Главные вкладки

    «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Кондратенко Римма Олеговна

    Что  нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть  различные трудности в общении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи через организацию режиссерской игры»

     Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

    Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти различные трудности в общении? Общение ребенка с окружающими людьми происходит в различных видах деятельности.

    Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

    Я работаю в группе комбинированной направленности, где находятся четверо детей с ТНР. 

    Особые образовательные потребности детей с ТНР - потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным). Овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в более поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. У детей с нарушением речи наблюдаются проблемы в эмоционально – волевой, когнитивной, поведенческой сфере, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, что  связано с нереализованной потребностью свободного речевого общения.

    Эти дети находятся в состоянии неуспеха во многих видах детской деятельности. Их игровые умения развиты слабо, носят манипулятивный характер. Такие дети редко принимают участие в общих детских играх, их попытки общения со сверстниками часто оказывались неудачными. 

    Мышление таких детей медленное, запоздалое. Это связано с отсутствием практического  разговорного закрепления полученной информации. Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка является создание мотивации общения и ситуаций, в  которых вызывается потребность в речевых высказываниях.

    Актуальность проблемы обусловило постановку цели - создание условий для развития коммуникативных навыков дошкольников средствами режиссерской игры.

    Задачи:

    1. Формировать интерес детей к созданию игрушек из различного материала.
    2. Развивать творческое мышление, художественный вкус, воображение при создании образа.
    3. Побуждать использовать изготовленные игрушки в игровой деятельности.
    4. Стимулировать речевую активность через ведение игрового диалога.

    Предполагаемые результаты:

    • Дети используют изготовленные игрушки в игровой деятельности;
    • Дети свободно общаются и легко вступают в диалог;
    • Дети говорят выразительно, осмысленно, умеют слушать собеседника.

    Режиссерская игра – одно из средств воспитания коммуникативных навыков у детей с ТНР, которое как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

    Посредством режиссерской игры происходит оречевление игровых действий. Принимая участие в режиссерской игре, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, говорит от его имени, что облегчает его контакт с окружающими. Благодаря этому он уже в состоянии представить себя на месте персонажа и понять, как нужно поступить, в той или ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. А также, осуществление опосредованного общения через своего персонажа помогает ребенку снимать напряженность в коммуникативной  деятельности  и учит принимать решения, преодолевая искусственно созданные проблемные и провокационные ситуации, в которых  необходимо  сделать выбор.  

    В данном виде игры имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя и даже создания целого мира. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.  Например, для этого использовала этюды-ситуации на вежливое поведение (“Знакомство”, “Просьба”, “Разговор по телефону” и т.д.).

    Исполняя этюд, дети должны были дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем?  Задавала уточняющие вопросы: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?», просила ребенка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел?), так как в этом возрасте для детей характерна повествовательная и ролевая речь. Для овладения невербальными средствами общения детей знакомила с тем, какими средствами можно изъясняться с другими людьми: что кроме речи, можно объясняться с помощью жестов, мимики, поз, по выражению лица человека можно узнать его настроение. Включала игры на действие с воображаемым предметом, игры-превращения.

    Важнейшее условие для развития режиссерских игр - создание особой предметной индивидуальной среды («игровое поле», на котором разворачиваются игровые события), обеспечение места и времени для игр.  Для поддержания интереса детей к индивидуальным  и совместным режиссерским играм вместе с ними изготавливаем разнообразный  игровой материал.

    Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду и игровой материал, используя все свои умения и навыки.

    В ходе беседы с детьми выяснилось, что для разыгрывания определенных сюжетов детям не хватает игровых полей, таких как: «Морское дно», «Лес», «Улицы города», «Океан и его острова». Детям было предложено изготовить их самостоятельно. На следующий день я принесла в группу картон, самоклеящуюся бумагу, наклейки с изображением животных, растений и др. Дети в течение недели в свободной деятельности изготовили недостающие поля.

    В процессе изготовления поля «Улицы города» мною было предложено смастерить также и жителей. Спичечные коробки послужили материалом для изготовления персонажей: людей, животных и фантастических героев.

       Для развития творческих способностей использовали: игры и упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии детей («Волшебные кляксы», «Как можно использовать?» (разнообразные варианты использования одного и того же предмета),

    Дети с удовольствием обыгрывали свои игрушечные поделки, выполняя имитационные действия; рассказывали о своих персонажах друг у друга, с интересом спрашивали мнение о своей работе. И возникло предложение изготовить игрушки и из других материалов.

    Следующим этапом стало более сложное изготовление игрушек из фетра и помпонов из ниток. Детям нужно было научиться работать иголкой с ниткой и готовым шаблоном. В ходе изготовления игрушек  возникали трудности, что обусловлено нарушениями мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Но постепенно дети стали более аккуратными в работе с материалом, начинали привносить в игрушку индивидуальность.

    Достаточное количество игровых полей позволяет детям играть индивидуально или маленькими подгруппами, что ставит ребенка в ситуацию необходимости руководить не одной, а несколькими игрушками, а следовательно, повышает его речевую активность и формирует средства интонационной выразительности речи.

    Иногда, для развития сюжета предлагала детям творческие игровые задания, направленные на  комбинирование эпизодов разных сказок, введение в знакомые сказки новых героев, изменение начала и конца сказки, сочинение загадок, сказок, рассказов. Постепенно у детей развиваются способности к импровизации в  режиссерских играх и речевое творчество в целом.

    По результатам проведенной мною работы, я заметила, что малоактивные дети стали охотно принимать участия в совместных играх. Большинство детей научились формулировать игровой замысел, обсуждать возможные варианты игровых событий,  самостоятельно создавать игровой материал, использовать предметы-заместители. Дети научились легко общаться, свободно вступать и поддерживать  диалог, соблюдать речевой этикет, выслушивать собеседника; справляться с взятой на себя ролью, действуя и говоря от лица персонажей, используя выразительные жесты, мимику, речевые интонации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

      В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

    НОД "Весна пришла". развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта

    Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта по теме "Весна пришла"....

    Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи

    Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...

    Сообщение на тему: "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игры в театрализованной деятельности"

    данное сообщение о том как развиваются коммуникативные навыки детей через театрализованную деятельность....

    Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

    quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...