картотека
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Косолапова Светлана Александровна

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich._igry.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе

Что скажет мама?

 Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае.

 -Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной.

 -Сын испачкался.

 -Папа подарил цветы.

 -Дочка помыла посуду.

 -Сын получил двойку.

 -Дочка не хочет кушать.

 -Сын обидел девочку. И т. д.

Волшебные слова.

 В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:

 -если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

 -если угостили, скажи… .спасибо.

 -если уступили место, скажи… .благодарю.

 -встретил, скажи… .здравствуй.

 И т. д.

Ласковые, нежные слова.

 У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

 -Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

 Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

 Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

 Например: милый,  хороший,  любимый,  добрый,  золотой, п релесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д. .

Гласные – согласные.

 Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.

 Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде

 Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.

Кто быстрее сложит слово.

 На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.

 Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.

 Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.

Вопрос – ответ.

 Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением.

 Вопрос: - Когда дети спят?

 Ответ: - Дети спят ночью.

 Однословный ответ считается неправильным и не принимается.

 Ведущий меняется считалкой.

Хлопни, сколько слогов в слове.

 Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

 Мак – 1 хлопок

 Нора – 2 хлопка

 Собака – 3 хлопка  И т. д.

 Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

Где мы были – как нам было?

 Воспитатель предлагает рассказать Петрушке, где они были и как им было.

 - Где мы были?

 - В театре.

 - Как нам было?

 - Интересно, смешно, уютно, замечательно.

 Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.

Сосчитай слова в предложении.

 - Что такое предложение? Из чего оно состоит?

 Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову.

 Дети считают слова и говорят воспитателю.  Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений.

Назови слова с нужным звуком.

 Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.

 Шут, жук, шар. Звук – а .

 Ответ: шар.

 Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком

 Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.

Чего не стало.

 Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.

 Игла – не стало… иглы.

 Мяч – не стало… .мяча.

 Дом – не стало… .дома.

 Кукла – не стало… куклы.

 Яблоко – не стало… яблока.

 Лошадь – не стало… лошади.

 Сахар – не стало…. сахара.

 Конфета – не стало…. конфеты и т. д.

Раз, два, три нужный звук ко мне приди!

 Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.

 Звук А – это Аня, Антон, Алена.

 Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.

 - Раз, два, три звук А ко мне приди!

 Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.

 Нарисуем портрет.

 Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет.

 План описания:

 - мальчик или девочка

 -цвет волос

 -цвет глаз

 -какой нос, губы, уши

 Если дети не догадались, добавить описание одежды.

Придумай концовку рассказа.

 Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.

 Например:  В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?

 Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.  

Почему так называют?

 Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.

 Пылесос – пыль сосет

 Самолет – сам летает

 Самокат – сам катает

 Мясорубка – мясо рубит

 Огнетушитель – огонь тушит

 Овощерезка – овощи режет

 Чеснокодавка – чеснок давит и т. д..

Найди звук.

 Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать:

 -Что это?

 -Огурец.

 -Есть ли в слове огурец звук РЬ

 -Да.

 Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ.

 Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук.

Что значит слово.

 Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:

 Аня – имя девочки

 Петров – фамилия

 Стол – предмет мебели

 Сыр – продукт питания

 Сок – напиток из фруктов

 Жучка – кличка собаки

 Сосна – название дерева

 Новый год – название праздника

 Суббота – день недели и т. д.

Коза – стрекоза

 Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:  Коза – стрекоза

 Чашка – ромашка

 Кошка – лукошко

 Сук – барсук

 Шина – машина

 Жар – пожар

 Ложка – дорожка

 Оса – коса и т. д.

 Звук – слог – слово.

 Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:

 С – со – колесо

 П – по – полено

 Н – на – машина

 К – ку – кузов и т. д.

 Слог может быть в любом месте придуманного слова.

Дом – домище.

 Воспитатель говорит:

 -Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.

 Дом – домище

 Рука – ручище

 Сапоги – сапожищи

 Волк – волчище

 Медведь – медведище и т. д.

 Можно играть наоборот: стол – столик,  дуб – дубочек,  река – речка,  туча – тучка и т. д. .

Это правда или нет?

 Дети угадывают, чего на свете не бывает:

 -Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

 -Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

 -Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

 -А зимой среди ветвей «га-га-га! » - пел соловей.

 -Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

 Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.

Найди другое слово.

 Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

 Длинный – короткий

 Мягкий – твердый

 Легкий – тяжелый

 Тонкий – толстый

 Сильный – слабый

 Храбрый – трусливый

 Здоровый – больной и т. д.

Назови одним словом.

 Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:

 Груз, имеющий большой вес …. тяжелый

 Работа, требующая много труда…. трудная

 Дело, которое нужно сделать… .нужное

 Очень трудный день… .нелегкий

 Ребенок, который не слушается…. проказник

 Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.

Учимся рассуждать.

 Детям предлагаются картинки – небылицы.

 Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.

 - Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.

 Что надо изменить?

 Используйте слова:  во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.

Закончи фразу.

 Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.

 Пластилин мягкий, а камень…. твердый.

 Ручей мелкий, а речка… глубокая.

 Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.

 Кашу варят густую, а суп… .жидкий.

 Лес бывает густой, а бывает… .редкий.

 После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая

 Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.

 Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый.

 Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые.

Составь рассуждение.

 Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др.

 Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему?

 Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д.

Ждем гостей.

Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы:

 Как будем накрывать на стол?

 В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки)

 Из чего будем поить и кормить гостей?

 Что приготовим на ужин?

 Как будем веселиться?

 В какую игру предложим поиграть?

 Как будем прощаться?

На ударном слоге – хлопни!

 Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные.

 Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают.

 Примерные слова: машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...