Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Сказочный сон Оле Лукоей» (по сказкам Андерсена) Направление : «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Татьяна Владимировна Матвеева

Непосредственно образовательная деятельность напрвленная на развитие связной речи дошкольников через применение схем и использование театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matveeva_zanyatie.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 28 «Росинка»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Сказочный сон Оле Лукоей» (по сказкам Андерсена)

Направление : «Речевое развитие»

Педагог : Матвеева Т.В.

Серпухов, 2015г.

Задачи: Развивать связную речь у детей через применение схем и театрализованную деятельность. Продолжать учить содержательно описывать героев литературных произведений, применять предлагаемый план для составления рассказов. Совершенствовать умение подбирать определения, упражнять в словообразовании, умение выделять первые звуки в словах. Продолжать развивать художественно-речевые навыки детей в драматизациях. Воспитывать интерес детей к художественной литературе.

Предварительная работа:

-  чтение сказок Г.Х.Андерсена;

-  использование схем Т.А.Ткаченко для составления описательных рассказов;

-  рассматривание и обсуждение графических символов персонажей сказок;

-  рисование по сказкам Андерсена;

- разучивание ролей к сказке «Принцесса на горошине».

Материал к занятию:

- атрибуты из сказок (красная лента, горошина, скорлупа ореха, роза, ложка);

- схема Т.А.Ткаченко «Домашние птицы»;

- карточки – схемы для составления описательного рассказа, карточки –картинки с буквами;

- настольный театр и персонажи настольного театра «Принцесса на горошине»;

Ход НОД: - Дети, вы любите путешествия? А сказочные любите? Сегодня мы отправимся путешествовать в красивую и далекую страну СКАЗОК, где встретимся с героями известного сказочника Ганса  Христиана  Андерсена.

- Какие сказки этого писателя вы знаете? Дети перечисляют. (Снежная королева, Принцесса на горошине, Русалочка, Гадкий утенок, Дюймовочка, Дикие лебеди, Огниво,  Свинопас, Соловей,  Стойкий оловянный солдатик, Новый наряд короля, Оле Лукойе)

- Много вспомнили названий сказок.

- Ребята , вы знаете мне недавно приснился сон и там все герои сказок Андерсена перепутались, перемешались и выглядили очень странно. Сон был очень необычный. Я вдруг превратилась в волшебного и великого рассказчика Оле Лукойе  и у меня были его волшебные зонтики. А может мы с вами отправимся в мой сон и попробуем там разобраться.

- Садитесь на стулья я произнесу заклинание. (Раз, два, три, в сон волшебный попади!) (Дети закрывают глаза и воспитатель читает отрывок из сказки «Оле Лукоей») (звучит фонограмма, дети сидят с закрытыми глазами)

«Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Оле подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Когда дети заснут, Оле-Лукойе раскрывает над хорошими детьми цветной зонтик , и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, а другой совсем простой, гладкий, - он раскрывает над нехорошими детьми: ну, и они  спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!»  (Звучит музыка и появляется Оле Лукойе). Дети открывают глаза. (из-за ширмы появляется воспитатель, переодетый в Оле Лукойе)

ОЛ : - Кто здесь? Я кого-то слышу...Неужели, гости?  Как я рад, что вы ребята наведались к Оле Лукойе! А где же мои волшебные зонтики? Вот они, мои волшебные зонтики.

И в каждом живет сказка.

Зонт цветной я поднимаю,

Над собой его вращаю,

Зонтик ты цветной крутись!

Сказка в гости к нам явись!

Звучит музыка.

ОЛ: - В сказках волшебными бывают не только герои, но и вещи. Сейчас мы оправимся в музей забытых сказочных вещей.

Все эти предметы служили когда-то

Принцессам, и принцам, и людям незнатным,

И бравым солдатам, и дамам богатым.

Об этих предметах историй забавных

Мы множество знаем - и грустных, и славных.

