Консультация для родителей "Значение пересказа в речевом развитии детей с ТНР"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация раскрывает:
- важность пересказа для детей с ТНР;
- трудности, с которыми сталкивается ребенок при пересказе
- алгоритм работы с пересказом
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
"Значение пересказа в речевом развитии детей с ТНР"
Цель: Показать родителям, что пересказ — это не просто «рассказать то, что запомнил», а сложный и мощный инструмент коррекции речевых нарушений, который помогает структурировать мысль и облечь ее в правильную речевую форму.
Вступление: От наблюдения — к рассказу
Мы с вами уже говорили о том, как важно наблюдение для накопления впечатлений и словаря. Но что делать дальше с этими впечатлениями? Как превратить их в связную речь? Следующий шаг — пересказ.
Для ребенка с ТНР самостоятельное построение рассказа — часто непосильная задача. Пересказ же становится «костылями», опорой, которая помогает ему научиться выстраивать высказывание логично, последовательно и грамматически правильно.
1. Почему пересказ так важен именно для детей с ТНР?
Пересказ — это сложная речевая деятельность, которая задействует множество психических процессов. Для ребенка с ТНР его значение многократно возрастает:
- Развитие связной речи: Это главная цель. Ребенок учится не просто называть предметы и действия, а строить предложения и соединять их в логичный текст.
- Обогащение словарного запаса: В процессе пересказа ребенок усваивает новые слова, обороты, грамматические конструкции из образцового текста (который вы ему прочитали).
- Совершенствование грамматического строя речи: Он на практике, в собственной речи, начинает использовать правильные падежи, предлоги, согласовывать слова в предложении.
- Развитие памяти и внимания: Чтобы пересказать, нужно запомнить последовательность событий, героев, их действия. Тренируется как кратковременная, так и долговременная память.
- Развитие логического мышления: Ребенок учится понимать причинно-следственные связи («Почему герой так поступил?»), выделять главное и второстепенное.
- Формирование умения анализировать: Мы можем обсуждать с ребенком поступки героев, давать им оценку.
2. Трудности, с которыми сталкивается ребенок с ТНР при пересказе
Родителям важно понимать эти трудности, чтобы не предъявлять завышенных требований:
- Нарушение последовательности: Пропускает важные части или меняет их местами.
- Бедность лексики: Заменяет слова местоимениями «он», «она», «они» или использует слова в приблизительном, неточном значении.
- Аграмматизмы: Ошибки в падежных окончаниях, предлогах, согласовании слов («синяя платье», «пришел из школа»).
- Трудности с построением сложных предложений: Речь состоит из коротких, часто нераспространенных предложений.
- Смысловые пропуски: Может пропустить ключевой момент, без которого рассказ непонятен.
3. Как учить пересказывать? От простого к сложному.
Нельзя просто дать ребенку текст и сказать: «Перескажи». Наша задача — создать систему опор.
Этап 1: Подготовительный (работа с текстом)
1. Выбор текста: Начинайте с очень коротких текстов (3-4 предложения). Это могут быть:
- Народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»).
- Короткие рассказы (Л. Толстой, К. Ушинский, В. Сутеев).
- История, которая произошла с самим ребенком («Как мы ходили в зоопарк»).
2. Эмоциональное чтение: Прочитайте текст выразительно, с интонацией, возможно, с использованием игрушек-персонажей.
3. Беседа по содержанию: Задайте вопросы, чтобы убедиться, что ребенок понял суть:
- «О ком эта история?»
- «Что случилось в начале? Что потом? Чем все закончилось?»
- «Почему герой так поступил?»
Этап 2: Непосредственно пересказ (используем опоры)
- Опора на наглядность: Это самый эффективный способ для начала.
- Картинки-иллюстрации: Разложите их по порядку и просите ребенка рассказывать, глядя на них.
- Серия сюжетных картинок: Ребенок сам выстраивает последовательность и по ним пересказывает.
