система игр
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему
Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).
Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
- Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
- Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
- Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движений.
- Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
- Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Упражнения с мячом:
Цели:
- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.
- Учить образовывать формы множественного числа существительных.
- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.
«Один - много»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.
«Скажи наоборот»
Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.
«Назови слово с данным звуком»
Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).
Игра с мячом с двумя–тремя детьми
- Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
- Дети называют слова на заданную лексическую тему.
(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).
Логопед следит и называет победителя.
- Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.
(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).
- Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.
Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.
Игра «Водный мир»:
- Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
- Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
- Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
Оборудование:
- 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
- 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
- 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
- коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
Варианты игры:
- Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
- Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
- Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
- Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
- Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
- Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.
По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.
Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.
Речевые игры
1. Лексика
1. Развивать понимание речи.
2. Называть предметы, их действия, признаки
- «Я знаю 4-5 названий фруктов (овощей и т.д.)»
- «Какой предмет? Что он делает?» (по 3-4 слова)
3. «Скажи наоборот»
Высокий - чистый - большой –
поднимать - застегнуть -
2.Грамматический строй речи
2.1 Словообразование
1. «Назови ласково»
помидор – помидорчик
2. «Из чего – какое?», «Скажи, какой?»
из железа – железный
3. «Чей, чья, чьи?»
сумка мамы – мамина сумка, (Светин, папины)
4. «Назови, что делает предмет»
летает – вылетает, залетает, улетает.
2.2. Словоизменение
1. «Один - много», «Чего много»
яблоко – яблоки – много яблок
2.«Измени слова, закончи предложение»
У меня есть (кукла), а в магазине продают (куклы, много кукол). Раньше у меня не было такой
( куклы). Я играю (куклой), а девочки играют (куклами).
3. «Где находится предмет» (употребление предлогов у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, из, с.)
2.3. Согласование
1. «Мой, моя, мое, мои»
Чья шуба? – моя шуба
Чей стол? – мой стол
2. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам с правильным согласованием слов.
Катя читает книгу. Дети лепят высокого снеговика.
3.Связная речь
- Составление простых, сложных предложений.
- Составление описательного рассказа по алгоритму.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
- Пересказ короткого текста (сказки).
4.Артикуляционная моторика-
Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка:
- улыбка - трубочка - лопатка - жало
- качели - маятник - широко открыть рот.
5. Звукопроизношение
Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков.
6. Просодическая сторона речи
1. Формировать правильный длительный речевой выдох (вдох носом – выдох ртом, уметь произносить на одном выдохе фразу из 4 слов).
2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
3. Уметь произносить фразы
тихо – громко; ласково - сердито.
7. Слоговая структура.
Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных (мак, кот, дети, киты, малина, кубики, девочка, платок); 4 сложные слова с открытыми слогами (помидоры, пианино).
8.Формирование фонематического
слуха и восприятия.
1. Познакомить с понятиями:
- речь - предложение - слово -слог- звук: гласный и согласный
2. Уметь отхлопывать ритм.
3. Выделять первый и последний звук в слове, делить слова на части, выделять гласные звуки в начале и в конце слова.
3.Выкладывать схему звукового анализа звукосочетания ИА из фишек, называя каждый звук и обозначая соответствующей фишкой.
4. Придумывать предложение с заданным словом, считать слова, выкладывать схему.
5. Игра «Путаница»
- Варить, мама, суп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Система работы по развитию у детей знаний о космосе, о строении Солнечной системы, планетах.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, является одно...

Складовая система обучения чтению по системе Зайцева (пособия по чтению складушки)
Методики раннего развития детей - методика Зайцева.Очень большую популярность получила система обучения Петербургского педагога Зайцева Николая Александровича. В основе методики обучения Зайцева лежит...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.
1. Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...