КОНСПЕКТ " Путешествие в страну Сказкино"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

руппель татьяна алексеевна

конспект " Путешествие в страну Сказкино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированное занятие173.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

       «Детский сад №28 города Ельца Липецкой области»

Конспект интегрированной  образовательной  деятельности

по речевому  развитию с использованием  технологии ТРИЗ

на тему:  « Путешествие  в страну  Сказкино»

Подготовила:

Воспитатель старше – подготовительной группы

Т.А.Руппель

высшая квалификационная категория

                                                              Елец

2018г.

Программное содержание:

Образовательная область: « Речевое  развитие» - чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте, развитие речи.

Цель: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

- формировать звуковую культуру речи, артикуляционный аппарат детей;

- углублять интерес к сказкам, закрепить в памяти детей знакомые сказки,

  узнавать их по фрагментам или иллюстрациям;

- учить пересказывать текст сказки последовательно без пропусков и  

  повторений с помощью мнемотаблицы;

- учить вычленять звуки в словах, делить слова на слоги; записывать их схематически;

- продолжать работу над предложением и его словесным составом,

  уметь составлять предложения , анализировать, записывать схематически;

- развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;

- тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять

   отличительные признаки путём сравнения;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать интерес к художественной литературе;

-воспитывать чувство коллективизма.

Материалы: письмо,  фланелеграф, книга, кусок ткани, которой накрыта книга, предметные картинки , звуковые схемы к ним,  буквы

(П,а,р,о,х,о,д), ( т,е,р,е,м,о,к), домик – теремок, иллюстрации к сказкам: Три поросёнка», « Курочка Ряба», « Теремок», « Царевна – лягушка», «Дюймовочка», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Красная Шапочка», « Золотой Ключик или приключение Буратино», « Доктор Айболит», « Лисичка – сестричка и серый волк», волшебный клубочек,

карточки для игры « Теремок», мнемотаблицы.

Предварительная работа: чтение русских народных и авторских сказок,

рассматривание сказочных иллюстраций, составление мнемотаблиц к сказкам,

повторение пословиц о книге, работа над словом и предложением.

Ход  ОД:

  1. Организационный момент:

Игра психологической направленности « Приветствие»

« Собрались все дети в круг

   Я твой друг, и ты мой друг.

   Вместе за руки возьмёмся

   И друг другу улыбнёмся.»

  1. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Почтальон принёс письмо.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать от кого оно? Тогда давайте прочитаем. « Пишет Вам Василиса Премудрая из сказочной страны Сказкино. У нас случилась беда. Баба Яга заколдовала все добрые сказки. Одной мне удалось сбежать от неё, я прошу Вас о помощи. Поможете мне и нашим сказкам?

 Дети: Поможем.

     Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы  

     расколдовать эти сказки? («победить злую Бабу Ягу», решить

     задания)              

     Но туда попасть не просто. Дорога будет трудной .  

     Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все            

     все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?

      Дети: Да.

      Воспитатель: Эта сказочная страна лежит за синим  морем,  

      высокими  горами. На чём же нам переплыть море?

       Дети: на лодке, на корабле, теплоходе…

      Воспитатель: А вот и подсказка. Посмотрите на эти картинки.  

      Нужно определить первый звук каждого слова, соединить эти

      звуки и получится название того вида транспорта, на котором  

      мы отправимся в путь. ( картинки с изображением пылесоса,

      аквариума, рыбок, одежды, хомячков, обуви, дивана)

      Вычленив и

    соединив первые звуки названий слов, дети получают слово

     « Пароход».

    

  Воспитатель: Правильно! Мы с вами поплывём на пароходе.

    А называется он так потому, что движется за счёт пара, который

    приводит в действие машину. Благополучно переплыв море,

    высаживаемся на берег. Как здесь красиво! Я слышу какой – то

    шёпот. (выходит Василиса Премудрая)

    Василиса  Премудрая: Здравствуйте гости дорогие! Я очень рада,

    что вы прибыли в гости к сказкам. Вы слышали шёпот. Это сказки

     волнуются, так как боятся, что вы их забыли и не вспомните.

    Слушайте внимательно. Если вы начнёте прямо сейчас да      

    пойдёте по тайной тропинке вглубь леса дремучего. Мимо

    дуба с цепью золотой, мимо терема высокого  и дальше.

     Путь ваш будет проходить по горам, по полям, по лесным

     дорожкам, а там встречаются разные препятствия: лужи,

     камни, поваленные деревья, так что будьте внимательны

     и осторожны.  

     Воспитатель: Вот ребята нам и предстоит неспешная прогулка

    с героями разных сказок.

