конспект занятия по развитию речи с глухими детьми старшей группы на тему "Домашние и дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Любовь Борисовна Алпатова

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Комбинированный тип занятия предполагает ознакомление с новым материалом, его первичное закрепление и повторение ранее изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zanyatiya_po_rr_dikie_i_dom_zhivotn_word.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект занятия по развитию речи с глухими детьми в старшей группе

Тема «Домашние и дикие животные»

Образовательные задачи: продолжать знакомить с внешним видом и средой обитания домашних и диких животных, способствовать установлению детьми связи между объединением животных в определённые группы в зависимости от среды их обитания: дом, лес (классификация).

Обучающие задачи: учить слухозрительно воспринимать рассказ педагога на тему «Домашние и дикие животные»  

(3 – 4  фразы с выборочным дактилированием слов); читать таблички с названиями домашних и диких животных и их детенышей, отвечать на вопросы «Кто это?», «Какого цвета?», «Что делает?», «Где живёт?», «Как кричит?», «Кто играет с___», «С кем играет мальчик?», «Сколько?»;

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к домашним животным; умение соблюдать очередность при ответах на вопросы, при выполнении поручений.

Коррекционные задачи: упражнять в аналитическом чтении (с применением дактилологии), закреплять связи между буквами и звуками; понимать вопросы, выполнять устные и письменные поручения и сообщать об их выполнении в устно-дактильной форме.

Развивающие задачи: продолжать обучать аналитическому чтению, уточнять представления детей о том, что слова состоят из слогов; учить понимать обобщающие слова (дикие животные, домашние животные).

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за поведением домашних животных; рассматривание тематических альбомов, чтение и драматизация сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; сюжетно-ролевые игры, лепка, аппликация, рисование домашних и диких животных, музыкальные  занятия, дидактические игры «Кто как кричит?», «Чудесный мешочек».

Словарь: домашние животные, кошка, собака, овца, корова, лошадь, коза,  свинья, дикие животные, медведь, волк, лиса, белка, ёж, лес, дом.

Оборудование: плакаты и изображением диких и домашних животных, ширма, игрушки-животные, листы А4 с контурами животных, таблички, ноутбук, звукоусиливающий аппарат коллективного пользования «Глобус».

                                                                                       

План-конспект занятия:

      I.Организационный момент.

  1. Привлечение слухового внимания детей (3мин.)

II. Основная часть. (15мин.)

  1. Рассматривание  изображений домашних животных и устно-дактильное проговаривание их названий. Рассказ педагога «Домашние животные».
  2. Чтение детьми названий домашних животных. Ответы на вопросы педагога.
  3. Динамическая пауза – игра «Кошка и мышки».
  4. Рассматривание изображений диких животных и устно-дактильное проговаривание их названий. Рассказ педагога «Дикие животные».
  5. Чтение детьми названий диких животных. Ответы на вопросы педагога.

III. Заключение.  (4мин.)

                                                                                            Ход занятия

                                             

                                                    Действия и речь педагога

                                                                                        Действия и речь детей

 I.Организационный момент.    

– Сядьте. Включите аппарат, наденьте наушники.  

Педагог обращается к  детям: «Хорошо слышите?», «Ты хорошо слышишь?»

На столе педагога ширма. Педагог привлекает внимание детей к ширме:

– Слушайте! Там кто-то говорит: «Мм-е-е». Кто там? Кто говорит: «Мм-е-е?»

Педагог достает из-за ширмы игрушку-козу, произносит: «Это коза».

Верно, это коза.

– Слушайте! Там кто-то говорит: «Мяу-у». Кто там? Кто говорит: «Мяу-у?»

 Верно, это кошка.

Педагог достает из-за ширмы игрушку-кошку, произносит: «Это кошка».

– Слушайте! Там еще кто-то! «Ав-ав-ав!» Кто там?

  Педагог достает из-за ширмы игрушку-собаку, произносит: «Собака».

II. Основная часть.

– Коза, кошка, собака – это домашние животные. Домашние животные живут дома – в деревне.

Педагог включает экран ноутбука – на экране надпись «Домашние животные»

На следующей  картинке демонстрируется сельский пейзаж.

 – Смотрите! Тут живут домашние животные (педагог предъявляет  табличку «домашние животные»).

 Домашние животные живут дома – в деревне.

На экране появляется изображение кошки с котятами.

– Кто это?

На следующем слайде надпись «Это кошка с котятами».

– Кошка большая, а котята какие?

  Сколько котят?  Что пьют котята?

  Скажем вместе: «Котята пьют молоко».

Покажите, как они пьют молоко.

На экране появляется изображение мальчика с собакой.

– Посмотрите, кто это?

   Что делает мальчик?

   Собака большая? Как называется маленькая собака?

