Упражнения на развитие моторики рук
картотека по развитию речи на тему

Кузнецова Ольга Михайловна

Тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие моторики рук.

Составитель: Кузнецова О.М воспитатель ГБДОУ  д\с 97

 1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе).

2. «Птички» (большой палец поочерёдно соединяется с остальными).

3. «Гнездо» (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).

4. «Цветок» (то же, но пальцы разъединить).

5. «Пчела» ( вращение указательным пальцем правой руки, а затем – левой и одновременно обеими).

6. «Лиса и заяц» (левая рука (лиса) медленно крадётся, правая рука (заяц) убегает).

7. «Паук» (согнутые пальцы медленно передвигаются по столу).

8. «Улитка» (положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).

9. «Ловкие пальцы» (хорошенько расправить скомканный лист бумаги двумя руками, потом – одной).

10. «Ножницы» (указательный и средний пальцы руки имитируют стрижку ножницами, остальные пальцы сжаты в кулак).

11. «Дружные пальчики».

       Раз, два, три, четыре, пять!

       Вышли пальчики гулять,

       Раз, два, три, четыре, пять –

       В домик спрятались опять.

       Ну-ка, братцы, за работу,

       Покажи свою работу.

(Правая рука сжата в кулак, левой поочерёдно разгибать пальцы правой.)

      Большому – дрова рубить,

      Печи все – тебе топить.

      А тебе – воду носить,

      А тебе – обед варить,

      А малышке песни петь.

      Песни петь да плясать,

      Родных братцев забавлять.

(Попеременное сгибание пальцев, начиная с мизинца.)

      Раз, два, три, четыре, пять!

      Мы грибы идём искать.

      Этот пальчик в лес пошёл,

      Этот пальчик гриб нашёл,

      Этот пальчик чистить стал,

      Этот пальчик всё съел,

      Оттого и потолстел.

      В прятки пальчики играли

      И головки убирали.

      Вот так, вот так –

      Все головки убирали.

     «Пальчик – мальчик, где ты был?» -

     «С этим братцем в лес ходил,

    С этим пальцем щи варил,

    С этим пальцем кашу ел,

    С этим пальцем песни пел».

12. «Пять маленьких мышат» (участвуют обе руки).

       Пять маленьких мышат

       Забрались в кладовку.

       В бочонках и банках орудуют ловко.

       На сыр забирается первая мышка,

       В сметану ныряет вторая малышка.

       А третья с тарелки всё масло слизала.

       Четвёртая в миску с крупою попала.

       А пятая мышка медком угощается…

       Все сыты, довольны, вдруг –

       Кот просыпается!

(Одна из рук становится котом.)

       «Бежим» , - пропищала

       Подружкам малышка,

       И спрятались в норку

       Проказницы мышки.

(Руки за спину.)

13. «Цветок» (кисть руки, пальцы – лепестки).

      Утром рано он закрыт,

      Но к полудню ближе

      Раскрывает лепестки,

      Красоту их вижу.

      К вечеру цветок опять

      Закрывает венчик –

      И теперь он будет спать

      До утра, как птенчик.

14. «Осьминог» (пальцы сжаты в кулаки и развёрнуты к себе).

      *Много ног у осьминога (поочерёдно, начиная с большого, выпрямляются все пальцы).

      *Все они ему нужны (сгибаются в обратном порядке).

      *Заменяют ему руки

        Очень ловкие они (выпрямляются).

15. Раз, два, три,

      Четыре, пять –

      Будем пальцы

      Разминать

       Это Ваня –                  

      Самый сильный,

      Самый толстый

      И большой. (хлопки, пальцы в кулак, показать большой палец).

   Стёпа нужен для того,

   Чтоб показывать его

   А Сергей – он самый

   Длинный,

   И стоит он в середине (средний).

   А Матвей,

  Он безымянный,

  Избалованный он самый (безымянный),

  А Никита, хоть и мал (мизинец)

  Очень ловок и удал (прижать большой и остальные пальцы к ладони, резко раскрыть пальцы).

16. «Зайчик».

      Зайчик серый скачет ловко.

      В лапках у него – морковка.

(Указательный и мизинец выпрямлены, остальные сжаты в кулак.)

17. «Шарик».

      Надувайся, шарик, больше!

(Кончики пальцев также прижаты друг к другу, ладони разъединяются и поднимаются, пальцы становятся округлыми.)

     Поиграй ты с нами дольше:

     Катись, прыгай и летай.

18. «Маленький мизинчик».

      Маленький мизинчик (кисть руки в кулаке)

      Плачет, плачет, плачет… (начиная с мизинца, пальцы раскрываются.)

      Безымянный не поймёт,

      Что всё это значит.

      Средний пальчик очень важный,

      Не желает слушать.

      Указательный спросил:

      - Может, хочешь кушать? –

      А большой бежит за рисом,

      Тащит рису ложку, говорит:

      - Не надо плакать,

      На, поешь немножко! (большой палец и мизинец прижимаются друг к другу.)

20. «Солнце утром рано встало».

      Солнце утром рано встало,

      Всех детишек приласкало (ладони скрещены, тыльные стороны запястий соприкасаются. Пальцы широко раздвинуты, образуя солнышко с лучиками».)

21. «Бутоны».

      Набухай скорей, бутон,

      Распусти цветок – пион! (кончики пальцев сомкнуты друг с другом, ладони округлые, краями соприкасаются. Постепенно запястья обеих рук тоже соприкасаются, становясь всё плотнее друг к другу.)

                           Упражнения для рук.

                                  Звонкие ладошки.

1. «Колокола».

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряжённых рук.

2. «Колокольчики».

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение лёгкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или левого.

3. «Тарелка».

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх.

4. «Ловлю комариков».

Лёгкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу – согнутыми в локтях руками.

5. «Бубен».

Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

6. «Подушечка».

Хлопки выполняются свободными, ненапряжёнными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

7. «Вертушки».

Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки разогнуты в локтях и зафиксированы в статическом положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

                         Плавные движения рук.

1. «Ветерок».

Перекрёстные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

2. «Ленточки».

Попеременные пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

3. «Волна».

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперёд. «Волна» образуется за счёт пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

4. «Крылья».

Плавные махровые движения руками, разведёнными в стороны. При подъёме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

5. «Поющие руки».

Из положения «руки в стороны» мягкими движениями кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперёд и откидываясь назад.                

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на развитие моторики кистей и пальцев рук ребенка дошкольного возраста»

ПАМЯТКА«Упражнения на развитие моторики кистей и пальцев рук ребенка дошкольного возраста»...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ.Ваш ребёнок сможет развивать мелкую моторику пальцев и кисти рук, а также отработать начальные графические навыки, подготовить руку к письму....

Формирование коммуникативных умений дошкольников в рамках изучения английского языка посредством упражнений на развитие моторики

Доказано, что работа детей пальчиками способствует развитию речи. Поэтому, если вы хотите быстрее услышать лепет вашего ребенка на английском языке, то уже с самого раннего возраста развивайте у ребён...

Консультация для родителей. Комплекс упражнений для развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) и речевого дыхания.

Предложенный материал  поможет родителям  организовать занятия с ребенком  в домашних условиях....

Игры и упражнения по развитию моторики.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Пр...

Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки

Пальчиковые игры - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию...

Комплекс игр и упражнений для развития моторики руки

Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста.     «Пальчиковые игры» как...