Значение пересказа
статья по развитию речи на тему

Овчинникова Ирина Викторовна

Значение пересказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_pereskaza.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Значение пересказа

Обучение пересказыванию имеет значение для всестороннего воспитания детей в детском саду.

Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания:

-чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных;

-эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя побуждают детей укреплять свою память, внимание и т. д.

-пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления - ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы, соблюдать логичность в изложении, осознать связь между событиями.

Велико влияние пересказывания на речь детей:

- развивается умение слушать и понимать литературный текст;

-говорить связно, последовательно;

-формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам;

-обогащается пассивный словарь детей;

-закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова;

-одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи детей.

Эти занятия приучают детей к умственному труду;

- подготавливают их к школе;

- они способствуют формированию у детей интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями;

- дети испытывают чувство удовлетворения от интеллектуальных усилий.

Очевидно значение этих занятий для нравственного воспитания:

-в результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие, хитрость, жестокость, трусость и смелость, смелость, смекалка;

- правильно оценивается собственное поведение: умение дружно играть, не спорить, не захватывать игрушки.

В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства.

Требования к пересказу детей

Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста, так как ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Пересказ требует от детей владения целым комплексом умений, воспринимать содержимое произведения, осмысливать его, запоминать, а затем последовательно и выразительно передать его, используя авторские слова и выражения.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования:

  1. высокую художественную ценность;
  2. идейную направленность;
  3. динамичность, лаконичность;
  4. образность изложения;
  5. четкость и последовательность развертывания действия;
  6. занимательность содержания;
  7. доступность литературного произведения и его объем.

Этим требованиям соответствуют русские народные сказки, рассказы Ушинского, Толстого, Бианки, Пришвина и т.д.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность пересказа и его значение для развития мышления и речи детей

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общу...

СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ

Памятка для родителей.Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. К сожалению, в методической литературе по...

Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей.

Консультация для воспитателей "Пересказ и его значение для развития мышления и речи детей"....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СУЩНОСТЬ ПЕРЕСКАЗА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развива...

Значение пересказа для развития мышления и речи детей.

Статья раскрывает значение пересказа на развитие связной речи дошкольников. Обучение пересказу способствует развитию памяти, внимания, мышления, обогащению словаря. Способствует развитию положительных...

Значение пересказа в формировании связной речи ребенка.

Значение пересказа в формировании связной речи ребенка....