НОД "Описание предмета"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Фролова Анна Александровна

Составление рассказа-описания по теме "мебель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_opisanie_predmeta_star_gr.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ

 «Детский сад общеразвивающего вида №101»

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: Составление рассказа-описания по теме «Мебель»

Воспитатель: Фролова А.А.

Задачи:

1. Учить детей описывать предметы мебели, опираясь на схему.

2. Закрепить умение пользоваться обобщающими словами по теме «Мебель», активизировать словарь по этой теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных с существительными).

4. Развивать связную речь, память, мышление, умение анализировать рассказы товарищей, мелкую моторику рук.

5. Продолжать воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя, желание приходить на помощь друг другу.

Материал: кукла, картинки с изображением предметов мебели, опорная схема для составления описательного рассказа о мебели.

Ход занятия.

Воспитатель: Стук в дверь. Ой, ребята, посмотрите, к нам гость пришёл. Это кукла Даша.

Послушайте, что она хочет нам сказать.

(Дети садятся на ковре возле воспитателя).

Воспитатель(голосом куклы).

Ребята, я переехала в новую квартиру. Подскажите, ребята, как мне сделать квартиру уютной?

(Кукла садится на ковёр около детей).

Воспитатель: Подумайте, как можно помочь кукле Даше?

Ответы детей(можно ему сделать мебель или купить).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто делает мебель?

Ответы детей: столяр, плотник.

Молодцы!

Воспитатель: Но прежде, чем мы с вами начнём помогать гостье, я предлагаю вам поиграть в игру, в которой мы расскажем кукле Даше, как может по-разному называться мебель, в зависимости от того, из какого материала она сделана.

Дидактическая игра «Назови правильно».

ВоспитательМебель, сделанная из дерева. Какая мебель?

Дети. Деревянная мебель.

Воспитатель: Скамейка, сделанная из металла. Какая скамейка?

Дети. Металлическая скамейка.

Воспитатель: Кресло из прутьев ивы. Какое кресло?

Дети. Кресло ивовое, плетёное.

Воспитатель: А ещё мебель может называться по-разному, в зависимости от того, для каких целей она используется?

Воспитатель: Обеденный стол, табуретки, буфет. Это мебель какая?

Дети. Кухонная мебель.

Воспитатель: Компьютерный стол, поворотное кресло, тумба, шкаф для документов. Это мебель какая?

Дети. Офисная мебель.

Воспитатель: Молодцы! Кукла Даша с большим интересом слушала ваши ответы. Думаю, что она узнала что-то новое.

(Дети проходят за столы и садятся на свои места).

Воспитатель: Ребята, пора познакомить нашу гостью с предметами мебели. А в этом нам поможет схема-помощница.

Воспитатель: Посмотрите на схему. Она состоит из семи прямоугольников, которые таят в себе подсказки.

В первом прямоугольнике нарисован знак вопроса и написано: что это? (Он просит нас назвать предмет мебели).

Второй прямоугольник просит нас рассказать: для чего этот предмет нужен?

В третьем прямоугольнике изображены разные комнаты, и стоит вопрос: для какого помещения используют эту мебель(для кухни, гостиной).

В следующем прямоугольнике нарисованы два разноцветных круга. Первый круг обозначает цвет предмета, второй круг обозначает материал, из которого предмет сделан (материал для изготовления мебели может быть разный: ткань, дерево, металл, пластмасса).

В пятом прямоугольнике нарисованы различные детали мебели (ножки, спинки).

В шестом прямоугольнике изображены геометрические фигуры, обозначающие форму предмета (т. е. мы называем, на какую геометрическую фигуру похож предмет).

В последнем прямоугольнике нарисована щётка, пылесос. Это говорит о том, что каждая мебель требует ухода.

Воспитатель: Послушайте, как я опишу предмет мебели (диван).

Это диван. На нём сидят, лежат, спят. Диван- мебель для гостиной, спальни, зала. Он бордового цвета. Чтобы сделать диван нам потребуется: ткань, поролон, дерево. У дивана мягкое сиденье, удобная спинка и подлокотники. Он прямоугольной формы. Чтобы диван был чистым, его нужно чистить пылесосом или щёткой, протирать влажной тряпкой.

А кто ещё хочет рассказать кукле Даше о предметах мебелииспользуя схему-помощницу.

Вот здесь, на столе, лежат картинки с изображением предметов мебели. Выбирайте картинку и описывайте её с помощью схемы.

Воспитатель дарит звёздочки тем, кто за свои рассказы не получил звёзд, отмечая положительное в рассказах, но также указывая на то, как можно изменить рассказ, чтобы он стал ещё лучше.

Воспитатель(голосом куклы). Ребята, мне очень понравились ваши рассказы. Они мне, конечно, помогут при выборе мебели.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре

(шагаем на месте)

Много мебели в квартире

(развести руки в стороны)

В шкаф повесим мы рубашку

(имитация движений)

А в буфет поставим чашку

(имитация движений)

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть-чуть на стуле

(садимся на стулья)

А когда мы крепко спали

На кровати полежали

(руки под щёку, глаза закрыты)

А потом мы с котом

Посидели за столом

(покачивание головой из стороны в сторону)

Чай с вареньем дружно пили

(имитация движений)

Много мебели в квартире

(стоим и разводим руки)

Кукла Даша прощается с ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

"Удивительные предметы" (сравнение объектов природы и предметов рукотворного мира)

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора детей" (подготовительная к школе группа)...

Конспект ООД в подготовительной группе "ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ПРЕДМЕТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"

Особенности:Проводится в форме игры «Что-где-когда?» с подгруппой детей (максимально 10 человек) Образовательная область:-      Социально-коммуникативное развитие...

Образование групп из отдельных предметов и выделение из группы одного предмета.

Игры задания по математике во второй младшей группе....

ООД по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)

Основная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Что предмет рассказывает о себе(о предметах национальной одежды)...