    Василиса Премудрая: Ребята, Баба Яга на берегу выложила две

    схемы и слова к ним. Но подул ветер и схемы с картинками

    разбросало по побережью. Помогите правильно собрать их.

    ( на «побережье» лежат картинки и звуковые схемы к ним.

     Детям нужно подобрать к каждой картинке нужную схему.)

    Воспитатель:  Молодцы, ребята, все схемы и слова нашли.

    На каком же предмете мы сможем преодолеть горы?

    Дети:  На воздушном шаре.

    Воспитатель:  Да. Когда не было самолётов, большие расстояния

    преодолевали на воздушных шарах. К шару подвешивали

    корзину, в которую садились пассажиры, и в которой находилась

    горелка. Благодаря горелке, воздух, находящийся в шаре

    нагревался и шар поднимался вверх. Когда хотели опуститься,

    то горелку отключали, воздух в шаре остывал и шар приземлялся.

     Итак, ребята, на шаре мы благополучно преодолели горы. Вот

     мы и в лесу.

    Василиса Премудрая:  Смотрите, у меня есть волшебный      

    клубочек. Наверное, он поможет вам путешествовать по сказкам.

    Воспитатель берёт клубочек, подбрасывает его несколько раз и

    Говорит: « Ты, клубочек, покружись и опять ко мне вернись.

    Покатился клубочек – путеводная ниточка, вот и первое задание.

    ( клубочек останавливается возле пенька, на котором что – то

   лежит, накрытое куском ткани)

    Воспитатель: А хотите узнать, что там спрятано?

    Дети :  Да, хотим.

    Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру « Да – нетка». Для

    того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать

    вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или «нет».

Дети: Это неживое?

     Воспитатель:  Да.

   Дети: Это избушка Бабы Яги?

   Воспитатель: Нет.

   Дети: Это игрушка?

   Воспитатель: Нет.

   Дети: Это книга?

   Воспитатель:  Да.

   ( детям заранее раздаются карточки, среди которых должны

    будут  угадать объект, который находится под тканью)

  Эта книга не простая, а волшебная. Кто же нам поможет открыть

   книгу? Нам помогут волшебные слова Емели: « По щучьему

   велению, по – моему хотению».

   Вот книга и открылась. Здесь предлагается узнать нам сказки

   по загадке.

   Игра « Узнай сказку по загадке»

   

  Появилась девочка в чашечке цветка,
 И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)


  Возле леса, на опушке,
 Трое их живет в избушке.
 Там три стула и три кружки,
 Три кроватки, три подушки.
 Угадайте без подсказки,
 Кто герои этой сказки? (Три медведя)


 Лечит маленьких детей,
 Лечит птичек и зверей,
 Сквозь очки свои глядит
 Добрый доктор ... (Айболит).

  Я от дедушки ушёл.
 Я от бабушки ушёл,
 Скоро к вам приду. (Колобок).

  У Алёнушки  - сестрицы

   Унесли братишку птицы.

    Высоко они летят,

   Далеко  они глядят. ( Гуси – лебеди)

  Необычный, деревянный,

  Он имел предлинный нос.

  Что за сказка? – Вот вопрос. ( Буратино)

   Она красива и мила,

   А имя её от слова «зола».  ( Золушка)

   Нет ни речки, и ни пруда –

   Где воды напиться.

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.   (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  Воспитатель:  Какие , молодцы! Все загадки отгадали. А теперь,

  чтобы перейти на следующую страницу необходимо составить    

  предложения с отгадавшими сказочными героями.

  Из скольких слов состоит предложение? Запишите схему к нему

  на фланелеграфе.  Игровая обучающая ситуация « Составляем

  предложения».

  Вы молодцы, справились и с этим  заданием. А теперь нам    

  предлагается попробовать узнать сказки по иллюстрации.

  ( « Курочка Ряба», «Царевна – лягушка», « Три поросёнка»,

     « Волк и семеро козлят», « Золушка», « Доктор Айболит», « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Три медведя».)

  - Из какой сказки эта иллюстрация?

  - Кто её сочинил?

  - Чему учит нас эта сказка?

  - Какой герой в этой сказке положительный? отрицательный?

     Почему, вы так думаете?

  - А что было бы, если бы  этот герой был бы положительным?

  Воспитатель:  Ребята, справились и с этим заданием. Идём

  дальше. Куда же покатился наш клубочек.

  Чтобы открыть следующую страницу, необходимо вспомнить

   и назвать пословицы о книге.  

  Дети:  Кто много читает , тот много знает.

               Книга учит жить, книгой надо дорожить.

               Книга мала, да ума придала.

               Книга поможет в труде и выручит в беде.

  Воспитатель: Посмотрите здесь цифры 3,7,12?  Ребята, да это же

   зашифрованные сказки, в которых встречаются числа. Как

   называются сказки? Кто написал? Назовите героев сказок?

