание и оно обязательно сбудется!

11. Этюд «Звезды». Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми.

Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Педагог произносит терапевтический текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в небесные звездочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали маленькими звездочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лучики, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на небе и нам все видно сверху, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе

НОД по развитию лексико-грамматического стороя речи: Образование относительных прилагательных потеме "Посуда"...

ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР). «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

ДОСУГ по физическому развитию и развитию лексико – грамматического строя речи в старшей группе (ТНР).«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»...