У меня в музее лежат предметы, принадлежащие героям сказок Андерсена. Вы должны отгадать, кому они принадлежат, и из какой они сказки:

Красный лоскуток – «Гадкий утенок»

Горошина – «Принцесса на горошине»

Грецкий орех – «Дюймовочка»

Зеркало – «Снежная королева»

Роза – «Снежная королева», «Свинопас»

Зонтик – «Оле-Лукойе»

Вешалка – «Новое платье короля»

Ложка – «Стойкий оловянный солдатик»

ОЛ: - Из какой сказки этот красный лоскуток. («Гадкий утенок»). Его потеряла знатная старая утка, которая была самой главной на птичьим дворе. Давайте вспомним эту сказку. (ОЛ раскрывает зонтик и рассказывает отрывок из сказки) :

- Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя? (утенок)

- Давайте подберем слова и скажем, какой был утенок? (маленький, несчастный, слабый, беззащитный, терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый)

- Какие еще птицы жили на птичьем дворе? (куры, петухи, индюшки, утки, гуси, селезни)

ОЛ: - Давайте расскажем про этих птиц. Диана будет рассказывать про селезня, а Настя будет рассказывать про индюка. А поможет вам при составлении рассказа вот эта схема. (Сравнительное рассказывание по схеме Ткаченко).

Примерные рассказы детей:

Селезень.

Я расскажу про селезня. Это крупная птица. У селезня яркая окраска. Оперенье у него белое, серое, черное и блестящее зеленое. Клюв ярко оранжевый. Туловище селезня похоже на ладью.  На хвосте есть несколько закругленных перьев. Селезень умеет громко крякать. Питается он зерном, кормами и любит вареную картошку. Он хорошо умеет плавать, летать и быстро бегать. Живет селезень в птичнике. Детеныши у него утята. Разводят их для получения мяса, часто люди охотятся на селезней.

Индюк.

А я расскажу про индюка. Индюки красивые и самые крупные птицы. Оперенье у него белое, серое, черное и красное. Со лба у него свешивается длинный мясистый нарост. У него как и петуха есть шпоры. Индюк громко болбочет. Питается он семенами, зернами, сорняками,  любят улиток. Индюки умеют летать, быстро бегать и даже плавать. Живет индюк тоже в птичнике. Детеныши называются индюшата. Разводят индюков для того, чтобы получить мясо.

Воспитатель подводит итоги.

ОЛ: - Но как и всегда в сказках все закончилось добром. Кем стал гадкий утенок? (прекрасным лебедем).

ОЛ: - Давайте посмотрим, что же еще есть в волшебной коробке? (достаю грецкий орех). Что же это и из какой это сказки? (грецкий орех из сказки «Дюймовочка». Он служил колыбелькой для маленькой дюймовочки.)

ОЛ: - Какая была дюймовочка? (маленькая, красивая, хрупкая, тоненькая, голубоглазая, бедная, счастливая, рыжеволосая,  добрая, длинноволосая, нежная)

ОЛ: - Про дюймовочку расскажет Лиза К. А помогут тебе в этом вот такие схемы. (Ребенок составляет рассказ и поочередно вывешивает картинки). (ОЛ раскрывает  цветной зонтик над ребенком)

Образец рассказа : Это девочка. Ее зовут Дюймовочка. Она была маленького роста, не больше дюйма, поэтому ее так и назвали Дюймовочка. Она очень красивая. У нее голубые глаза, золотистые длинные волосы. Ночью она спала. Скорлупа грецкого ореха служила ей колыбелькой. Днем она играла на столе. Дюймовочка любила плавать от одного края тарелки до другого на лепестке тюльпана. Еще у нее был красивый и нежный голос. Дюймовочка умела петь.

