Конспект НОД по Развитию речи "Наши умные помощники" для детей ст.гр.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Платонова Т.В.

конспект занятия по Развитию речи "Наши умные помощники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме «Наши умные помощники»

Подготовила:

Платонова Татьяна  Владимировна

Воспитатель высшей категории МДОУ «д/с №125к.в.»

г. Магнитогорска

Цель: развивать познавательный интерес к человеку.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально- Коммуникативное», «Физическое», «Речевое ».  

Задачи:

Образовательные: закрепить представления детей о строении человеческого тела,  об основных органах чувств человека и их значении. Закрепить цвета .

Развивающие: развивать внимание, мышление, артикуляционную моторику, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие. Учить различать запахи и вкусы;

Речевые: расширять словарный запас, развивать связную речь детей.

Воспитательные: формировать ценностное отношение детей к собственному организму.

Демонстрационный материал: Разноцветные цветы с деталями: глаза, уха, носа, рта, детские музыкальные инструменты (бубен, погремушка, свисток, колокольчик). картинка «Недорисованный портрет». угощения.

Раздаточный материал: муляжи овощей и фруктов, баночки с запахами чеснока, лука, мандарина, кусочки лимона, соленого огурца, дольки шоколада.

Методические приемы: пальчиковая гимнастика, игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, чистоговорки, дыхательная гимнастика.  

Ход НОД:

Приветствие : - Здравствуйте Ребята!  - Здравствуйте гости! Доброе утро всем!

- Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку, на поляну с  цветами. (включаю диск со звуками природы) . – Ой, как хорошо  в нашем лесу: поют  птицы, жжужат пчелы…

 - Вот, мы и пришли. - Посмотрите,  какая чудесная  поляна.

 - Сколько здесь красивых цветов!

 - Это цветы не простые, а волшебные.

 - Соберите каждый по одному цветку и принесите   их мне. (дети собирают цветы)

-Какие  необычные цветы мы собрали, давайте их рассмотрим.

 - Проходите, садитесь. (садятся полукругом  на стульчики).

- Ребята, что изображено в середине каждого цветка? ( ответы детей: Глаз, рот, ухо, нос)

- Правильно, ребята это Глаз, рот, нос, и ухо - Это наши умные помошники.

-И сегодня мы с вами поговорим об органах человека, узнаем, зачем они нужны, и как их нужно беречь.

Но сначала я проверю, какие вы внимательные. И поиграем в игру, которая называется  «Чудесный мешочек»

- В этом мешочке находятся разные предметы, попробуйте угадать, что там лежит.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди определяют на ощупь, что находится в мешочке, достают предмет, называют его.  

- В:   С помощью чего вы определили содержимое мешочка? (с помощью рук)

 - Для чего человеку нужны руки? (с помощью рук мы одеваемся, держим предметы, рисуем и т.д.)

 -  Ребята, а ведь руки –  это тоже наши главные помощники.

Воспитатель: Чтоб здоровыми нам быть, надо с пальчиками дружить!

Пальчиковая гимнастика:

 Вот помощники мои

 Их как хочешь, поверни.

 Хочешь, эдак, хочешь так,

 Не обидятся никак.

Действия выполняются в соответствии с текстом.

- Ребята, рассмотрите внимательно предметы, которые вы достали из мешочка. Какого они цвета? (Помидор - красный, лимон - желтый, огурец – зеленый и т.д.)

 - А с помощью чего вы определили цвет предметов? ( ответ дедетей: с помощью глаз)

Мой друг Незнайка нарисовал портреты  вот этого симпатичного мальчика. (достаю  рисунки)

Изображение 358.jpg

- Вам не кажется, что он  какие-то странные?  

Рассматривание иллюстраций. 

-Чего то не хватает на первом рисунке? На втором? На третьем? Четвертом?…..  (Ответ детей: (глаз, носа, ушей, рта)

Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

На  первом портрете дорисовываю глаза.

- Ребята вы знаете, что наш глаз очень похож на маленький фотоаппарат. Возьмите зеркало и посмотрите.  Посредине глаза вы увидите маленькую черную точку - это зрачок. Через отверстие зрачка, как через объектив фотоаппарата, проходят лучи света. И на внутренней поверхности глаза появляется изображение того, что находится перед нами.

Природа охотно охраняет орган зрения. Потечёт со лба пот- её остановит густая изгородь бровей. Понесёт ветер пыль- её задержит плотный частокол ресниц. А если же несколько пылинок прорвутся, их слизнут мигающие веки. Внутри веки влажные.  Мигая они всё время смывают с глаз пылинки, как стирают капли дождя или снега с ветрового стекла автомобиля – «дворники» (снегоочитстители). Если же в  опасной близости от  глаза появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся сами раньше, чем мы с вами об этом подумаем.