 Василиса Премудрая:  А теперь я вам предлагаю отдохнуть и

  выполнить пальчиковую гимнастику. Дети поочерёдно загибают

  пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный  бок.

 Есть снегурочка  краса,

 Три медведя, Волк, Лиса.

 Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

 Про Жар-птицу сказку знаем,

 Репку мы не забываем.

 Знаем Волка и козлят

Этим сказкам каждый рад.

Василиса Премудрая:  Вот и открылась следующая страница книги. А здесь лежат буквы, но они все перемешались. В названии

заколдовано название известной вам сказки. Чтобы поставить их по- порядку надо отгадать загадки о каждой букве.

                               На одной ноге

                               На крыше дома буква… ( Т )

                               

                                Целый день енотка Рая

                                В ручейке бельё стирает

                                Моет, полоскает

                                И домой  таскает.

                                Наплескается в ручье –

                                Превратится в букву… ( Е )

                                 У картавого  Володи

                                 Эта буква не выходит,

                                 И, конечно, очень странно,

                                 Но выходит у Полкана!  ( Р )

                                 

                                Целый день енотка Рая

                                В ручейке бельё стирает

                                Моет, полоскает

                                И домой  таскает.

                                Наплескается в ручье –

                                Превратится в букву… ( Е )

 

                                Видим мы в Москве метро,

                                А над входом букву… ( М )

                                В старом дереве дупло

                                Ну совсем как буква…( О )

                                 Половинку  от жука

                                 Составляет буква …( К )

( Пока дети отгадывают, воспитатель ставит на фланелеграф

 буквы по – порядку. Получается слово – теремок)

Игра « Теремок»

Воспитатель:  Давайте с вами перейдём на коврик, там стоит домик – теремок. Я вам раздам карточки каждому по одной.

Один ребёнок будет ведущий – хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него. ( дети с закрытыми глазами берут карточки с изображением предметов и играют за них)

« Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. А живёт в этом теремке хозяин , название которого начинается на звук « г» (гвоздь). Мимо проходил карандаш.

- Тук, тук, кто в теремочке живёт?

- Я, гвоздь. А ты кто?

- А я – карандаш. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем на меня похож, то пущу.

- А  я такой же острый, как и ты гвоздь.

- Входи.

После этого гость помещает в домик карточку,  и в игру вступает

следующий игрок.

- Стол ( деревянный, как карандаш)

- Самолёт ( моё название начинается на звук «с», как и у слова «стол»)

- Мимо пролетала пчела. ( я умею быстро летать, как и самолёт)

- Роза ( моё название заканчивается на звук «а», как и у слова «пчела»)

Воспитатель: Молодцы! Расселили жильцов в наш теремок.

Покатился клубочек дальше. Вот наконец мы и добрались до избушки Бабы Яги.

Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Вы без сомнения справились со всеми заданиями, но осталось самое последнее, если не подведёте, то я расколдую ваши сказки. Я живу одна и мне бывает очень одиноко. А я люблю слушать сказки.  Я больше не буду вредничать, если вы мне расскажите свои любимые сказки. (рассказ сказок по мнемотаблицам)

http://vseorechi.ru/wp-content/uploads/2016/12/3porosenka.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775530-1509507041.jpg

 

Воспитатель: Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение?

Дети: хорошее.

Воспитатель: Ребята, а где может жить улыбка? ( на лице, на кофте, в душе и т. д.) Значит у нас всё получилось и мы смогли помочь Василисе и сказкам.

Василиса:  Спасибо вам, ребята! Теперь наши сказки будут продолжать радовать всех нас и окружающих. Вручение сладких призов.

 Если вам было интересно – нарисуйте любимого героя сказки и оставьте нам на память. (например,  раздаются макеты  с изображением Буратино.  Макет намазать клеем, затем по всему контуру обвести цветной нитью.)

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе " Путешествие в страну Сказкино"

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе с использованием " коллажа", мнемотаблиц, мнемодорожек....

Конспект "Путешествие в страну "Вымышляндию."

Развитие познавательных способностей....

конспект"Путешествие в страну Счасливию"

конспект занятия"Путешествие в страну Счасливию"...

Конспект "Путешествие в страну сказок»

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация»  Тема: « Путешествие в страну сказок»...

конспект "путешествие в страну Математика

конспект комплексного занятия по математике, рисованию в средней группе "Путешествие в страну "Математика"...

Конспект «Путешествие в страну Лукоморье»

Итоговое занятие посвященное творчеству А.С.Пушкина...

конспект "Путешествие в страну сказок" 16.06.2014 год

Развитие речи детей через театрализованную деятельность....