Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Богданова Татьяна Юрьевна

Конспект занятий разработан

Воспитателем Богдановой Т.Ю

 ГБОУ СОШ №296

Структурное подразделения

Отдел дошкольного образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

« Все профессии важны, все профессии нужны».

                             

Цель: Закрепить знания детей о профессиях

Задачи:

Образовательные:

 Расширять представление о профессиях людей.

Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

Совершенствовать навыки построения сложного предложения.

Развивать речевую активность, диалогическую речь .

Коррекционные:

 Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание.

Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж.

Закреплять навыки звукового,  звуко-слогового анализа и синтеза.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Формировать познавательный интерес, желание учиться.

 Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

                                                     Ход занятия.

1. Организационный момент

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо.

Никуда я не спешу,

Звуки все произношу.

2. Релаксация

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык…

 

3. Пальчиковая гимнастика 

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть-

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет,

Ручки нам готовит к школе.

 

- Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки  не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

Наши руки умелые такие,

Поворачивают то вверх, то вниз

 

Наши руки – руки золотые!

Сжимают кулачки

 

Они умеют вышивать,

Шить и шарф вязать.

Подметать и стирать.

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть,

Красить и белить.

Загибают пальцы по одному.

 

За порядком следить.

Грозят пальчиком.

 

Вот они какие –

Сжимают кулачки.

 

Руки золотые. 

Фонарики.

- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

 

 

 

 

 

 

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

1, 2, 3, 4. Дети!

Сжимаем кулачки

 

Много дел на белом свете.

Хлопки ладонями и кулачками.

 

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Массаж каждого пальчика от ноготка до основания пальца.

 

Курам зерна принесла.

 

2. Основная часть

- Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

             Железные избушки прицеплены друг к дружке,

             Одна из них с трубой, ведет всех за собой.   /поезд/.

- Правильно! Мы поедем на поезде.

- Кто управляет поездом? /машинист/

  Кто еще работает на поезде? /проводник/

- Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки.  Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

Медленно минуты уплывают в даль.

«Лошадка»

 

Встречи с ними ты уже не жди.

«Гармошка

 

И хотя нам прошлого немного жаль.

«Лошадка»

 

Лучшее, конечно впереди.

«Гармошка»

 

Скатерью, скатерью

Дальний путь стелется.

«Щеточка вверху»

 

И упирается прямо в небослон.

«Вкусное варенье»

 

Каждому, каждому

В лучшее верится…

«Щеточка внизу»

 

Катится, катится

Голубой вагон.

«Вкусное варенье»

- Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

- Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист).

 

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы?  (пожарники)

 

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (учитель)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.  (строители)

 

Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан.

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд. (спасатели)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер)

- Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги!

Катаем карандаш

 

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

Постукиваем карандашом по ладошке.

- О какой профессии эта загадка? (сапожник)

 

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач, грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

 

Игра «Закончи предложение».

- Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы ….зарабатывать деньги. 

Люди работают для того, чтобы …потом хорошо отдыхать.  И т.д.         

- Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к  улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

 

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек»  (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

- С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Быть шофером хорошо,

Бегут по кругу, крутят руль.

 

А летчиком - лучше.

Я бы  в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут,  расставив руки, как крылья.

 

Наливаю в бак бензин.

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

 

Завожу пропеллер.

Круговые движения рук.

 

В небеса, мотор, вези.

Чтобы птицы пели.

Вновь бегут, расставив крылья.

 

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

- А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа               шар – жар

шо – жо               шаль – жаль

шу – жу               шить – жить

ши – ши              шитьё – житьё

ше- же                 уши – ужи

                             шарить – жарить

                             Луша – лужа

                             тушить – тужить

                             нашивка – наживка

- Великолепно!

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где работает?»

Учитель – в школе;

Повар – в столовой;

Строитель – на стройке;

Доктор – в больнице;

Портной – в ателье;

Продавец – в магазине;

Парикмахер–в парикмахерской;

Балерина – в театре;

Садовник – в саду;

Дворник – на улице;

Фокусник – в цирке;

Пожарный – в пожарной команде.

 

 

4. Итог.

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

- Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy_20182.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий разработан

Воспитателем Богдановой Т.Ю

ГБОУ СОШ №296

Структурное подразделения

Отдел дошкольного образования

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

« Все профессии важны, все профессии нужны».