- Ребята, скажите для чего человеку нужны глаза? (ответы детей: С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении и т.д.  Добиваться полного ответа ребёнка)

 - Где у вас глаза, покажите. Давайте с вами закроем глазки. Ничего не видно темно.

 - Когда глаза болят, человеку очень плохо, поэтому их надо постоянно беречь.

 - Ребята, а кто знает, что нужно делать, чтобы  наши глаза были здоровыми?  (Ответы: Глаза нужно беречь, не подносить близко к глазам острые предметы, тренировать их  - делая гимнастику для глаз,  ещё нужно есть продукты, содержащие витамины и т.д.)

 - Правильно. Давайте немного отдохнем, и сделаем гимнастику для наших глаз.

Гимнастика для глаз.

 Дети следят глазами за перемещением бабочки влево, вправо, вверх, вниз, круговые движения.

 Вдаль на палец посмотри.  (Отводят палец далеко, смотрят на него.)

 Близко к носу поднеси. (Подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд. )

Раз, два, три — глаза закрой. (Закрывают глаза).

 Раз, два, три — глаза открой. (Открывают глаза).

- Ребята у меня на столе есть вот эти загадочные баночки с запахом. (показываю) Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.

Игра «Отгадай по запаху»

Дети определяют продукт (чеснок или  лук,  свежий огурец, мандарин или апельсин) и называют его.

- Понюхайте, чем пахнет? Саша,что это? (в баночке находится  лук)

 - А это что за запах Софья?  ( в этой баночке  мандарин)

 - Ребята, а  запахи одинаковые ?  или нет? (Ответ: Нет, запахи  разные)

 - Скажите, с  помощью чего вы угадали, то, что находится в баночках? ( Ответ: Нам помог в этом   нос)

 На втором портрете портрете дорисовывается нос. 

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики.

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

 - А для чего человеку нужен нос? (Ответ детей: Нос нужен, чтобы дышать. Добиваться от ребенка полного ответа.)

- Ребята, нос охраняет наш организм от пыли и микробов, хотите узнать как?

-Вы знаете, что у наш нос – это еще и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Извилистые каналы внутри носа усеяны множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются как трава под ветром, и к нам прилипают пылинки, которые пробрались в нос вместе с воздухом.  Попробуйте вытереть внутри нос платком, после того как пройдете по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет вам, сколько пыли собрал ваш «фильтр» и не пропустил в лёгкие.

А почему «печка»? Внутренняя поверхность носа покрыта слизистой оболочкой, в которой находится множество кровеносных сосудов, по ним протекает тёплая кровь.

Поэтому в узких каналах  носа жарко, как в духовке. В них даже успевает согреться самый морозный воздух. Так нос предохраняет нас от простуды.

А теперь расскажу, почему нос назвали «сторожевым постом» организма.

Слизистая оболочка богата и снабжена кровеносными сосудами. Поэтому она может изменяться в объёме: когда стенки её  сосудов сокращаются, слизистая оболочка сжимается. Тогда носовые проходы широко раскрываются, и человек свободно и легко  дышит носом.  Если вы рано утром выходите в поле, лес или на берег моря, то чувствуете как легко дышится. Но бывает и иначе: сосуды расширяются. Слизистая оболочка набухает и закрывает носовые ходы. Поступления воздуха в организм ограничивается.

Это происходит обычно тогда, когда человек входит в помещение с загрязненным и удушливым воздухом.

- А также он  нужен, чтобы дышать,  и различать запахи.

- Вот видите, без носа нам не прожить.

 - Как же нос надо беречь?

 - Если вы заболели и начался насморк, что нужно делать? (ответы детей)

 - А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. - Зажмите носик пальцами и повторите  слово: «Ни-на. Что получилось? А теперь скажите «ма-ма».

Воспитатель: О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.

Дыхательная гимнастика:

 1.Глубоко вдыхаем и длительно выдыхаем через нос. Рот закрыт.

 2.Вдох через нос, выдох через рот.

- Сейчас вы закроете уши, а я скажу слово и посмотрю, услышите вы его или нет.

 - Вот уши нужны, чтобы слышать окружающие звуки.

-   У меня ещё есть для вас  замечательные вещи. - Закройте глаза, не подглядывайте.

- Сейчас вы их услышите.

