развитие речи мышления.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Уралева Любовь Николаевна

развиваем мышление с помощью пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_nashi_palchiki_i_myshlenie.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                               1

 Развиваем наши пальчики, речь и мышление.                                                                        Задачи: создавать условия для развития ловкости рук, острого зрения и аналитического мышления, мелкую моторику пальцев               и рук.                                                                                                                               Руки детей, привыкшие ощупывать предметы, приобретают точ-ность движений, совершенствуется координация «глаз-рука», и развивается способность находить сходство предметов материала  с предметами окружающей обстановки. Благодаря этому дети спо-собны делать целый ряд самостоятельных открытий. Глаза сами собой учатся узнавать тождество предметов с их изображениями. Ухо воспитывается в восприятии ясно и точно произносимых слов - названий  предметов или их качеств. И в детях естественным обра-зом  рождается неудержимое стремление к выявлению накопив-шейся энергии, желание приложить приобретённые ими навыки к столь заманчивой для них работе – чтению и письму.                             Чтобы дети самостоятельно, безо всякого специального обучения, сами того не подозревая, научились делать штрихи на бумаге, раз-вивать свою речь (проговаривая свои действия), необходимо для них создать условия для развития ловкости рук, острого зрения, четкого проговаривания слов и аналитического мышления.                                                                           Вот несколько простых упражнений, которые могут использовать и мамы у себя дома, и воспитатель в детском саду, поставив игровые материалы на низенькую полочку в детской комнате.

1. Игры:  «Раскопки».                                                                                                   В большой миске насыпано много любой крупы (пшено, горох, гречка, фасоль). В крупу закапывают маленькие вещички: яркие крупные бусинки, мелкие игрушки (киндер), а еще лучше малень-кие резиновые динозаврики. Детям дается задание, провести  «раскопки» и в отдельную коробочку сложить найденные в крупе

                                                           2

предметы. Малыши с удовольствием приступают к такой работе, опустив кисти рук в крупу. Вот и получился отличный естественный

массаж пальцев.  Вот так идёт подготовка ребёнка к последующему письму, а доставая предмет, ребёнок ещё и называет его: «Ура! Я достал зелёного динозаврика!» - развивается мыслительная деятельность детей и активизируется речь, т.е. пополняется ещё и словарный запас малышей.

2. Прищепки в корзинке.                                                                                Взрослый ставит на стол коробочку, к краям которой пристегнуты разноцветные бельевые прищепки, и предлагает малышу брать прищепку тремя пальцами, отстегивать и складывать  в корзинку. Ребенок начинает увлечённо и самостоятельно работать. Многократное сжимание и разжимание с усилием бельевой при- щепки даёт отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки. Взрослый при этом наблюдает за ребёнком, какой рукой предпочтительнее он работает и делает вывод, не левша ли малыш. И если заметил, что малыш работает больше левой рукой, то не концентрирует внимание на этом, а помогает ещё и развивать правую, ведь работу ребёнка обеими руками можно и нужно только приветствовать.

3. Разноцветные капли.                                                                                            Начиная занятие с ребенком взрослый, показывая разноцветные льдинки, или разноцветные кубики, или разноцветный мяч (красный, синий, желтый) спрашивает: «Ребята, а вы знаете какой это цвет? А хотели бы вы сами создать такие цвета? Давайте пробо-вать».   На стол взрослый ставит поднос с платформой  для замо-розки воды в холодильнике с 12 ячейками. Сверху отмечено по три разноцветных квадратика (красный, синий, желтый) для каждого ряда из четырёх ячеек.

                                                      3

Так же на подносе стоят три пузырька с разноцветной водой, подкрашенные в соответствующие цвета, (можно использовать пищевые красители, т.к. дети могут попробовать воду на вкус). Рядом лежат пипетки с колпачком из толстой резины.                                                                                                    Взрослый даёт задание: наполнить ячейки водой с помощью пипетки. Эта работа очень кропотливая, но она хорошо развивает моторику пальцев и мышцы рук, а так же мыслительную деятель- ность. Ведь малыш будет задумываться о том, что бы аккуратно нести водичку, донести и перелить её из пипетки в ячейку.                      Ребёнок приступает к работе и выполняет её очень аккуратно, постепенно наполняя пустые ячейки водой. А затем можно дать задание, что бы другой ребёнок перелил водичку из ячейки в пузырёк. И здесь так же развивается и речь детей, они будут стараться подбадривать друг друга, помогать словесно, как правильно выполнить задание.                                                                    Это задание малыши могут выполнять самостоятельно, но под наблюдением взрослого.

