система игр
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_igr_dlya_detey_s_onr.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движений.
  • Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Упражнения с мячом:

Цели:    

- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

- Учить образовывать формы множественного числа существительных.

- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

«Один - много»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

«Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

  1. Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
  2. Дети называют слова на заданную лексическую тему.

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).  

Логопед следит и называет победителя.

  1. Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

  1. Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.                                  

Игра «Водный мир»:

  • Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
  • Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
  • Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.

Оборудование:

  • 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
  • 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
  • 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
  • коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна

Варианты игры:

  1. Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
  2. Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
  1. Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
  2. Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
  3. Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
  4. Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.

        По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.

        Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

        Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.

       

Речевые игры

 

1. Лексика

1. Развивать понимание речи.

2. Называть предметы,  их действия, признаки

- «Я знаю  4-5 названий фруктов (овощей и т.д.)»

-  «Какой предмет? Что он  делает?» (по 3-4 слова)

3. «Скажи наоборот»

Высокий -                чистый -                        большой  –

поднимать -                застегнуть -  

2.Грамматический строй речи

2.1 Словообразование

1. «Назови ласково»

 помидор –  помидорчик

2. «Из чего – какое?», «Скажи, какой?»

из железа – железный

3. «Чей, чья, чьи?»

 сумка мамы – мамина сумка, (Светин, папины)

4. «Назови, что делает предмет»

летает – вылетает, залетает, улетает.

2.2. Словоизменение

1. «Один - много», «Чего много»

 яблоко –  яблоки – много  яблок

2.«Измени слова, закончи предложение»

У меня есть  (кукла), а в магазине продают (куклы, много  кукол). Раньше у меня не было такой

( куклы).  Я играю (куклой), а девочки играют (куклами). 

3. «Где находится предмет» (употребление предлогов  у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, из, с.)

2.3. Согласование

 1. «Мой, моя, мое, мои»

Чья шуба? – моя шуба

Чей стол? – мой стол

2. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам с правильным согласованием слов.

Катя читает книгу. Дети лепят высокого снеговика.

3.Связная речь

- Составление простых, сложных предложений.

- Составление описательного  рассказа по алгоритму.

- Составление рассказа по сюжетной картине.

- Пересказ короткого текста (сказки).

4.Артикуляционная моторика-

 Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка:

- улыбка        - трубочка                - лопатка        - жало

- качели         -  маятник                - широко открыть рот.

5. Звукопроизношение

Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков.

6. Просодическая сторона речи

1. Формировать правильный длительный речевой выдох (вдох носом – выдох ртом, уметь произносить на одном выдохе фразу из 4 слов).

2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.

3. Уметь произносить фразы

тихо – громко; ласково - сердито.

7. Слоговая структура.

 Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных (мак, кот, дети, киты, малина, кубики, девочка, платок); 4 сложные слова с открытыми слогами (помидоры, пианино).

 

8.Формирование фонематического

слуха и восприятия.

1. Познакомить с понятиями:

 - речь - предложение - слово -слог- звук: гласный и согласный

2. Уметь отхлопывать ритм.

3. Выделять первый и последний звук в слове, делить слова на части, выделять гласные звуки в начале и в конце слова.

3.Выкладывать схему звукового анализа звукосочетания ИА из фишек, называя каждый звук  и обозначая соответствующей фишкой.

 4. Придумывать предложение с заданным  словом, считать слова, выкладывать схему.

 5. Игра «Путаница»

  • Варить, мама, суп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"

Современное  состояние  общества,  высочайшие  темпы  его  развития    представляют  всё  новые,   более  высокие  требования...

Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)

Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...