Дети, с закрытыми глазами угадывают издаваемые звуки: (бубна, погремушки, свистка, колокольчика.)

 - С помощью чего вы слышали звуки? (с помощью ушей)

Ушки, ушки

У зверей на макушке.

А у вас ребята,

Покажите, где ушки?

- Зачем нужны нам уши? (ответ детей: уши нужны, чтобы слушать и слышать). Правильно, ребята слышим мы ушами. Ушные раковины, расположены по бокам головы, помогают понять, с какой стороны долетел звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие, через него звук проникает внутрь уха… и попадает в тупик. Дальше его не пускает тоненькая и гибкая  барабанная перепонка. Звук её колеблет и она передаёт эти колебания среднему уху. Но и оно ещё ничего не слышит. В нём только колеблются от звука три крохотные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Свои колебания они передают жидкости , наполняющей внутреннее ухо. Вот оно-то и воспринимает всякий звук и передаёт его мозгу.  (На третьем портрете дорисовываются уши).

 - А как нужно заботиться об ушах? (Ответ детей: мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т.д.)

- Откройте  свой рот, скажите «А». - Ребята во рту есть еще одни помощники - это язычок и зубы.   -Постучите зубами.

На четвёртом портрете дорисовывается рот.

Воспитатель:

- Давайте поиграем с нашим язычком.

- Я вам  начну, а вы продолжите.

 Ша-ша-ша – у меня …(лапша.)

 Са-са-са – прилетела к нам …(оса.)

 Бы-бы-бы – в лесу растут  …(грибы.)

 Та-та-та – горячая …(плита.)

 - Скажите, для чего нам нужен  рот? (ответы детей: чтобы кушать, говорить)

 - Воспитатель: в  рот мы кладём пищу и различаем её вкус. – Ребята, а вы знаете, что кончик языка особенно чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого. и сразу  узнаешь его на вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое или солёное, а основание – горькое. Язык тоже один из наших «сторожей». Если мы ненароком возьмём в рот что – нибудь противное или не свежее, язык тотчас это почувствует, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму.

- Помните, мы нюхали лук, а теперь давайте его попробуем.

 - Лук на вкус, какой? (ответы детей: горький )

 - Теперь пробуйте мандарин . Он на вкус, какой? (сладкий)

 - Для чего нужны зубы? (Ответы детей: чтобы кушать.)

 - Кто ребята скажет, как надо ухаживать за зубами? (Зубы необходимо чистить утром после сна,  вечером перед сном. А также их необходимо полоскать после каждого приёма пищи)

 - Да, правильно ребята!  Утром и вечером нужно  чистить зубы зубной щёткой с пастой. Тогда ваши зубы будут крепкие и красивые, и некогда не будут болеть)

 - Вы чистите дома зубы?  (ДА) Молодцы!!!

- Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился!

Изображение 359_cr.jpg

Проводится , Игра «Отгадайте, что это».

Дышит, нюхает –… нос.

Дышит, ест, говорит –… рот.

Работают, шьют, пишут, рисуют –… руки.

Слушают, слышат  - … уши.

Видят, смотрят - … глаза.

 - Подведение итога занятия: (спросить у детей, что они запомнили, и что понравилось…)    Воспитатель отмечает детей, которые были наиболее активны.

-Вот мы и узнали, какие незаменимые помощники есть у человека, поэтому берегите и охраняйте их.  Наше занятие подошло к концу, всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непослушный Петушок: конспект занятия по развитию речи и изо детей раннего возраста

Занятие для детей раннего возраста, в ходе которого дети  знакомятся с  Петушком,  чем он питается, закрепляют произношение крика петушка, закрепляют знание синего цвета и знакомятся со...

Конспект занятий по развитию математических представлений у детей 4 - 5 лет с недостатками в развитии

Конструктучителя-дефектологаЖуравлевой Марии Валентиновны  Возрастная группа: СредняяТема:  «Слушай, думай, сравнивай»Образовательная область:.Виды деятельности: познавательная, игровая...

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"

Конспект НОД по развитию связной речи для детей подготовительной группы ТЕМА: "Гейзеры – дети вулканов»"...

Конспект занятия «Коммуникация» Развитие речи и общения детей. Обучение рассказыванию детей по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Программное содержание:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение п...

Конспект занятия «Тайны Совушки». (конспект НОД по развитию экологических представлений для детей старшего дошкольного возраста)

Цель. Углублять экологические представления детей старшего дошкольного возраста о мире растений в процессе ознакомления с разнообразием и функциями листьев.Задачи.Создавать условия для развития познав...