конспект занятия по развитию речи с глухими детьми старшей группы на тему "Домашние и дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Любовь Борисовна Алпатова

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Комбинированный тип занятия предполагает ознакомление с новым материалом, его первичное закрепление и повторение ранее изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zanyatiya_po_rr_dikie_i_dom_zhivotn_word.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект занятия по развитию речи с глухими детьми в старшей группе

Тема «Домашние и дикие животные»

Образовательные задачи: продолжать знакомить с внешним видом и средой обитания домашних и диких животных, способствовать установлению детьми связи между объединением животных в определённые группы в зависимости от среды их обитания: дом, лес (классификация).

Обучающие задачи: учить слухозрительно воспринимать рассказ педагога на тему «Домашние и дикие животные»  

(3 – 4  фразы с выборочным дактилированием слов); читать таблички с названиями домашних и диких животных и их детенышей, отвечать на вопросы «Кто это?», «Какого цвета?», «Что делает?», «Где живёт?», «Как кричит?», «Кто играет с___», «С кем играет мальчик?», «Сколько?»;

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к домашним животным; умение соблюдать очередность при ответах на вопросы, при выполнении поручений.

Коррекционные задачи: упражнять в аналитическом чтении (с применением дактилологии), закреплять связи между буквами и звуками; понимать вопросы, выполнять устные и письменные поручения и сообщать об их выполнении в устно-дактильной форме.

Развивающие задачи: продолжать обучать аналитическому чтению, уточнять представления детей о том, что слова состоят из слогов; учить понимать обобщающие слова (дикие животные, домашние животные).

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за поведением домашних животных; рассматривание тематических альбомов, чтение и драматизация сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; сюжетно-ролевые игры, лепка, аппликация, рисование домашних и диких животных, музыкальные  занятия, дидактические игры «Кто как кричит?», «Чудесный мешочек».

Словарь: домашние животные, кошка, собака, овца, корова, лошадь, коза,  свинья, дикие животные, медведь, волк, лиса, белка, ёж, лес, дом.

Оборудование: плакаты и изображением диких и домашних животных, ширма, игрушки-животные, листы А4 с контурами животных, таблички, ноутбук, звукоусиливающий аппарат коллективного пользования «Глобус».

                                                                                       

План-конспект занятия:

      I.Организационный момент.

  1. Привлечение слухового внимания детей (3мин.)

II. Основная часть. (15мин.)

  1. Рассматривание  изображений домашних животных и устно-дактильное проговаривание их названий. Рассказ педагога «Домашние животные».
  2. Чтение детьми названий домашних животных. Ответы на вопросы педагога.
  3. Динамическая пауза – игра «Кошка и мышки».
  4. Рассматривание изображений диких животных и устно-дактильное проговаривание их названий. Рассказ педагога «Дикие животные».
  5. Чтение детьми названий диких животных. Ответы на вопросы педагога.

III. Заключение.  (4мин.)

                                                                                            Ход занятия

                                             

                                                    Действия и речь педагога

                                                                                        Действия и речь детей

 I.Организационный момент.    

– Сядьте. Включите аппарат, наденьте наушники.  

Педагог обращается к  детям: «Хорошо слышите?», «Ты хорошо слышишь?»

На столе педагога ширма. Педагог привлекает внимание детей к ширме:

– Слушайте! Там кто-то говорит: «Мм-е-е». Кто там? Кто говорит: «Мм-е-е?»

Педагог достает из-за ширмы игрушку-козу, произносит: «Это коза».

Верно, это коза.

– Слушайте! Там кто-то говорит: «Мяу-у». Кто там? Кто говорит: «Мяу-у?»

 Верно, это кошка.

Педагог достает из-за ширмы игрушку-кошку, произносит: «Это кошка».

– Слушайте! Там еще кто-то! «Ав-ав-ав!» Кто там?

  Педагог достает из-за ширмы игрушку-собаку, произносит: «Собака».

II. Основная часть.

– Коза, кошка, собака – это домашние животные. Домашние животные живут дома – в деревне.

Педагог включает экран ноутбука – на экране надпись «Домашние животные»

На следующей  картинке демонстрируется сельский пейзаж.

 – Смотрите! Тут живут домашние животные (педагог предъявляет  табличку «домашние животные»).

 Домашние животные живут дома – в деревне.

На экране появляется изображение кошки с котятами.

– Кто это?

На следующем слайде надпись «Это кошка с котятами».

– Кошка большая, а котята какие?

  Сколько котят?  Что пьют котята?

