Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: « Путешествие Капитошки».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе.Тема: « Путешествие Капитошки». Цель: Создание условий для расширения знаний детей о свойствах воды – вода не имеет вкуса, цвета, формы, вода является растворителем..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_kapitoshki.docx55.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка» города Абакана Республики Хакасия.

Воспитатель высшей  к.к. Шарабаева Тамара Владимировна

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе.

Тема: « Путешествие Капитошки».

http://cs627923.vk.me/v627923777/73fe/_gGwxJvZ_HA.jpg

Образовательная область: познавательное развитие  «Ребёнок открывает мир природы».

Цель: Создание условий для расширения знаний детей о свойствах воды – вода не имеет вкуса, цвета, формы, вода является растворителем.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для выявления детьми свойств воды  путем окрашивания, смешивания с солью, сахаром мукой и растительным маслом, переливания воды в сосуды разной формы.
  2. Способствовать знакомству детей с понятием «текучесть», «растворитель».
  3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.
  4. Создать условия для проявления детьми инициативы, умения взаимодействовать в микрогруппах, умения договариваться.
  5. Создать условия для побуждения детей к речевой активности.
  6. Способствовать воспитанию любознательности , желания участвовать в опытах.

Организация детских видов деятельности:

  1. Общение ребенка со взрослым.
  2. Общение ребенка со сверстниками.
  3. Практическая деятельность.

Интеграция областей: познавательное развитие (математическое развитие), речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: Сосуды с чистой водой (9 штук), чайные ложки на каждого ребенка  , салфетки,  тарелочки с солью, сахаром и лимонной кислотой; баночка варенья, баночка кофе, баночка  гуаши, 3 сосуда разной формы, кисточка, чайник для нагревания воды, альбомные листы для зарисовывания этапов проведения исследования, фломастеры, цветные и простые карандаши, чистые одноразовые стаканчики для пробы воды на вкус.

 

Предварительная работа : чтение загадок о воде в разных состояниях, опыты со снегом, льдом, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о воде «Значение воды», «Зачем беречь воду? », ее роли в жизни человека; чтение         экологической сказки «путешествие капельки», просмотр мультфильмов о Капитошке.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия / условия социальной ситуации развития.

 Вводная часть.

Организационный и мотивационный  момент.

Раздаётся звук с экрана монитора компьютера.

На экране монитора компьютера появляется видеообращение от волчонка из мультфильма «Капитошка».

Волчонок рассказывает детям о том, что у него появился новый друг по имени Капитошка. Но волчонок ничего о нём не знает. Он просит детей помочь как можно больше узнать о Капитошке.  Куда же все-таки он исчез  и сможет ли волчонок снова встретиться с таким замечательным весёлым другом?

Воспитатель сообщает детям, что к ним пришло сообщение.  

Ребята, так это видеосообщение. Может посмотрим что в нём?

-О чем нас просит волчонок? Как вы думаете, кто такой Капитошка?

 - Что мы знаем о воде?

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

- Что мы можем еще узнать о воде?

- Где можно добыть информацию?

Воспитатель обобщает ответы детей.

- Можем ли мы провести в группе опыты с водой?

Ответы детей о том, что они знают о воде, что еще можно узнать, о способах получения информации  ( найти в энциклопедиях, журналах, спросить у взрослых, найти в интернете, провести самим опыты  с водой в группе).

Условия для привлечения внимания детей.

 Условия для активизации речи детей, для выражения детьми своего мнения.

Для того, чтобы быстрее и больше информации узнать о воде, предлагаю разделиться на 3 команды с помощью жетонов на которых изображен значок, ведущий в мини – лаборатории.

- Что обозначают изображения на жетонах?

Воспитатель предлагает рассмотреть жетоны и пройти в мини – лабораторию с таким же знаком.

- Ребята, как выдумаете, что такое команда?

- Какие правила существуют при работе в команде?

-Кто в вашей команде будет руководить?

- Кто будет проводить опыты?

 - Кто будет фиксировать результаты?

- Кто будет рассказывать о проведенных вами опытах?

Дети выбирают жетоны, делятся на 3 команды и распределяются в мини - лаборатории.

Ответы детей, определение правил команды, роли каждого члена команды.

Условия для выражения своих мыслей.

Обеспечение права выбора детей партнеров, роли каждого члена команды.

Условия для взаимодействия детей друг с другом.

Основная часть.

В группе организованы 4 мини – лаборатории.

 на столах в каждой мини- лаборатории находится необходимое оборудование.

У вас на столах имеется необходимое оборудование для проведения исследований и карточки для фиксирования результатов ваших исследований. Рассмотрите все внимательно и подумайте, какие исследования вам можно провести с имеющимся оборудованием.