ОЛ: - Молодец Лиза хорошо рассказала. А давайте посмотрим на эти заколдованные картинки из сказки «Дюймовочка». Что же это? (вос-ль показывает схемы героев сказки) Дети называют и выкладывают по порядку героев сказки (жаба, жук, мышь, крот, ласточка, принц)

ОЛ: - Что – то засиделись мы немного. Давайте отдохнем.

Физминутка.

«Герои сказок Андерсена».

Я девочка, Дюймовочка,             (Пружинка с поочередным  

На праздник к вам пришла,           разведением рук в сторону)

От милой доброй ласточки         (Повороты туловища влево-вправо

Привет вам принесла.                   с разведением рук в стороны)

Русалка странное созданье,         (Пожимания плечами вверх-вниз)

Она прекрасно сложена,

И в синем море-океане                 (Дети поднимают руки вверх и  

С волной и пеною дружна.           резко опускают их вниз,

                                                                       будто «выныривают»)                                                                  

Солдатик, сказочный герой          (Дети маршируют на месте,  

Знаком с игрушечной войной.       попеременно разворачиваясь

                                                          в разные стороны)

Как все – в коробочке лежал,        (Складывают руки на груди, а

Как все – ружьё в руках держал.    затем опускают их «по швам»)

ОЛ: - Посмотрите,  что у меня тут затерялось в моем музее. (достаю коробку с настольным театром на дне которой лежит горошина). Из какой сказки выкатилась горошина? («Принцесса на горошине»).  Сейчас ребята покажут нам эту сказку. Садитесь поудобнее. Звучит музыка.

ОЛ:

Давным-давно в одной стране,

Известной и тебе и мне,

Жил принц - наследник короля,

Душой нисколько не кривя.

Пришла пора определиться,

И, как положено, жениться

И чтоб жена была блестящей

Принцессой. Только настоящей!

Принц:

О боже! Целый год прошел,

А настоящей не нашел,

Хоть и объехал целый свет…

Беда! Принцессы нет как нет…

ОЛ: Ребята, какое у принца настроение? (Ответы детей: грустное, печальное, невеселое, мрачное)

ОЛ: Почему он так расстроен? (Ответы детей)

ОЛ: И королева-мать сказала…

Королева:

Ты не грусти,

Принцесс немало.

Пошлет Господь тебе жену,

И встретишь лишь ее одну.

(Королева и Принц уходят. Звучит фонограмма “Дождь”)

ОЛ: Дети, какими словами можно описать этот дождь?

(Дети описывают дождь) (ливень, как из ведра, проливенный, сильный, и т.д.)

ОЛ: А как вы думаете, что в это время делал Принц?

(Дети высказывают свои предположения)

ОЛ: Вдруг раздался стук.

ОЛ:

И вот в дождливый вечер кто-то

Вдруг постучался к ним в ворота.

Король открыл дверь замка сам

И не поверил он глазам!

Пред ним, промокшая до дрожи,

Стояла девушка пригожа.

Королева: Кто вы, сударыня, такая?

Узнать мне очень интересно

Принцесса: Я принцесса…

Королева:

Ужасный ливень…словно осень…

Мы в гости вас любезно просим,

И отдохнуть, и обогреться,

И успокоить душу-сердце.

Принц: (обращаясь к королеве- матери)

Я как принцессу увидал,

Так и покой свой потерял.

Но как узнать мне интересно,

А настоящая ль принцесса?

Королева:

Тебе, сын мой, я помогу,

Легко проверить я могу.

Положу-ка под перину

Ей горошину под спину.

Коль она ее приметит,-

Чувственнее нет на свете.

Королева: (Обращаясь к принцессе)

Проходите отдыхать

И спокойно ночевать.

ОЛ:

Утром королева-мать

Захотела разузнать

За едою, между прочим

Королева: Как спалось принцессе ночью?

Принцесса:

Ах, всю ночь я не спала,

Глаз сомкнуть я не могла,

У меня ужасный вид,

Голова моя болит,

Спала будто на камнях,

И все тело в синяках.

Королева:

Проверяли не напрасно!

