Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Отчёт по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Воспитатель:
Эсенболатова Ф.Н.
Пыть-Ях
2023-2024г.г.
Тема по самообразованию в 2023-2024 уч. году. «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» во 2 младшей группе «Лучики»
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2023 г.
Дата окончания работы: 30. 05. 2024г.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
Актуальность выбранной темы.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В дидактической игре наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года я составила перспективный план. Включила следующие задачи:
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
• улучшение моторики, координации движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
• совершенствование речи и расширение словарного запаса посредством дидактических игр, в том числе пальчиковых игр;
• развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
• создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми;
• совершенствование предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики;
• развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через дидактическую игру.
Работу проводила поэтапно:
на первом этапе – велась работа с детьми
на втором этапе – велась работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала: игры, упражнения.
1. Бондаренко Н. К. «Дидактические игры в детском саду»
2. Самомассаж по книге Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики»
3. Аванесова В. Н. «Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду»
на третьем этапе – велась работа с родителями
Для родителей была изготовлены и выставлены папки-передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Артикуляционные упражнения», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, такие как игра с песком «Найди что спрятано», «Игры на кухне», нанизывание бус, работа с мозайкой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш). (Владом К, Артемом Б, Евой П).
В течение года мною были изготовлены различные дидактические игры такие как :
1. Создание пособия «Тактильная книжка»
2. Игры с бытовыми приборами (сито, поднос, служащими для развития мелкой моторики рук детей.
3. Игры с бельевыми прищепками.
4. Дидактическая игра «Овощи, фрукты».
5. Сделаны счётные палочки для составления фигур (квадрат, треугольник).
6. Подобраны разрезные картинки для составления целого из частей.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приё мы:
• пальчиковая гимнастика,
• физкультминутки,
• пальчиковые игры со стихами, скороговорками,
• пальчиковый театр,
• шнуровки,
• игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика).
Для развития мелкой моторики рук использовала занятия с пластилином.
Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Использовала способ развития пальцев руки – отщипывание. Применялся способ – сминание (бумаги, салфеток).
Кроме того весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстегивали пуговицы, кнопки, крючки, накручивали ленты на полочки, тюрючки.
На протяжении всего учебного года дети совершенствовали выполнение действий с предметами.
В течение года учила ребят усидчивости, последовательности в выполнении задания. К концу года дети могут выполнять действия с предметами: помогать одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении, выкладывание узора из мозаики, палочек, выполнять совместно с воспитателем упражнения пальчиковых игр, действовать самостоятельно и совместно с воспитателем с пальчиковым театром, игры с бусами.
Хотелось бы продолжить работу на следующий год по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Методическая разработка. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
Методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с интел...
Методическая разработка для воспитателей Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения. Дидактическое пособие "Послушные пальчики"
В методичеких рекомендациях представлено авторское дидактическое пособия "Послушные пальчики" и упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей младшего дошколь...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
