Технология «Ситуация». Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при составлении творческих рассказов по сюжетной картине.
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая группа) по теме
Презентация опыта работы по Технологии ТРИЗ Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. По авторской разработке Т.А.Сидорчук, С.В.Лелюх
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность ФГОС ДО (раздел II п.2.4) выдвигает требование к организации образовательного процесса: «Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми …». Т ехнология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон позволяет осуществлять обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию через освоение ими способов речевой деятельности , благодаря которым ребенок начинает использовать образные характеристики, выдвигает гипотезы изображенного на картине, делает выводы и использует речь для создания собственного речевого продукта, т . е. активно формируются УУД, развиваются личностные качества ребенка.
Цель – развитие творческой речевой деятельности при составлении рассказа по картине: ставить цель речевой деятельности, выбирать способы (средства) для решения речевой задачи, соотносить результат речевого продукта с поставленной целью, оценивать речевой продукт (самооценка), использовать устную речь при выражении мыслей, чувств и желаний в ситуации общения. Задачи: Сделать процесс развития монологической речи (речевые зарисовки) мотивированным в ходе совместной деятельности ребенка с педагогом. Учить выбирать варианты ответов при рассматривании сюжетной картины, опираясь на систему игровых упражнений, учить элементам планирования речевого высказывания. Учить самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения . Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Этапы работы над составлением детьми рассказа по сюжетной картине Определение объектов на картине (символы). Установление взаимосвязей между объектами на картине. С оставление сравнений и загадок по картине (метафор – с 6 лет). Вхождению в картину с помощью разных органов чувств. Представление возможных ощущений. О пределение «своего» местонахождения на картине. Игра «Ожившая картина». Рассказ о настроении, о чувствах героев картины (составление речевых зарисовок на основе драматизации). О писание объекта: « Ч то было рано утром, что будет вечером, завтра с персонажем картины? Формулировка педагогом смысловой характеристики картины (дружба, семья, ...). 1. 2 . 3 . 4. 5. 6. 8 .
Советы по организации работы с сюжетной картиной? и гры с сюжетной картинкой проводятся в течение 7-14 дней в режимных моментах (т.к. картина содержит в себе много тем); начинать работу следует с первых двух этапов; далее можно реализовывать этапы в любой последовательности; записывать детские рассказы ; р ебенок сам иллюстрирует собственный речевой продукт.
1. Определение объектов на картине Задачи: У чить определять объекты, изображенные на картине – что изображено близко к детям, что далеко, используя символы разного размера. У чить запоминать эмблему этапа как начала рассматривания картины; активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины Правила определения объектов картины п еречисли то, что изображено на картине; используя символ (маленького, среднего и большого размера), выложи их на листе (выделение символами всех объектов картины) ; Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю то, что на ней нарисовано. Показываю эмблему начала рассказа по картине». Эмблема начала рассматривания картины
2 . Установление взаимосвязей между объектами на картине Задачи : Учить запоминать эмблему этапа (связь между героями). У чить находить взаимосвязи объектов, персонажей картины , объяснять связи между героями и объединять их стрелками. Правила установления взаимосвязей между героями на картине в ыдели два объекта на картине; о бъясни, почему они между собой связаны ( д озированная помощь взрослого) о бъедини названные объекты стрелками. Правило: «Все герои между собой связаны»; «Один герой связан с другим, потому что...» и т.д. Эмблема начала рассматривания картины
3. Составление загадок - описаний Задачи: Учить узнавать эмблему этапа и действовать согласно правилу: «Я смотрю на предмет и могу сравнить его с другим предметом». Учить использовать сравнения (на основе речевого образца), использовать загадки «Опиши, а я отгадаю». Алгоритм Пример Выбери предмет, изображен ный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать о его форме? По форме мяч — круглый . Это его признак 3. Какие круглые по форме предметы ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Помоги мне закончить фразу : «Мяч по форме похож на ...» Мяч по форме похож на Колобок Алгоритм составления сравнений Загадки составляются по 3 признакам: в ыбери предмет на картине и перечисли его особенности — цвет, форму, его величину; Ответь на вопрос: «Какой предмет? (указать качество)»; «Что делает?», «Кто или что делает так же?», «На что это похоже?», «Чем отличается?»; п еречисли предметы, похожие на выбранный тобой; Скажи свою загадку с помощью слов: «как», но не». Алгоритм составления загадок-описаний
4. Вхождение в картину с помощью разных органов чувств Задачи: Учить детей находить эмблемы этапа и понимать правило: « Я смотрю и думаю: «Чем он пахнет, как звучит и какой он на ощупь»; Учить рассказывать с опорой: на слух, обоняние, осязание. 5. Определение «своего» местонахождения на картине. Игра «Ожившая картина» Задачи: Учить находить эмблему этапа и понимать правило : «У каждого героя есть свое место на картине ». Упражнять в умении перевоплощаться в героя картины «Я …». Учить составлять речевую зарисовку от его имени, называя место, время года, время суток, место нахождения героев, их настроение, кто с кем играет.
6.Речевые зарисовки , выходя за содержание картины Задачи : Учить узнавать эмблему этапа. У чить составлять речевые зарисовки, выходя за содержание картины: «что было раньше и что будет потом?», «Что будет, если изменилось время года, время суток, изменилась погода, наступил рабочий день?» и т.д. 7. Формулировка педагогом смысловой характеристики картины Задачи: Учить узнавать эмблему этапа. и понимать ее смысл. Способствовать пониманию главного смысла картины, мудрости картины, т.е . то, о чем хотел рассказать художник. Подвести к пониманию смысла пословиц и поговорок.
ЛИТЕРАТУРА: Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования , Москва, Издательство: Просвещение 2016г. Ушакова О.С., Давай отгадаем. Речевые игры и упражнения для детей 4-6 лет. ФГОС ДО Москва, Издательство: Сфера 2017г. Ушакова О.С . Скажем правильно. Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. ФГОС ДО, Москва, Издательство: Сфера 2017г. Ушакова О.С. Давай расскажем. Речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет. ФГОС ДО Москва, Издательство: Сфера 2017г. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В ., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. Технология ТРИЗ, Москва, Издательство: Аркти 2016г. «Книга эксперимента (2011 – 2016 гг.): «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон», Л.Г. Петерсон. М.:УМЦ «школа 2000 …» 2016г. Соловьёва Е.В., Редько Л.В., Методическая работа по программе Радуга. Пособие для специалистов ДОО. ФГОС Москва, Издательство: Просвещение 2015г. Гризик Т.И., Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС Москва, Издательство: Просвещение 2015г. Организация мастер – класса в рамках трансляции технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Автор: Л.А. Грушевская, старший методист ЦСДП «Школа 2000…». М.: УМЦ «школа 2000…»,2007г. Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода. Автор: Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО. Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО, М.:УМЦ «школа 2000…»,2005г. «Школа 2000…» Непрерывность образования. Вып. 5. Приложение: Психологическое развитие. Результаты внедрения деятельностного метода. М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"
Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...
Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
Целью данного занятия является подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр: «Подзорная тр...
Тема выступления: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление творческих рассказов по сюжетной картине»
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составл...
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ
В большинстве своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...
"Составление творческих рассказов по сюжетной картине" (Технология ТРИЗ)
.http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1905...
Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ
Рекомендации по работе с сюжетной картиной, применяя технологии ТРИЗ....