Технология «Ситуация». Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая группа) по теме

Соловьева Елена Анатольевна

Презентация опыта работы по Технологии ТРИЗ Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. По авторской разработке Т.А.Сидорчук, С.В.Лелюх

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология « Ситуация». Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при с оставлении творческих рассказов по сюжетной картине Секция заместителей заведующих МБДОУ д/с по УВР. Творческий отчёт «Реализация ФГОС ДО. Технология системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса ДОО в соответствии с ФГОС ДО». Опыт работы Е.А. Соловьевой, воспитателя МБДОУ д/с № 49 г. Североморск, 2017г.

Слайд 2

Актуальность ФГОС ДО (раздел II п.2.4) выдвигает требование к организации образовательного процесса: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми …». Т ехнология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон позволяет осуществлять обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию через освоение ими способов речевой деятельности , благодаря которым ребенок начинает использовать образные характеристики, выдвигает гипотезы изображенного на картине, делает выводы и использует речь для создания собственного речевого продукта, т . е. активно формируются УУД, развиваются личностные качества ребенка.

Слайд 3

Цель – развитие творческой речевой деятельности при составлении рассказа по картине: ставить цель речевой деятельности, выбирать способы (средства) для решения речевой задачи, соотносить результат речевого продукта с поставленной целью, оценивать речевой продукт (самооценка), использовать устную речь при выражении мыслей, чувств и желаний в ситуации общения. Задачи: Сделать процесс развития монологической речи (речевые зарисовки) мотивированным в ходе совместной деятельности ребенка с педагогом. Учить выбирать варианты ответов при рассматривании сюжетной картины, опираясь на систему игровых упражнений, учить элементам планирования речевого высказывания. Учить самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения . Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Слайд 4

Этапы работы над составлением детьми рассказа по сюжетной картине Определение объектов на картине (символы). Установление взаимосвязей между объектами на картине. С оставление сравнений и загадок по картине (метафор – с 6 лет). Вхождению в картину с помощью раз­ных органов чувств. Представление возможных ощущений. О пределение «своего» местонахождения на картине. Игра «Ожившая картина». Рассказ о настроении, о чувствах героев картины (составление речевых зарисовок на основе драматизации). О писание объекта: « Ч то было рано утром, что будет вечером, завтра с персонажем картины? Формулировка педагогом смысловой характеристики картины (дружба, семья, ...). 1. 2 . 3 . 4. 5. 6. 8 .

Слайд 5

Советы по организации работы с сюжетной картиной? и гры с сюжетной картинкой проводятся в течение 7-14 дней в режимных моментах (т.к. картина содержит в себе много тем); начинать работу следует с первых двух этапов; далее можно реализовывать этапы в любой последовательности; записывать детские рассказы ; р ебенок сам иллюстрирует собственный речевой продукт.

Слайд 6

1. Определение объектов на картине Задачи: У чить определять объекты, изображенные на картине – что изображено близко к детям, что далеко, используя символы разного размера. У чить запоминать эмблему этапа как начала рассматривания картины; активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины Правила определения объектов картины п еречисли то, что изображено на картине; используя символ (маленького, среднего и большого размера), выложи их на листе (выделение символами всех объектов картины) ; Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю то, что на ней нарисовано. Показываю эмблему начала рассказа по картине». Эмблема начала рассматривания картины

Слайд 7

2 . Установление взаимосвязей между объектами на картине Задачи : Учить запоминать эмблему этапа (связь между героями). У чить находить взаимосвязи объектов, персонажей картины , объяснять связи между героями и объединять их стрелками. Правила установления взаимосвязей между героями на картине в ыдели два объекта на картине; о бъясни, почему они между собой связаны ( д озированная помощь взрослого) о бъедини названные объекты стрелками. Правило: «Все герои между собой связаны»; «Один герой связан с другим, потому что...» и т.д. Эмблема начала рассматривания картины

Слайд 8

3. Составление загадок - описаний Задачи: Учить узнавать эмблему этапа и действовать согласно правилу: «Я смотрю на предмет и могу сравнить его с другим предметом». Учить использовать сравнения (на основе речевого образца), использовать загадки «Опиши, а я отгадаю». Алгоритм Пример Выбери предмет, изображен­ ный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать о его форме? По форме мяч — круглый . Это его признак 3. Какие круглые по форме предметы ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Помоги мне закончить фразу : «Мяч по форме похож на ...» Мяч по форме похож на Колобок Алгоритм составления сравнений Загадки составляются по 3 признакам: в ыбери предмет на картине и перечисли его особенности — цвет, форму, его величину; Ответь на вопрос: «Какой предмет? (указать качество)»; «Что делает?», «Кто или что делает так же?», «На что это похоже?», «Чем отличается?»; п еречисли предметы, похожие на выбранный тобой; Скажи свою загадку с помощью слов: «как», но не». Алгоритм составления загадок-описаний

Слайд 9

4. Вхождение в картину с помощью раз­ных органов чувств Задачи: Учить детей находить эмблемы этапа и понимать правило: « Я смотрю и думаю: «Чем он пахнет, как звучит и какой он на ощупь»; Учить рассказывать с опорой: на слух, обоняние, осязание. 5. Определение «своего» местонахождения на картине. Игра «Ожившая картина» Задачи: Учить находить эмблему этапа и понимать правило : «У каждого героя есть свое место на картине ». Упражнять в умении перевоплощаться в героя картины «Я …». Учить составлять речевую зарисовку от его имени, называя место, время года, время суток, место нахождения героев, их настроение, кто с кем играет.

Слайд 10

6.Речевые зарисовки , выходя за содержание картины Задачи : Учить узнавать эмблему этапа. У чить составлять речевые зарисовки, выходя за содержание картины: «что было раньше и что будет потом?», «Что будет, если изменилось время года, время суток, изменилась погода, наступил рабочий день?» и т.д. 7. Формулировка педагогом смысловой характеристики картины Задачи: Учить узнавать эмблему этапа. и понимать ее смысл. Способствовать пониманию главного смысла картины, мудрости картины, т.е . то, о чем хотел рассказать художник. Подвести к пониманию смысла пословиц и поговорок.

Слайд 11

ЛИТЕРАТУРА: Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования , Москва, Издательство: Просвещение 2016г. Ушакова О.С., Давай отгадаем. Речевые игры и упражнения для детей 4-6 лет. ФГОС ДО Москва, Издательство: Сфера 2017г. Ушакова О.С . Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО, Москва, Издательство: Сфера 2017г. Ушакова О.С. Давай расскажем. Речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет. ФГОС ДО Москва, Издательство: Сфера 2017г. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В ., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ, Москва, Издательство: Аркти 2016г. «Книга эксперимента (2011 – 2016 гг.): «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон», Л.Г. Петерсон. М.:УМЦ «школа 2000 …» 2016г. Соловьёва Е.В., Редько Л.В., Методическая работа по программе Радуга. Пособие для специалистов ДОО. ФГОС Москва, Издательство: Просвещение 2015г. Гризик Т.И., Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС Москва, Издательство: Просвещение 2015г. Организация мастер – класса в рамках трансляции технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Автор: Л.А. Грушевская, старший методист ЦСДП «Школа 2000…». М.: УМЦ «школа 2000…»,2007г. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО. Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО, М.:УМЦ «школа 2000…»,2005г. «Школа 2000…» Непрерывность образования. Вып. 5. Приложение: Психологическое развитие. Результаты внедрения деятельностного метода. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»

Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....