Семинар «Педагогические технологии в развитии связной речи».
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Абрамова Людмила Ивановна

В процессе семинара подробно представлена техника "Ментальные карты" в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_seminara.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д.10.

Семинар

Тема: «Педагогические технологии в развитии связной речи».

                                                 Провела:

                                                                     старший воспитатель

                                                          Абрамова Л.И.

Ростов, 2017-2018  уч. год

Семинар

Тема: «Педагогические технологии в развитии связной речи».

Сроки проведения: 02.11.17 г. - I часть, теоретическая

                                   16.11.17 г.  - II часть, теоретическая +   практическая

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности  педагогических технологий (техник) (социо – игровая технология, мыслительные (ментальные) карты Тони Бьюзена).

Задачи:

1.  Рассмотреть теоретические положения  социо- игррвой технологии, мыслительных карт Тони Бьюзена.

2. Продемонстрировать возможности применения  технологий (техник) на практике.

План семинара-практикума:

Занятие №1

I часть – теоретическая

1. «Использование  технологии  «Социо-игровая педагогика»  в работе с дошкольниками в условиях ДОУ» - Крюхтина Т.Л.  педагог-психолог

II часть – практическая

1. Использование технологии «Ментальная карта» Тони Бьюзена с детьми дошкольного возраста (Старший воспитатель Абрамова Л.И.)

Занятие №2

I часть - теоретическая

Старший воспитатель Абрамова Л.И.

Использование «Ментальных  карт» Тони Бьюзена, как средство речевого развития  детей дошкольного возраста»

  1. Игровое упражнение “Волшебная палочка”

Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии. 

СЛАЙД 1

Итак, основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему семинара:

- Кто такой Тони Бьюзен?

- Что представляет собой  мыслительные  карты?

- Насколько  актуальна эта технология для меня и моих воспитанников?

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.

Как говорила  Татьяна Леонидовна  на одном из семинаров, что информация хранится в памяти в нескольких видах:

СЛАЙД 2

  • в вербальном (речевом, наглядном)
  • кинетическом (двигательном).

Когда мы с вами думаем, мы, строим образ какого-то  объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем,  как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление и  использование.

СЛАЙД 3………….

Тогда мысль человека  начинает   отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, затем она снова  возвращается к исходному пункту.

СЛАЙД 4

Так вот, такой процесс можно изобразить  в виде ментальной карты (мыслительная карта), другими словами можно  сказать, что это - умственные или мозговые карты.

СЛАЙД 5

Ментальные,  мыслительные карты – это техника представления  любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме, с помощью которой  развиваются как творческие, так и речевые способности детей.

СЛАЙД 6 ……………………..

Мыслительные карты разработал  английский  психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Он разработал:

  • правила и принципы конструкции ментальных карт;
  • систематизировал использование ментальных карт;
  • приложил массу усилий для популяризации и распространения данной технологии;
  • создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

СЛАЙД 7

Из опыта работы педагогов, которые в своей деятельности применяют  интеллект- карты в образовательной деятельности, говорится, что они дают:

  • огромные положительные результаты в образовательной деятельности
  • позволяют осуществлять интеграцию областей
  • является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком,
  • является универсальным способом для развития связной речи
  • формирует преемственность между детским садом и школой.                                                  

СЛАЙД 8  ПРИМЕР

Общие требования к составлению любой  интеллект – карты

1. Лист располагается горизонтально.

2. Главная идея обводится в центре страницы ……..

(КРУГ + КАРТИНКА ТРАНСПОРТ)

3.Писать надо разборчиво  печатными заглавными буквами или рисовать, или включать картинки.

4.Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры  разного цвета.

5.Каждая мысль   обводится.

6.В  процессе  моделирования  добавляются  символы  и  иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

(НАЗЕМНЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ ………………)

СЛАЙД  9  

Интеллект-карта по изученной теме «Фрукты»

1.Лист расположен в горизонтальном направлении.

2.В центре выделена  тема « Фрукты»……………….

3.От центра расходятся цветные  ветви……………….

4.Подбираются картинки, которые относятся к фруктам (яблоко, груша)……………………………………….

5.От каждого фрукта также отводятся ветви  такого же цвета, что и первая ветвь

6.Подбираются  и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому фрукту (яблоко растёт на фруктово дереве (яблоне); яблоня цветёт весной; -  по  цвету могут быть красные, зелёные, желтые; по форме – круглое; по вкусу – сладкое и кислое; из яблок варим варенье, делаем компот)……………………………………..

7.Дети составляют предложения или связный рассказ.

Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.                                                                        

СЛАЙД  10  Ментальная карта по теме «Осень»

СЛАЙД   11                          

Практическая часть

  • Разделимся на группы:  

1 ГРУППА:

педагоги, работающие с детьми раннего и младшего возраста

2 ГРУППА:

педагоги, работающие с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста

ЗАДАНИЕ: попробовать применить    данный   метод  в различных  направлениях деятельности

1 группа «Работа с родителями в МДОУ в условиях ФГОС ДО»

2 группа  подготовка проекта для детей среднего дошкольного возраста   «Домашние животные и их детеныши»

ИТОГ:

Из опыта работы многих педагогов: задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей  экспериментируйте и у вас всё получится.      

СЛАЙД   12                          

Использование в работе метода интеллект - карт  позволит достичь положительной динамики в речевом развитии:                                                    

 пополнится словарный запас;                                                                                  

улучшилась лексико -грамматическая структура речи;                                                            

дети научатся связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запомнят и вспомнят нужные факты.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР»

«Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР» Учитель –логопед Саголакова Надежда Петровнам...

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент...

Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР

Использование современных педагогических технологий для формирования связной речи у детей с ОНР...

Педагогический проект: Использование нетрадиционных технологий в развитии связной речи для детей старшей группы по теме "Времена года"

Цель исслевования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных технологий....

Организация педагогической работы по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных технологий

С введением ФГОС ДО педагога дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий .Инновационн...

ОПЫТ РАБОТЫ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ОПЫТ РАБОТЫ:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"Инновационные технологии направлены на формирование творческих  способно...