  Скажем вместе: «Котята пьют молоко».

Покажите, как они пьют молоко.

На экране появляется изображение мальчика с собакой.

– Посмотрите, кто это?

   Что делает мальчик?

   Собака большая? Как называется маленькая собака?

   На следующем слайде  изображение и надпись: «Мальчик играет со щенком».

– Щенок! Вместе скажем: «Щенок».

   Мальчик любит щенка, обнимает его (сурдопедагог демонстрирует похожую игрушку-щенка и предлагает детям погладить его).

На следующем слайде – лабрадор со щенком на пороге дома.

– Это большая собака и маленькая – щенок. Они сторожат дом. Это домашние   животные.

  У кого дома есть домашние животные:  кошка, собака?

(сурдопедагог напоминает детям о необходимости говорить по одному.)

На следующих слайдах последовательно сменяются изображения животных  и изображения животных с текстами для прочтения (баран, коза, лошадь, корова)

Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения домашних животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные домашние животные.

Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия домашних животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

– Мы рассмотрели домашних животных. Домашние животные живут в деревне – дома.

 Динамическая пауза: игровое упражнение «Кошка и мыши»

Сурдопедагог задает вопрос: «Кошка – домашнее животное?»

– Посмотрите, кошка хочет поиграть с нами: вы будете мышки: «пи-пи-пи-пи». Кошка спит, но она хорошо слышит, как только мышки громко запищат, кошка проснется, а мышки спрячутся в норки.

Сурдопедагог привлекает внимание детей к следующей части занятия: выставляет дидактический плакат  «Дикие животные».

На экране ноутбука надпись «Дикие животные» и на следующем слайде лесной пейзаж и изображение лесных животных: медведь, белка, еж, лиса, волк.

Затем на экране поочередно появляются изображения медведя, белки, лисы, ежа, белки и тех же животных с детенышами.

Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения диких животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные дикие животные.

Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия диких животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

– Мы рассмотрели диких животных. Дикие животные живут в лесу.

На экране вновь демонстрируются на фоне лесного пейзажа дикие животные.

III. Заключение.  

Перчаточная кукла-кошка дает детям игровое задание: узнать на альбомном листе контуры диких животных, обозначить их табличками (письменная речь) и устно (устно-дактильно) назвать животных.

–   Молодцы! Кошке понравились ваши ответы. Что мы сегодня делали?

                                         

I. Дети входят в класс, садятся, включают аппарат и надевают наушники.

Ответы детей «Я слышу хорошо».

– Мм-е-е; мм-е-е; мм-е-е! Коза! Это коза!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «коза», затем произносят устно: «Коза».

  Мяу-у мяу-у мяу-у!

 – Кошка! Там кошка!    Кошка – мяу-у!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «кошка», затем произносят устно: «Это кошка».

– Ав-ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

 Собака! Там собака!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «собака», затем произносят устно: «Это собака».

II.

Дети сопряженно с педагогом дактилируют слова-названия домашних животных, затем с доступной точностью произносят:

«Это домашние животные».

– Это кошка.

Дети читают: «Это кошка с котятами».

– Котята маленькие.

– Два котенка.

– Молоко.

(дети выполняют подражательное движение языком «ковшик» (укрепление языковых мышц ).

– Это собака. Это мальчик.

Мальчик обнимает собаку.

Нет, собака маленькая.

(дети могут затрудняться самостоятельно ответить на вопрос).

Вместе с сурдопедагогом произносят устно слово «щенок», затем прочитывают табличку.

Если возникнут затруднения вместе с учителем дактилируют слово.

Индивидуальные ответы детей.

Дети рассматривают изображения домашних животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

 – Да! Кошка живет дома! Кошка -  домашнее  животное.

Игровое упражнение повторяется

(2 – 3 раза).

Дети садятся за столы

Дети рассматривают изображения диких животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Дети читают (устно и устно-дактильно) названия диких животных по вызову индивидуальные и хоровые ответы (сопряженно-отраженно) с сурдопедагогом.

III.

Дети выполняют игровое задание.

Перчаточная кукла-кошка «оценивает» правильность выполнения задания и «выслушивает» устные ответы детей.

 – Мы слушали, читали, говорили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...

Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе

Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"...

Конспект занятия по развитию речи с глухими детьми в старшей группе

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционные, развивающие задачи. Перечилены виды предварительной работы и связь с дрегими образовательными областями. Материал речевой новый для детей...

Конспект занятия по развитию речи со слабовидящими детьми (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи со слабовидящими детьми (средняя группа)...