Проект "Я и мои эмоции"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Терехова Виктория Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moi_emotsii.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

Проектная деятельность:

«Я и мои эмоции».

Подготовила учитель-логопед:

Терехова Виктория Александровна

Актуальность. Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить, что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами. Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они являются отражением того, что происходит у нас внутри. Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Семьдесят процентов успеха человека в обществе зависит от умения построить общение с другими людьми, от его умения чисто, красиво и грамотно излагать свои мысли и чувства. Как же трудно бывает людям, а особенно детям, имеющим ограниченные возможности здоровья – общее недоразвитие речи.  Особенности их речевого развития оказывают влияние на коммуникативную сферу – такие дети в редких случаях являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями. Всё это свидетельствует о проблемах социализации детей с ОНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор.

Проблема. Диагностика речевого развития  старших дошкольников с ОНР (III уровень) столкнули меня с проблемой о  существенных отклонениях их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Дети с ОНР используют в активной  речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Эмоциональная лексика используется детьми с речевыми нарушениями фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности.

Вид проекта: долгосрочный.

Тип проекта: педагогический; учебно-игровой.

Длительность проекта: 9 месяцев  (сентябрь 2017 – май 2018).

Участники: дети, родители, воспитатели.

По числу участников: индивидуальный, подгрупповой.

Цель: формирование эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

Задачи:

обучающие:

  • способствовать пополнению лексикона детей, словами обозначающими: личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; существенные признаки понятий;
  • обеспечить понимание и научить словообразованию существительных путем присоединения уменьшительно-ласкательных суффиксов;

коррекционно-развивающие:

  • развивать невербальные средства общения: мимику, пантомимику;
  • совершенствовать интонационные стороны речи;
  • формировать выразительность связных высказываний и речевой     коммуникации;

воспитательные:

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.

Принципы по формированию эмоционально-оценочной лексики детей с общим недоразвитием речи:

  1. общедидактические - наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному;
  2. системности – позволяющий развивать речь как сложную функциональную систему;
  3.  деятельностного подхода, определяющий содержание и построение обучения с учетом ведущей деятельности;
  4. коррекции и компенсации, позволяющий определить  адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  5. единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.

Концепция работы исходила из следующих положений:

 организация, формы работы и привлекаемый материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития;

 приемы работы используются в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера;

 на занятиях применяется одна из форм работы, либо сочетается несколько;

 коррекционные задачи должны подчиняться программным, не заменяя их, а гармонично сочетаясь с ними.

Ожидаемый результат:

  • автоматизация слов, обозначающих эмоции, введение их в экспрессивную речь;
  • полная и точная характеристика своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценка происходящих событий;
  • четкая формулировка своих мыслей;
  •  последовательность изложения мыслей, интонационная выразительность в самостоятельных высказываниях;
  • использование различных паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.
  • употребление по смыслу эмоциональной лексики, используя синонимические и антонимические отношения;
  •  отзывчивость и чувственность к окружающему миру, переживаниям других людей;
  •  компетентность в межличностных отношениях между детьми.

Для реализации проектной деятельности осуществляется диагностика уровня сформированности словарного запаса детей с ОНР, c использованием методик М.А. Поваляевой и И.А. Смирновой, а также анкетирование педагогов и родителей.

Алгоритм организации логопедической работы по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи, который включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Цель подготовительного этапа состояла в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики.

Цель подготовительного этапа решалась:

  • Через изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления, вины и реализовалась в беседах и играх с детьми на вводных занятиях, что позволило правильно построить дальнейшую коррекционную работу.
  • Обучение детей различать эмоции по схематическим изображениям.
  • Формирование умений передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы.
  • Развитие способностей понимать свои чувства и  чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов, а также через составление рассказа по сюжетной или пейзажной картине.
  • Формирование интонационной выразительности речи с помощью упражнений по развитию воспроизведения ритма речи через отстукивание по подражанию различных ритмических рисунков, проговаривания звуков, проговаривания  слогов, проговаривания фраз, заучивания стихотворений, инсценирования диалогов с разной интонационной окраской.
  • Знакомство с различными видами эмоций, которое происходило с помощью игр, направленных на развитие мимики и пантомимики. («Обезьянка», «Художник», «На меня посмотри, скажи, что изменилось на лице»).
  • Развитие восприятия мимики лица, которое осуществлялось с помощью пиктограмм, предметных картинок, фотографий. Также в работе использовались игры с карточками, на которых изображены люди и животные, выражающие различные эмоциональные состояния. Например, среди карточек детей прошу найти всех веселых, грустных, испуганных и т.д. людей и зверей и воспроизвести на своем лице сходное состояние.