Дети рассматривают оборудование, совещаются, высказывают свои предположения.

Условия для проявления исследовательской активности, самостоятельности. Условия для выражения своих мыслей.  Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для поддержки речевой активности, для творческой активности детей.

Условия для умения высказывать свои мысли, делать умозаключения. Условия для активизации речи детей. Условия для умения взаимодействовать с взрослым и со сверстниками.

В первой мини – лаборатории: 4 емкости с чистой водой, салфетки, чайные ложки на каждого ребенка, кисточки,  гуашь, баночка с вареньем, баночка с кофе, фломастеры, цветные и простые карандаши, альбомный лист с пустой таблицей.

 Ребята, расскажите волчонку о каком свойстве воды вы сейчас узнали. Какого цвета была вода? Почему вода изменила цвет? Какой вывод из проделанного опыта вы можете сделать?

 

 Дети самостоятельно проводят опыты с водой, смешивая воду с красителями, рассказывают о своих исследованиях, делают вывод, что вода не имеет цвета, а изменяется, если в неё добавить красители; зарисовывают этапы проведения исследования в таблице.

Во второй мини-лаборатории: 4 емкости с чистой водой, соль, сахар, мука, растительное масло, чайные ложки, одноразовые стаканчики, салфетки, фломастеры, цветные и простые карандаши, альбомный лист с пустой таблицей.

Ребята, расскажите волчонку,  что вы узнали о воде в результате своих исследований, используя карты исследований. Что случилось с сахаром и солью, которые вы положили в воду? (сахар и соль растворились в воде.)

Обращаем внимание на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана).

Что мы видим в стакане, где растворяли растительное  масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности)

Участники команды  в разных стаканчиках с чистой водой растворяют соль, сахар, муку, растительное масло, рассказывают о результатах своих исследований, используя таблицы, в которых они зарисовывали этапы работы. Подводят итог каждого опыта, делают выводы, что вода растворяет некоторые вещества, но   не все вещества могут растворяться в воде.

В третьей мини – лаборатории: емкость с чистой водой, емкости разной формы, салфетки, фломастеры, цветные и простые карандаши, альбомный лист с пустой таблицей.

Ребята, имеет ли вода форму? Как вы это узнали? Что вы заметили, когда наливали воду в разные сосуды? Что делает вода, когда вы её переливаете из одного сосуда в другой?

 Участники команды переливают воду в сосуды разной формы. Делают выводы о том, что вода принимает форму сосуда, в который её перелили, что вода  течёт. Это свойство называют текучестью.

Физминутка «ДОЖДИК»

Капля раз,

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два. (Прыжок.)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка.)

А потом, потом, потом

(8 прыжков.)

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развести в стороны.)

От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом  над головой.)

Условия для координации речи с движением, работы над темпом и ритмом речи

Волчонок благодарит детей за то, что они помогли ему узнать так много о его новом друге Капитошке. Но куда же он исчез и сможет ли волчонок снова встретиться с ним?

- Ребята, вспомните, куда исчез Капитошка? Как вы думаете когда волчонок и Капитошка снова встретятся?

Предлагаю всем пройти в четвертую мини – лабораторию, где мы сможем помочь волчонку понять как Капитошка вернулся на тучку.

Рассуждения детей.

Условия для умения высказывать свои мысли, делать умозаключения. Условия для активизации речи детей. Условия для умения взаимодействовать с взрослым и со сверстниками.

В четвертой мини – лаборатории: сосуд с водой, электрический чайник.

- Что можно сделать?

Воспитатель проводит нагревание воды, чтобы появился пар.

- Что случилось с водой?  Что происходит с водой в природе? Когда Капитошка снова сможет попасть на землю?

А ты знаешь, волчонок, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем. (Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей").

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Так вот, с каким – нибудь дождиком Капитошка снова прилетит к тебе в гости. А сможет ли зимой Капитошка попасть в гости к волчонку?

Рассуждения детей.

Условия для умения высказывать свои мысли, делать умозаключения. Условия для активизации речи детей. Условия для умения взаимодействовать с взрослым и со сверстниками.

Заключительная часть.

Волчонок благодарит детей за помощь и прощается с ними.

- ребята, как вы думаете, мы сегодня помогли волчонку узнать о его друге Капитошке?

 - Что вам больше всего понравилось?

 Испытывали ли вы трудности  в работе? Какие?

- Что чувствует волчонок? Что чувствуете вы?

Рассуждения детей. Дети обобщают полученные знания о воде.

 Условия для рефлексии своей деятельности.