4. Перенесем бусинки с помощью пинцета на тарелочку.                                                                 Перед ребёнком ставится небольшой поднос, на котором лежит платформа  (можно использовать ячейки из-под конфет) для буси- нок, пинцет и небольшая чашка с бусами (можно использовать бу- синки разного размера). Ребёнку предлагается перенести бусинки из чашки в ячейки, но только с помощью пинцета. Малыш с увлече- нием будет перекладывать бусы.                                                                    Это очень интересное и занимательное задание.  Оно тренирует и  развивает координацию движений пальцев рук. Требует предель-ной концентрации внимания. И в то же время учит ребёнка контро-лировать свои действия. Ведь в любое время, если бусинка сорвалась и упала, малыш увидит свою ошибку и исправит её

                                                          4

Самостоятельно, без напоминания со стороны взрослого. Такая работа требует большей точности в движении.

5. Переливаем воду с помощью губки.                                                             Упражнение, которое нравится всем детям 2-3 лет. Перед малышом ставятся две небольшие мисочки. Одна наполнена наполовину водой, другая пустая. Ребёнку предлагают опустить губку в воду, намочить её и отжать в другую миску всю набранную воду в губку. И так малыш делает эту работу до тех пор, пока всю воду из одной миски не перенесёт в другую.                                                            Это упражнение развивает и укрепляет мускулатуру кисти рук.

6. Завязываем и развязываем бантик.                                                        Это упражнение называют классическим, его прямая цель – овладение навыками завязывание и развязывание шнурков и бантиков. В то же время ребёнок учится точным движениям пальцев, последовательности операций и сосредоточенности                 на каждом шаге работы. В этом контексте завязывание и развя-зывание бантиков , как и застегивание и расстегивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят детей к освоению письма и чтения.                                                                                                        Материал состоит из деревянной рамки, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми банти-ками, изготовленными из тесьмы. Всего их пять.                                                      Малыш вначале развязывает верхний бантик и работает сверху вниз. Он берётся за концы тесьмы обеими руками и растягивает              их в стороны. Постепенно все бантики развязаны. Теперь подде-нем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего,  движе-нием вперёд развяжем и их.  Концы тесьмы расправим по сторо-нам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что и банты, и узелки развязаны полностью. Теперь попробуем завязать узелки и банты. Половинки ткани соединим к центру. Возьмемся за концы верней тесьмы и перекинем их в противоположные стороны. 5.

                                                          5.

Указательным пальцем левой руки сдвинем тесьму и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведем другой конец тесьмы вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы тесьмы в стороны. Узелок завязан. По той же схе-ме завязываем и остальные узелки, двигаясь сверху вниз. Теперь завязываем банты. Будем поступать так же, как и с узлами, но пет-ли из концов тесьмы мы будем делать узкими, собранные к осно-ванию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.

 7. Выкладывание фигуры из отдельных деталей.                                                             А эта игра очень хорошо развивает фантазию и умение мыслить ребёнка. Это упражнение полезно тем, что тренирует и утон-чает мелкую моторику и зрение, чувство цвета и его оттенков; развивает умение применять свою фантазию и мышление, активизирует память и речь.                                                                    Нам понадобится картон и несколько деталей, например, домика.                                                                                                                                Взрослый садится за столик и приготавливает себе рабочее место. Выкладывает на столе детали, вырезанные из картона: прямоу- гольник, овал, треугольник побольше и треугольник поменьше, квадрат. Все это он проделывает молча.  Дети сами подходят и заинтересовавшись работой взрослого усаживаются рядом.  Взрослый продолжает выполнять свою работу не вовлекая детей. Выкладывает сначала прямоугольник, затем берет маленький треугольник и подставляет сверху над прямоугольником. Дети сразу реагируют и делают свои замечания, что крыша мала, надо взять большой треугольник. Взрослый меняет маленькую фигуру треугольника на большой.  Затем он берёт квадратик и приставляет с одной стороны прямоугольника. Получается двор. Взрослый спра-шивает у малышей, чего ещё не хватает над квадратом. Дети тут же предлагают свою идею: «Крышу надо – маленький треугольник.

                                                         6.                                                      Взрослый дополняет фигурку, получается ещё один домик. «Сколько домиков у меня получилось?» - «Два» - отвечают дети. «Верно. А какие фигурки потребовались мне для постройки этих домиков?  Дети высказывают свои ответы. Затем взрослый предлагает им самостоятельно собрать свои домики, используя фигурки на столе и называя их.                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой массаж канцелярскими скрепками для развития речи, мышления, мелкой моторики и повышения иммунитета детей

Что даёт игровой массаж?Ø      Развитие и совершенствование всех сторон речи детей (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).Ø      ...

Конспект выступления на педсовете "Роль пальчиковых игр в развитие речи , мышление детей в дошкольном возрасте"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет з...

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И РИТМИКИ РЕБЕНКА.

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И РИТМИКИ РЕБЕНКА....

Игры для развития речи, мышления

А.С. Галанов (Ч,Щ) 10 игр для развития речи, мышления и фантазии у детей..pdf8.5 МБ Галанов А.С. 10 игр для развития речи, мышления и фантазии детей..pdf8.5 МБ...