Проведенные на данном этапе приемы и задания, направленные на формирование интонационной стороны речи, способствуют не только подготовке артикуляционного аппарата детей с ОНР к произношению образных выражений, но и пониманию эмоциональных состояний, сопутствующих тому или иному образу, а значит, способствуют усвоению образных речевых средств на следующем этапе.

Цель основного этапа направлена на формирование эмоциональной лексики, развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Цель основного этапа решалась:

  • Через  расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самим говорящим или другим лицом.  
  • Через формирование синонимических и антонимических отношений.

Процесс овладения синонимическими отношениями происходит на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению, при этом используется прием аналогии. Предварительно с детьми проводится работа по подбору слов близких по значению с помощью игровых приемов: «Скажи по-другому», « Я начну, а ты продолжи», «Кто больше придумает слов». Потом проводится работа по распространению предложений с помощью синонимов. Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов.

Овладение антонимическими отношениями в области эмоциональной лексики базируется на противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал. В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются приемы работы с изолированными словами  («Скажи наоборот»), со словами в предложениях  («Доскажи словечко»), словами в связных высказываниях.

  • Через развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов, а также овладение словесными обозначениями эмоций.
  • Словарь детей обогащался эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления лексически или с положительной, или с отрицательной стороны.
  • Обращалось внимание на употребление детьми  слов-оценок, синонимов, антонимов в словосочетаниях, предложениях, связных высказываниях, при составлении рассказов по схемам, по сюжетной картине и серии сюжетных
  • Через создание  условий для понимания и употребления образной лексики  детьми  на моделях изучения сравнений и олицетворений.
  • Занятия с детьми по составлению и отгадыванию  загадок с использованием наглядного материала и схем;  использовались пословицы и поговорки.

Цель заключительного этапа является обогащение процесса коммуникации за счет овладения эмоциональной лексикой  детьми с ОНР.

В заключительном этапе особое внимание уделяется использованию в речи детьми таких средств выразительности, как сравнения,  олицетворения, загадки, пословицы и  поговорки при составлении рассказов по сюжетным картинкам и сериям картин.

Работа с родителями.

Консультации: «Поиграй со мной», «Поговори со мной», индивидуальные беседы, домашние задания, папки-передвижки: «Как сформировать грамотную речь», «Развивайте речь детей», демонстрация речевых игр, способствующих обогащению и совершенствованию лексической стороны речи ребёнка.

Работа с педагогами.

мастер-класс по теме «Использование дидактических игр по формированию эмоционально-оценочного словаря» с целью применения в работе с детьми.

Тематическое планирование занятий.

Месяц

Тема

Задачи (осуществляющие развитие эмоционально-оценочной лексики)

Сентябрь

1-я неделя

 

 «Осень»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; формировать интонационную выразительность речи.

2-я неделя

«Листопад»

укреплять чувство единства; развивать тактильное восприятие; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения.

3-я неделя

«Радость»

первичное знакомство с чувством радости; развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого.

Октябрь

1-я неделя

«Овощи»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; формировать интонационную выразительность речи; формировать синонимические отношения.

2-я неделя

«Радость 2»

продолжать знакомить с чувством радости; различать эмоции по схематическим изображениям; передавать  эмоциональное состояние, используя мимические приёмы.

3-я неделя

 «Грибы»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; различать и передавать эмоциональные состояния через выразительные средства, вербально и невербально.

4-я неделя

«Радость 3»

закреплять и обобщать знания об эмоции радость; способность понимать свои чувства и  чувства других людей с помощью игровых приемов; передавать заданное эмоциональное состояние, используя графические приемы.

Ноябрь

1-я неделя

«Грусть»

первичное знакомство с эмоцией грусть; развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого.

2-я неделя

«Домашние птицы»

формировать синонимические и антонимические отношения; совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; употребление детьми  слов-оценок.

3-я неделя

«Грусть 2»

продолжать знакомство с эмоцией грусть; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; формировать способность понимать свои чувства и  чувства других людей с помощью музыкальных произведений; передавать  эмоциональное состояние, используя мимические приёмы; развивать восприятие эмоций с помощью пиктограмм, предметных картинок.

4-я неделя

«Дикие птицы»

формировать синонимические и антонимические отношения; развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения.

Декабрь

1-я неделя

«Радость – Грусть»

закреплять и обобщать знания об эмоциях радость и грусть; формировать умение сравнивать эмоции; развивать умение передавать эмоциональное состояние, используя пантомимические средства и графические приемы; различать эмоции по схематическим изображениям.