Ведь теперь всем стало ясно,

Что горошина одна

Девушку лишила сна.

ОЛ:

Взглянув с улыбкою на мать,

Принц тут же захотел сказать

Принц:

Вам руку-сердце предлагаю

И в жены я вас взять желаю

Принцесса:

Вам, право, отказать не смею,

При взгляде вашем я робею.

Наверно, вы судьба моя,

Вот что могу ответить я.

ОЛ:

Ожидали с нетерпеньем

Всей родни благословенья,

И пошли тут под венец.

Вот и сказочке конец!

ОЛ: - Молодцы наши артисты! Хорошо разыграли сказку.

ОЛ: - Но мне кажется , что сейчас вот- вот мой сон закончится и нам пора будет возвращаться. А вот куда я совсем забыл. Точный наш адрес заколдовала Снежная королева. Нам надо отгадать загадки, где первый звук отгадки есть в названии нашего адреса. (Дети отгадывают слово Росинка). По мере отгадывания ОЛ вывешивает буквы обозначающие данные звуки.

Р – русалочка (картинка)

Нежная девочка с рыбьим хвостом

Пеной морскою станет потом.

Все потеряет, любви не придав

Жизнь за нее отдавю

О – Оле лукойе (картинка цилиндра, зонтика)

Как только ночь приходит к нам в дом,

Маленький сказочник появляется в нем.

Зонтик он свой разноцветный раскроет,

Сказки расскажет одеялом укроет.

С – северный олень (картинка рога)

Беги, тебя я отпускаю, вези, скорее, Герду к Каю. :

 Скачи, скачи, скачи туда, где синий снег и холода.

Лапландия - его родная сторона,

И снится ему каждый день она. (Северный олень)

И – император (обозначается знаком вопроса, зачитываю отрывок) «Он восседал в своем золоченом кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду».

Н – наряд короля (картинка и зачитываю отрывок) «И снова король повернулся перед зеркалом. Этим он хотел показать , что еще раз внимательно осматривает сой новый …наряд»

К – крот (картинка)

Мех его, на удивленье,

Словно бархат, круглый год.

Роет он с большим терпеньем

Под землёю длинный ход.

От рождения не видит,

Свет дневной он ненавидит.

Дом ему – подземный грот.

Ну так кто же это? (Крот).

А – Андерсен (загадка)

Коль про чудо весь свой век

Пишет этот человек,

Вы должны конечно знать,

Как писателя назвать. (сказочник Андерсен)

ОЛ: - Уважаемые зрители прочтите пожалуйста наш адрес. (РОСИНКА).  Так вот куда нам надо вернуться . Ребята подойдите поближе ко мне . (ОЛ раскрывает свой цветной зонтик). Раз, два, три – в детский сад мы попади!

Воспитатель снимает цилиндр и плащ.

Итог. Вот и закончилось наше странное и необычное путешествие. Мы вспомнили всех героев сказок Ганса Христиана Андерсена. Рассказали о них , отгадали загадки, расшифровали сложные карточки и картинки.  На этом наше путешествие закончено, а вот знакомство со сказками Андерсена продолжится. Вы узнаете еще немало его сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: "ЧАСЫ"

НОД в подготовительной группеОбразовательная область - познаниеТехнологии - игровые, ТРИС, здоровьесберегающее И.К.Т.Задача: познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка»

Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Воздух - невидимка»Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах.Задачи:Образовательная:-...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну математики »

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия....

Конспект организованной - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Ознакомление с профессией метеоролога»

Организованная-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Путешествие Капитошки».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе.Тема: « Путешествие Капитошки». Цель: Создание условий для расширения знаний детей о свойствах вод...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе тема: «Дружба начинается с улыбки»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группетема: «Дружба начинается с улыбки»Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Труд на селе зимой»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: «Труд на селе зимой»Цель: расширения представлений у детей о труде рабочих – овощеводов,...