Отчёт по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Романова Наталья Викторовна

В отчёте по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» представлен опыт построения поэтапной обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_proektu_-motorika-17-18g.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по проекту «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Романова Н.В.

Актуальность моей работы заключается в следующем: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

 Дети с плохо развитой моторикой рук  неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В играх  наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     Исходя из этого, в начале учебного года  составила план и включила следующие задачи:

1.Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность;

2.Содействовать нормализации речевой функции;

3.Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через разнообразные  игры.

    Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала. Использовала литературу:

1. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь.

Москва: «Рипол плассик», 2008;

2. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.

Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3

месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и

педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

7. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

8. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – велась активная работа с детьми;

 - на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальная  работа;

-на третьем этапе – велась работа с родителями.

Работу с детьми проводила по следующим направлениям:

  1. пальчиковые игры,
  2. игры с предметами,
  3. дидактические игры.

     Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены консультации  «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей », «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы сродителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома» и др, были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш и др).

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме. 

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому  игры я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:

- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;

- выполнение упражнений должно быть регулярным;

-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;

-время выполнения упражнения не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. Для 3-4 лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;

-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;

-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.

Вот названия нескольких игр, которые нравятся моим ребятам(«Апельсин», «Моя семья», «Домашние животные», «Комар», « Лужок», «Курочка», «Котик». Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

    Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.

    Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

    В течение года мною были изготовлены игры с бельевыми прищепками ,шнуровки, подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.

      Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приёмы: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, шнуровки, игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика).     Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка,аппликация, конструирование.  Использовали ещё один интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают мелкие клочки. Кроме того весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстёгивали пуговицы, кнопки, крючки, накручивали ленты, завязывали шнурки и прочее.

     Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также самомассаж кистей и пальцев рук. Использовала  в работе мячики с шипами, зубные щётки,  массажёры  Су-Джок ,игры с которыми очень нравятся моим  деткам.

 Мы тщательно  разминали каждый пальчик, ладошки, наружные стороны кисти.

     Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  можно добиться поставленной цели.  В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.  Дети в группе стали  общительнее , с удовольствием рассказывают  знакомые сказки, стихи,  потешки.  

 Поэтому дальнейшая работа по развитию мелкой моторики рук ребенка будет продолжена, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжить работу  по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики"

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста."

Планирование проектной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики у младших дошкольников....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Проект  "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...