2-я неделя

«Домашние животные»

формировать синонимические и антонимические отношения; совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; употребление детьми  слов-оценок.

3-я неделя

«Злость»

знакомство с эмоцией злость; тренировка умения различать виды эмоций с помощью мимических и пантомимических игровых заданий; развивать восприятие эмоций с помощью пиктограмм, предметных картинок.

4-я неделя

«Дикие животные»

формировать синонимические и антонимические отношения; развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения; различать и передавать эмоциональные состояния через выразительные средства, вербально и невербально.

Январь

1-я неделя

«Злость 2»

продолжать знакомство с эмоцией злость; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; формировать способность понимать свои чувства и  чувства других людей с помощью музыкальных произведений; формировать синонимические и антонимические отношения;  передавать  эмоциональное состояние, используя мимические приёмы; развивать восприятие эмоций с помощью пиктограмм, предметных картинок.

2-я неделя

«Зима»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; формировать интонационную выразительность речи, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения.

3-я неделя

«Одежда»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; различать и передавать эмоциональные состояния через выразительные средства, вербально и невербально; формировать синонимические и антонимические отношения, употребление детьми  слов-оценок.

4-я неделя

«Обувь»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; различать и передавать эмоциональные состояния через графические приёмы; формировать синонимические и антонимические отношения, употребление детьми  слов-оценок.

Февраль

1-я неделя

«Страх»

первичное знакомство с эмоцией страх; развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого; формировать синонимические и антонимические отношения.

2-я неделя

«Джунгли»

совершенствовать умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; передавать эмоциональные состояния вербально и невербально; развивать способность понимать свои чувства и соотносить их с музыкальными произведениями; совершенствовать умения применять образные выражения в контексте речевых ситуаций.

3-я неделя

«Страх 2»

продолжать знакомство с эмоцией страх; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; передавать эмоциональное состояние, используя графические приёмы; формировать способность понимать свои чувства и  чувства других людей с помощью прослушивания музыкальных произведений; формировать синонимические и антонимические отношения;  развивать восприятие эмоций с помощью пиктограмм, предметных картинок.

4-я неделя

«Профессии»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов; формировать синонимические и антонимические отношения, употребление слов-оценок; выявить и осознать основные компоненты НОД через понимание контекста пословицы.

Март

1-я неделя

«Удивление»

знакомство с эмоцией удивление; закреплять мимические навыки; развивать способности понимать эмоциональное состояние другого; формировать синонимические и антонимические отношения, употребление слов-оценок.

2-я неделя

«Игрушки»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; формировать интонационную выразительность речи; отгадывать  загадки с использованием наглядного материала и схем.

3-я неделя

«Удивление 2»

продолжать знакомство с эмоцией удивление; развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого; передавать  эмоциональное состояние, используя мимические приёмы; формировать синонимические и антонимические отношения; развивать восприятие эмоций с помощью пиктограмм, предметных картинок.

4-я неделя

«Весна»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; совершенствовать умения применять образные выражения в контексте речевых ситуаций; развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения; выявить и осознать основные компоненты НОД через понимание контекста поговорки.

Апрель

1-я неделя

«Удивление - страх»

закреплять и обобщать знания об эмоциях удивление и страх; формировать умение сравнивать эмоции; развивать умение передавать эмоциональное состояние, используя пантомимические средства и графические приемы; различать эмоции по схематическим изображениям; создавать условия для понимания и употребления образной лексики  детьми  на моделях изучения сравнений и олицетворений.

2-я неделя

«Деревья»

совершенствовать умения образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; формировать синонимические и антонимические отношения, употребление детьми  слов-оценок.

3-я неделя

«Вина»

знакомство с чувством вины; развивать умение передавать эмоциональное состояние, используя пантомимические средства и графические приемы; различать эмоции по схематическим изображениям.

4-я неделя

«Транспорт»

передавать эмоциональные состояния вербально и невербально; совершенствовать умения применять образные выражения в контексте речевых ситуаций.

Май

1-я неделя

«Цирковая страна»

различать и передавать эмоциональные состояния через выразительные средства, вербально и невербально; развивать речевую активность и интонационную выразительность; совершенствовать коммуникативные навыки детей через воспитание позитивного, дружелюбного отношения к окружающим, желание помочь.

2-я неделя

«Лето»

совершенствовать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; совершенствовать умения применять образные выражения в контексте речевых ситуаций; развивать самостоятельные связные высказывания на основе эмоциональных, чувственных образов; создавать  условия для понимания и употребления образной лексики  детьми  на моделях изучения сравнений и олицетворений.

