Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква «Ц»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.

Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

Согласовано:

Методист __________________

Фрадкина И.В.

Методическая разработка

открытого занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Звук и буква «Ц»»


Автор: воспитатель СП-7 Баринова Лариса Вячеславовна

Москва, апрель 2018

Организационная форма:

Открытый показ занятия для воспитателей.

Реализация образовательных областей: 

 «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Цель: 

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с буквами и звуками.

Познакомить с согласным твердым согласным звуком «Ц»

Задачи: 

  • Способствовать развитию звуко – буквенного анализа.
  • Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность.
  • Закреплять умение определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце).
  • Познакомиться с условным обозначением звука «Ц» – синий квадрат.
  • Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц».
  • Вырабатывать навык написания печатной буквы «Ц».
  • Помогать детям осваивать фонетический разбор слов.
  • Формировать умение записывать предложение условным обозначением.

Предварительная работа: 

Чтение передовой психолого - педагогической литературы в области «Речевого развития», наблюдение и опыт.

Оборудование и материалы:

Слоговые шарики, лепестки с буквами, счетные палочки, карандаш, прямоугольник, синий квадрат, картинки: цапля, цветы, цыпленок, заяц.

Методы и приёмы:

  Показ, пояснение, игровые приемы, самостоятельная деятельность детей.

 Используемая литература:

1.Е.В. Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет», учебно – методическое пособие к рабочей тетради «от А до Я»./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.

2. Е.В.Колесникова 2Звуки и буквы», учебно- методическое пособие к демонстративному материалу «Звуки и буквы2. Для занятий с детьми 5-7 лет./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.

3.Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет, Е.В. Колесникова «От А до Я»./Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2017

4.Демонстрационный материал «Звуки и буквы»./ Е.В. Колесникова. – М.:Ювента, 2016.

Ход занятия:

Воспитатель: я посмотрю, какие вы у меня внимательные и смышлёные, отгадайте загадки

( картинки – отгадки вывешиваются на доску)

Игра: «Загадки и отгадки»

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

Дети: Цапля

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают.

Медом угощают.

Дети: цветы.

Был белый дом,

Чудесны дом,

Вдруг что-то застучало в нем.

Разбился домик – и оттуда

Живое выбежало чудо.

Дети: цыпленок

Воспитатель: Я показываю на картинку, а вы говорите, что на ней нарисовано;

Дети: Цапля, цветы, цыпленок.

Воспитатель: Какой первый звук слышится?

Дети: «Ц»

Воспитатель: Какой это звук: гласный или согласный и почему?

Дети: согласный, имеет преграду – зубки

Воспитатель: как обозначается звук «Ц» на схемах?

Дети: синим квадратом.

Воспитатель: Как произносится этот звук?

Дети: твердо.

Воспитатель: Звук «Ц» бывает только твердым, у него нет мягкой пары.

     Ребята, звук «Ц», как и вы очень любит играть и в словах все время прячется то в начало, то в средину, то в конец. Давайте вместе его поищем.

Но прежде давайте вспомним: как обозначаются схемы слов?

Дети: прямоугольником

Воспитатель: Почему у вас на столах синие квадраты?

Дети: «Ц» - согласный, твердый.

   Воспитатель называет слова: цветы, огурец, цапля, продавец, крыльцо, дети определяют место звука в слове.

Физкультминутка

Воспитатель: На письме звук «Ц» обозначается письменным знаком, это буква «Ц» (воспитатель прикрепляет на доску букву «Ц»)

Послушайте шуточное стихотворение про букву «Ц»:

Молотком работал Петя

Целых три часа подряд,

Сколотил из трех дощечек

Букву Ц – и очень рад.

А мы с вами попробуем из палочек построить букву «Ц» (дети из счетных палочек строят букву).

А теперь взяли карандаши в руки и напишем в воздухе буку «Ц», подуйте на букву, чтобы все написанные вами буквы прилетели ко мне.

Посмотрите, пока буква «Ц» летела, она нашла себе друзей и ко мне прилетели «Слоговые шарики».

   Давайте их прочитаем, сначала я читаю, а вы за мной повторяете (дети повторяют за воспитателем слоги, а затем читают самостоятельно).

Воспитатель: как вы сильно дули, у меня на цветке все лепесточки перемешались

Игра: «Цветок»

Воспитатель предлагает детям отгадать, какое слово спряталось среди лепестков цветка.

На цветок ты посмотри,

Слово там ты отыщи.

Дети: Заяц

Воспитатель вешает картинку веселого зайца на доску и говорит, что заяц их благодарит, предлагает произвести фонетический разбор слова.

Дети: «З» - согласный, твердый, звонкий;

            «А» - гласный;

             «Я» - гласный;

              «Ц» - согласный, твердый

Воспитатель: сколько слогов в этом слове?

Дети: два (две гласные).

Воспитатель: посмотрите на картинку, составьте предложение со словом «заяц»

Дети: заяц весело скачет.

Воспитатель: запишите его в виде схемы (дети записывают предложение в виде схемы).

Воспитатель подводит итог занятию:

- О чем сегодня мы говорили?

- Что мы узнали о звуке и букве «Ц»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"

Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...

Методическая разработка открытого занятия по развитию речи в средней группе «Осеннее путешествие»

Закрепить представления детей об овощах, фруктах, названиях листьев, деревьев, о признаках осени; продолжать учить давать полные ответы на вопросы о осени; использовать в речи прилагательные, глаголы,...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Веселый огород».

Воспитание экологической культуры детей через знакомство с дарами природы и их пользой.Расширить представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, месте их произрастания;Формировать н...

методическая разработка Открытый урок по развитию речи в младшей группе Тема:Сказка репка по картинкам

Развивать внимание детей, активизировать словарный запас, формирование у детей желания рассказывать вместе с воспитателем, побуждать детей внимательно слушать и повторять за воспитателем...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит»

1. Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы2.Задачи: Образовательные:   -уточнить и обогатить знания детей о русских наро...