- Предметы-заместители: Используйте кубики, фигурки животных, чтобы «проиграть» сюжет.
- Опора на план: Когда ребенок освоится с картинками, переходите к словесному плану.
- Составьте вместе с ним простой план из 3-4 пунктов.
Например, к сказке «Колобок»:
1. Кто испек колобок и куда он ушел?
2. С кем он встретился сначала? Что ему сказал?
3. Кого он встретил потом?
4. Чем все закончилось?
- Опора на вопросы: Вы задаете наводящие вопросы, а ребенок отвечает на них развернуто. По сути, его ответы, соединенные вместе, и будут пересказом.
- Опора на драматизацию: Разыграйте историю по ролям. Это снимет психологический барьер и превратит сложное задание в игру.
- Совместный пересказ: Вы начинаете фразу, а ребенок ее заканчивает. «Жили-были дед и... (бабка). И была у них... (курочка Ряба)».
4. Практические советы и «ловушки», которых стоит избегать
- Не исправляйте каждую ошибку мгновенно. Это может убить желание говорить. Лучше мягко повторить фразу правильно после того, как он закончил. Ребенок: «Он побежал из дома». Вы: «Да, верно, он побежал из дома. Молодец!».
- Хвалите за любую попытку, даже если пересказ был совсем коротким.
- Не заставляйте пересказывать «в точности как в книге». Цель — передать смысл, а не выучить наизусть.
- Будьте терпеливы. Давайте ребенку время подумать, подобрать слова.
- Сначала учитесь пересказывать устно, и только потом, в школьном возрасте, можно переходить к письменному пересказу (изложению).
Заключение
Пересказ для ребенка с ТНР — это мост от ситуативной речи (обсуждения того, что здесь и сейчас) к контекстной — самостоятельному, развернутому высказыванию, не зависящему от наглядной ситуации.
Этот навык является фундаментом для будущей успешной учебы в школе, где нужно пересказывать параграфы, формулировать свои мысли и писать сочинения.
Ваша поддержка, терпение и грамотно выстроенная работа по обучению пересказу помогут вашему ребенку почувствовать уверенность в своих силах и открыть радость от умения рассказывать истории.
Памятка для родителей: «Алгоритм работы с пересказом»
1. Выбери короткий и интересный текст.
2. Прочитай его выразительно.
3. Обсуди содержание, задай вопросы.
4. Подготовь опоры (картинки, план, вопросы).
5. Начни пересказ сам, предложи ребенку продолжить.
6. Похвали за старание, мягко исправь 1-2 ключевые ошибки.
7. Закрепи успех: нарисуй сюжет, слепи героев, разыграй по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы. Пересказ рассказа «Еж» Е. Чарушин
Программное содержание: 1. Формировать навыки пересказа короткого текста с использованием графических схем.2. Формировать навыки фразовой речи из 3-4 слов, учить объединять фразы в короткий рассказ из...
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.
Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Открытое занятие по речевому развитию детей 3-4 лет «Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» с использованием мнемотаблицы».
Данное занятие усложненное, можно использовать материал и для детей средней группы, если с начала учебного года во второй младшей группе не велась подготовительная обучающая работа по использованию мн...

Речевое развитие детей дошкольного возраста. Связная речь: Учимся пересказу.
Связная речь развивается главным образом в процессе рассказывания, обучение ему начинается с простого пересказа коротких и несложных литературных произведений....

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема «Пересказ произведения К. Д. Ушинского “Пчелки на разведках”»
Целью занятия является ознакомление детей с содержанием рассказа «Пчёлки на разведках»; формирование умения связно и последовательно пересказывать произведение с помощью опорных ...

Конспект занятия по речевому развитию детей средняя группа 4 -5 лет "Пересказ "Сказки про игрушки" по Н.Нищевой
Цель: Создать условия для развитие связной речи. Расширение словарного запаса по теме «Игрушки»Задачи:1. Создать условия для совершенствования умения- отгадывать загад...