3-я неделя

«Времена года»

закрепить полученные знания; развивать умения передавать эмоции художественными средствами; формировать интонационную выразительность речи с помощью инсценирования диалогов с разной интонационной окраской.

Методы диагностики.

Обследование детей по данной программе осуществляется 2 раза за срок обучения (в начале и в конце). Это даёт возможность увидеть динамику усвоения детьми программных требований. Проанализировав причины отдельных пробелов, недоработок, по итогам стартовой диагностики, наметить пути их исправления. Использую материалы М.А. Поваляевой «Методика изучения словарного запаса детей».

Задание №1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, посуды, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных и одежды.

Оценка: в каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 2 баллами. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 20 баллов.

Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный-веселый, молодой-старый, тонкий-толстый, трусливый-смелый; высоко-низко, далеко-

близко; смеяться-плакать, бежать-стоять, разговаривать-молчать).

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов — не соответствует.

Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается

подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10

слов (например: хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов — не соответствует семантическому полю.

Задание №4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к

названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек, машина, город, море, небо, дорога. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно

может быть?)

Высшая оценка 20 баллов. 2 балла — придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл — менее 3 слов; 0 баллов

— ответ не соответствует семантическому полю слова.

Анкета для педагогов.

Уважаемый коллега, просим Вас прочитать и ответить на вопросы,

выражающие Ваше отношение к обогащению словаря оценочной лексикой

детей дошкольного возраста.

1. Что Вы понимаете под оценочной лексикой?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

2. Какое место она должна занимать в образовательном процессе?

A. ведущее место;

B. дополнительную роль;

C. никакого

D. ______________________________________________________________

3. Как часто в образовательном процессе Вами ставится задача по

обогащению словаря оценочной лексикой?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4. Какая форма, на Ваш взгляд, наиболее эффективна для пополнения

словаря оценочной лексикой?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

5. В каких образовательных областях, Вы решаете задачу по обогащению

словаря оценочной лексикой?

A. коммуникация;

B. познание;

C. социализация;

D. _______________________________________________________________

6. Какие трудности Вы испытываете по данной теме?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

7. Актуальна ли, на Ваш взгляд, проблема исследования оценочной

лексики у детей дошкольного возраста?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Литература

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие ⁄ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт ⁄ Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1988.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5 / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999.
  4. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – М.: «Сов. Россия», 1973.
  5. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Санкт-Петербург : КАРО, 2006.
  6. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.:ГЕНЕЗИС, 2006.
  7. Лаврентьева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей. Усвоение ребенком родного языка / А.И. Лаврентьева. – СПб.: Образование,1995.
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Н.В. Серябрякова. –СПб.: Издательство «Союз», 2003.
  9. Лебедева М.А. Азбука развития эмоций ребенка. 42 развивающих карточки «Рисуй, стирай и снова играй!» – М.: Речь, 2015.
  10. Поваляева М.А. Справочник логопеда ⁄ М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  11. Серебрякова Н.В. Развитие лексики у дошкольников со стёртой дизартрией: методическое пособие ⁄ Н.В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2009.
  12. Смирнова Л.Г. Лексика с оценочным компонентом значения в современном русском языке и в тексте /Л.Г. Смирнова. – Смоленск: [Принт-Экспресс], 2009.
  13. Ушакова О. С.Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  14. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Практическая психология и логопедия. – 2007. – 1. – С. 30-34
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ - "Сказка настроений - эмоции лета" (часть первая "Подарок для Волчонка") Светлана Борисовна Бондаренко

Основная цель - расширить у детей разного возраста круг осознаваемых эмоций; научить понимать чувства свои и других людей, передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные ср...

ПРОЕКТ – «Сказка настроений – эмоции лета» (часть вторая - «Природа умеет чувствовать»).

Детям предлагается интегрированное занятие на тему летнего времени года, что позволит им почувствовать то,что может чувствовать  природа, когда светит солнце, дует ветер, время грозы, как происхо...

Педагогический проект «Разноцветный мир эмоций»

Статья представляет собой проектную работу по взаимодействию воспитателя с дошкольниками средней группы, направленную на развитие у них эмоциональной сферы. Сформированность эмоциональной сферы имеет ...

Сценарий презентации проекта "Удивительный мир эмоций" (для детей 5-6 лет)

Сценарий праздника, на котором дети  коррекционной старшей группы презентовали авторские пособия по развитию эмоционально-волевой сферы, изготовленные руками  воспитателей и родителей....

Проект "Такие разные эмоции"

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирова...

Проект Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы )

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь   лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремител...

Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

организованная образовательная деятельность  на развитие эмоционально - волевой сферы у детей...