   На следующем слайде  изображение и надпись: «Мальчик играет со щенком».

– Щенок! Вместе скажем: «Щенок».

   Мальчик любит щенка, обнимает его (сурдопедагог демонстрирует похожую игрушку-щенка и предлагает детям погладить его).

На следующем слайде – лабрадор со щенком на пороге дома.

– Это большая собака и маленькая – щенок. Они сторожат дом. Это домашние   животные.

  У кого дома есть домашние животные:  кошка, собака?

(сурдопедагог напоминает детям о необходимости говорить по одному.)

На следующих слайдах последовательно сменяются изображения животных  и изображения животных с текстами для прочтения (баран, коза, лошадь, корова)

Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения домашних животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные домашние животные.

Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия домашних животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

– Мы рассмотрели домашних животных. Домашние животные живут в деревне – дома.

 Динамическая пауза: игровое упражнение «Кошка и мыши»

Сурдопедагог задает вопрос: «Кошка – домашнее животное?»

– Посмотрите, кошка хочет поиграть с нами: вы будете мышки: «пи-пи-пи-пи». Кошка спит, но она хорошо слышит, как только мышки громко запищат, кошка проснется, а мышки спрячутся в норки.

Сурдопедагог привлекает внимание детей к следующей части занятия: выставляет дидактический плакат  «Дикие животные».

На экране ноутбука надпись «Дикие животные» и на следующем слайде лесной пейзаж и изображение лесных животных: медведь, белка, еж, лиса, волк.

Затем на экране поочередно появляются изображения медведя, белки, лисы, ежа, белки и тех же животных с детенышами.

Сурдопедагог вместе с детьми последовательно рассматривает изображения диких животных, дети с помощью сурдопедагога читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Затем на экране появляется слайд, на котором написаны только что рассмотренные дикие животные.

Сурдопедагог предлагает детям поочередно выйти,  прочитать названия диких животных и найти их изображение на картинках.  (2 – 3 ответа).

– Мы рассмотрели диких животных. Дикие животные живут в лесу.

На экране вновь демонстрируются на фоне лесного пейзажа дикие животные.

III. Заключение.  

Перчаточная кукла-кошка дает детям игровое задание: узнать на альбомном листе контуры диких животных, обозначить их табличками (письменная речь) и устно (устно-дактильно) назвать животных.

–   Молодцы! Кошке понравились ваши ответы. Что мы сегодня делали?

                                         

I. Дети входят в класс, садятся, включают аппарат и надевают наушники.

Ответы детей «Я слышу хорошо».

– Мм-е-е; мм-е-е; мм-е-е! Коза! Это коза!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «коза», затем произносят устно: «Коза».

  Мяу-у мяу-у мяу-у!

 – Кошка! Там кошка!    Кошка – мяу-у!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «кошка», затем произносят устно: «Это кошка».

– Ав-ав-ав! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!

 Собака! Там собака!

Дети вместе с педагогом дактилирую слово «собака», затем произносят устно: «Это собака».

II.

Дети сопряженно с педагогом дактилируют слова-названия домашних животных, затем с доступной точностью произносят:

«Это домашние животные».

– Это кошка.

Дети читают: «Это кошка с котятами».

– Котята маленькие.

– Два котенка.

– Молоко.

(дети выполняют подражательное движение языком «ковшик» (укрепление языковых мышц ).

– Это собака. Это мальчик.

Мальчик обнимает собаку.

Нет, собака маленькая.

(дети могут затрудняться самостоятельно ответить на вопрос).

Вместе с сурдопедагогом произносят устно слово «щенок», затем прочитывают табличку.

Если возникнут затруднения вместе с учителем дактилируют слово.

Индивидуальные ответы детей.

Дети рассматривают изображения домашних животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

 – Да! Кошка живет дома! Кошка -  домашнее  животное.

Игровое упражнение повторяется

(2 – 3 раза).

Дети садятся за столы

Дети рассматривают изображения диких животных, читают надписи к изображениям и отвечают на вопросы: «Кто это?», «Где живет?», «Как называется детеныш (маленький)?».

Дети читают (устно и устно-дактильно) названия диких животных по вызову индивидуальные и хоровые ответы (сопряженно-отраженно) с сурдопедагогом.

III.

Дети выполняют игровое задание.

Перчаточная кукла-кошка «оценивает» правильность выполнения задания и «выслушивает» устные ответы детей.

 – Мы слушали, читали, говорили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...

Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе

Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

Конспект занятия по развитию речи "Деревья" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшегодошкольного возраста "Деревья"...

Конспект занятия по развитию речи «Новые приключения Колобка» Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи «Новые приключения Колобка» Старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи «Песочная страна» в старшей группе

Интересное занятие для детей. В помощь педагогам....