                             

Цель: Закрепить знания детей о профессиях

Задачи:

Образовательные:

 Расширять представление о профессиях людей.

Уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

Совершенствовать навыки построения сложного предложения.

Развивать речевую активность, диалогическую речь .

Коррекционные: 

 Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание.

Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж.

Закреплять навыки звукового,  звуко-слогового анализа и синтеза.

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: 

Воспитывать самоконтроль за речью.

Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Формировать познавательный интерес, желание учиться.

 Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

                                                     Ход занятия.

1. Организационный момент

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо.

Никуда я не спешу,

Звуки все произношу.

2. Релаксация

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится ровно… легко… глубоко…

Напряженье улетело

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык…

3. Пальчиковая гимнастика 

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть-

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными - девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет,

Ручки нам готовит к школе.

- Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки  не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

Наши руки умелые такие,

Поворачивают то вверх, то вниз

Наши руки – руки золотые!

Сжимают кулачки

Они умеют вышивать,

Шить и шарф вязать.

Подметать и стирать.

Суп варить, пыль вытирать.

Тарелки чисто мыть,

Красить и белить.

Загибают пальцы по одному.

За порядком следить.

Грозят пальчиком.

Вот они какие –

Сжимают кулачки.

Руки золотые. 

Фонарики.

- Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

1, 2, 3, 4. Дети!

Сжимаем кулачки

Много дел на белом свете.

Хлопки ладонями и кулачками.

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Массаж каждого пальчика от ноготка до основания пальца.

Курам зерна принесла.

2. Основная часть

- Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

- А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

             Железные избушки прицеплены друг к дружке,

             Одна из них с трубой, ведет всех за собой.   /поезд/.

- Правильно! Мы поедем на поезде.

- Кто управляет поездом? /машинист/

  Кто еще работает на поезде? /проводник/

- Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки.  Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

Медленно минуты уплывают в даль.

«Лошадка»

Встречи с ними ты уже не жди.

«Гармошка

И хотя нам прошлого немного жаль.

«Лошадка»

Лучшее, конечно впереди.

«Гармошка»

Скатерью, скатерью

Дальний путь стелется.

«Щеточка вверху»

И упирается прямо в небослон.

«Вкусное варенье»

Каждому, каждому

В лучшее верится…

«Щеточка внизу»

Катится, катится

Голубой вагон.

«Вкусное варенье»

- Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

- Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист).

Целый день я шью, да шью.

Я одел всю семью.

Погоди и ты немножко

Будет и тебе одежка. (портной).

С огнем бороться мы должны – Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы?  (пожарники)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (учитель)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем.  (строители)

Они придут на помощь к нам,

Когда бушует океан.

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут –

Такой у них опасный труд. (спасатели)

Мастер сделает прическу

Феном, щеткой и расческой.

Пышно локоны завьет.

Челку щеткою взобьет,

Все в его руках горит –

Он изменит внешний вид! (парикмахер)

- Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги!

Катаем карандаш

Забивай, покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

Постукиваем карандашом по ладошке.

- О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач, грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

Игра «Закончи предложение».

- Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы ….зарабатывать деньги. 

Люди работают для того, чтобы …потом хорошо отдыхать.  И т.д.         

- Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к  улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек»  (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

- С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Быть шофером хорошо,

Бегут по кругу, крутят руль.

А летчиком - лучше.

Я бы  в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут,  расставив руки, как крылья.

Наливаю в бак бензин.

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Завожу пропеллер.

Круговые движения рук.

В небеса, мотор, вези.

Чтобы птицы пели.

Вновь бегут, расставив крылья.

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

- А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа               шар – жар

шо – жо               шаль – жаль

шу – жу               шить – жить

ши – ши              шитьё – житьё

ше- же                 уши – ужи

                             шарить – жарить

                             Луша – лужа

                             тушить – тужить

                             нашивка – наживка

- Великолепно!

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где работает?»

Учитель – в школе;

Повар – в столовой;

Строитель – на стройке;

Доктор – в больнице;

Портной – в ателье;

Продавец – в магазине;

Парикмахер–в парикмахерской;

Балерина – в театре;

Садовник – в саду;

Дворник – на улице;

Фокусник – в цирке;

Пожарный – в пожарной команде.

4. Итог.

- Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

- Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...