Дизайн-проект предметно-развивающей среды в средней группе «Лягушка-говорушка»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Мандеш Любовь Ивановна

Дизайн-проект

предметно-развивающей среды в средней группе

«Лягушка-говорушка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn-proekt_lyagushka-govorushka_sr.g.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн-проект

предметно-развивающей среды в средней группе

«Лягушка-говорушка»

Авторы: Мандеш Л.И, Худова Т.М - воспитатели

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник  становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

В нашем детском саду работа по реализации образовательной области «Речевое развитие» происходит как в специально организованной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности детей. Возможности повысить эффективность этой работы увеличиваются при условии создания предметно-пространственной развивающей среды в группе.

В ФГОС предусмотрено, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Учеными доказано, что такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн в образовательном пространстве группы благотворно влияют на воспитание и образование, а также на здоровье детей.

 Для того чтобы сделать этот центр действительно интересным и развивающим для дошкольников мы создали  дизайн-проект   «Лягушка-говорушка».

Вид проекта: средне - срочный (6мес), групповой.

Участники проекта: педагоги группы, дети средней группы, родители.

Цель проекта:  развитие речевой активности и творческих способностей детей в процессе создания Центра «Лягушка-говорушка».

Задачи:

  • создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к речевой деятельности;
  • развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействию всех участников образовательного процесса;
  • развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.

Ресурсное обеспечение проекта:

методическое - разработка, составление планов, конспектов, презентаций, рекомендаций для родителей, памяток, статей и др.;

материально-техническое – изготовление дидактических средств обучения  соответственно возрасту:  развивающих и обучающих игр, пособий  и т.д., оснащение центра полками, схемами.

Предполагаемые результаты проекта:

для детей - активизация познавательной - речевой и творческой деятельности, раскрытие личностного потенциала в образовательной среде группы и в семье;

для педагогов - повышение эффективности работы по реализации образовательной области «Познание» и «Речевое развитие», реализация личностно-профессионального уровня педагогов, позитивные преобразования предметно-развивающей среды группы.

для родителей  повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.

Реализация проекта планируется в три этапа.

I этап - организационно-подготовительный

Задачи:

- довести до всех участников проекта важность данной проблемы. заинтересовать каждого участника (детей, родителей) темой проекта;

- определение педагогами темы, цели и задач, содержания группового проекта, прогнозирование результата;

- совместное составление плана работы над проектом; разработка модели взаимодействия всех участников проекта;

- подбор, изучение методической, научно-популярной и художественной литературы; изготовление иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Разрабатывая проект, мы предусматривали модель «трех вопросов»: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как узнать?».

 Модель «Трех вопросов» помогла составить конкретный план действий.

Дополнительно провели опрос детей. Данные опроса показали, что нашим детям нравятся и научно - познавательная деятельность, и занимательная математика и модельно-конструкторская деятельность. Полученные в результате опроса сведения пригодились нам в создании центра, уголков и в подборке наглядного материала для родителей.

              

II этап – основной (продуктивный)

Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества, поэтому, по мере возможности, мы привлекали родителей наших воспитанников.

 

Задачи:

- развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- формирование у детей эмоционально-эстетического и бережного отношения к пособиям. Повышение интереса детей к познанию окружающего мира, изготовлению пособий своими руками. Обогащение предметно-развивающей среды в Центре;

- привлечение родителей к выполнению общего интересного дела, полноценному общению с участниками проекта.

III этап - заключительный

Задачи:

- анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания, подведение итогов;

- обобщение опыта работы педагогов группы;

- подготовка к презентации Центра «Лягушка-говорушка»;

- стимулирование активных участников проекта среди детей и родителей.

Формы презентации проекта:

- видео презентация Центра «Лягушка-говорушка»;

- проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей.

Предполагаемые результаты:

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами группы;

- развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей детей и родителей в процессе совместной деятельности;

- активизации и обогащению педагогических знаний о музейной педагогике и проектной деятельности всех участников.

ХОД ПРОЕКТА

Этап работы над проектом

Содержание работы участников

Выход этапа
(что создано, освоено и т.д.)

Организационно-подготовительный

Подбор методической литературы по данной теме.

Беседы с детьми, родителями.

Организация развивающей среды: изготовление иллюстративного, демонстративного, дидактического и др. материала по данной теме;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор художественной литературы (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки);

- подбор игр и упражнений по развитию речи.

Проведение «Круглого стола» с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

Составление плана проектной деятельности по проекту: «Лягушка - говорушка», целью которого является развитие речевой активности и творческих способностей детей в процессе создания Центра в группе.

Основной

- НОД  по развитию речи и познавательному развитию;

- познавательные НОД с использованием мультимедийной презентации, игры-путешествия;

- НОД по художественно-эстетической деятельности «Рисуем и лепим по моделям и схемам»;

- работа в уголке книги (чтение стихов, скороговорок, потешек, сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ художественных произведений);

- дидактические игры на развитие словаря, речи;

- словесные игры («Скажи как я», «Кто как кричит», «Послушай и скажи», «Угадай сказку», «Подскажи словечко» и др.);

- развивающие игры («Живые слова», «Звуки природы», «Кто, где живет», «Почемучка» и др.);

- музыкальные игры («Если весело живется», «Каравай», «Во поле береза стояла», «Па малину в сад пойдем» и др.);

- совместная игровая деятельность («Кто знает больше считалок», «Мирилки», «Сундучок стихотворений», «Загадай, мы отгадаем», «Мешочек с чистоговорками», «Поиграем с пальчиками» и др.);

- драматизация сказок: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой»;

- инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;

- театрализованные представления: «Маша и Медведь», «Мужик и волк», «Петушок-золотой гребешок»;

- составление сказок и рассказов по мнемосхем и  моделям;

- индивидуальная работа с детьми: по звуковой культуре речи, по обогащению словаря.

Консультации для родителей: «Развиваем речь детей с помощью мнемотаблиц», «Почитай мне, мама, сказку», «Пальчиковые игры для дошкольников».

Проведение мероприятий согласно плану проекта.

Создание картотек:

 «Пальчиковые игры по разным темам»,

«Мнемотаблицы по сказкам», «Отгадываем сказки с помощью опорных схем», …ДОБАВЬ.

Беседы  с детьми о бережном отношении к изготовленным играм и  пособиям.

Изготовление пособий, схем, моделей совместно с детьми и родителями в центр «Лягушка – говорушка».

Заключительный

- подведение итогов реализации проекта;

- награждение самых активных родителей; 

- видео презентация Центра «Лягушка-говорушка»;

- проведение экскурсий для детей и педагогов др. групп, родителей.

Презентация итогового продукта созданного воспитателями, детьми вместе с родителями на страничке группы в интернете.

Используемая литература

  1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
  2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
  3. Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство - ПРЕСС», 2001.
  5. Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы» -  М.: мозаика синтез, 2014.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000г.
  7. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
  8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001г.
  9. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. - Омск: ООИПКРО, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ "Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета"

Дизайн-проект разработан в соответствии с основными принципами организации предметно-развивающей среды, а так же в соответствии с разделением на несколько рабочих зон....

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Предметно-развивающая, игровая среда в средней группе в соответствии с ФГОС .

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей:...

Предметно-развивающая образовательная среда в старшей группе "Урумэччи"

Развивающая среда-система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его духовного и физического облика...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...