Конспект занятия по развитию речи с глухими детьми в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Любовь Борисовна Алпатова

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционные, развивающие задачи. Перечилены виды предварительной работы и связь с дрегими образовательными областями. Материал речевой новый для детей - занятие проводится первый раз и носит ознакомительный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ГЛУХИМИ ДЕТЬМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема «Птицы весной».

Образовательные задачи: продолжать знакомить с внешним видом городских птиц и их названиями, способствовать установлению детьми связи между сезонными изменениями в природе и животным миром.

Обучающие задачи: учить слухозрительно воспринимать рассказ педагога на тему «Птицы весной»; читать таблички с названиями птиц и подписывать их изображения; учить отвечать на вопросы «Кто это?», «Какого цвета?», «Что это?», «Сколько?»,  «Что делает?», «Где (находится)?»  Учить ориентироваться на вертикальной плоскости (вверху – внизу, слева – справа).

Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание заботиться о птицах на участке, подкармливать их; формировать эстетические представления о красоте в природе.

Коррекционные задачи: упражнять в аналитическом чтении (с применением дактилологии), закреплять представления детей о связи между буквами и звуками;  понимать, выполнять поручения и сообщать о выполнении в устно-дактильной форме.

Развивающие задачи: продолжать развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление; обучать аналитическому чтению, уточнять представления детей о том, что слова составляют из букв, активизировать в речи детей обобщающее слово «птицы»; познакомить с названием

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за поведением птиц и животных; рассматривание тематических альбомов, чтение и драматизация потешек «Ай, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Сорока-сорока», дидактические игры «Кто как кричит?», «Времена года».

Связь с другими образовательными областями: сюжетно-ролевые игры, подвижные игры «Птички летают», «Кот и птички», «Воробышки и автомобиль», изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование птиц), , формирование элементарных математических представлений (составление множеств из единиц; ориентировка в пространстве: вверху – внизу, слева – справа), музыкальные  занятия.

Словарь: весна, тепло, птицы, скворец, скворечник, галка, ворона, воробей, голубь, сорока, вверху, внизу, слева, справа.

Фразы: «Кто это?», «Что делает? (летает, прыгает, ходит)?», «Где находится? (вверху – внизу)», «Какого цвета?»; Собака бежит. Кошка сидит. Птицы летят.

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, ноутбук,  демонстрационная доска, иллюстрации с весенним пейзажем, картинки с изображениями птиц, макет скворечника, таблички с названиями птиц, тетради, карандаши, шапочки-маски птиц.                                                                                      

План-конспект занятия:

      I.Организационный момент.

  1. Привлечение слухового и слухо-зрительного внимания детей звоном колокольчика – начало занятия (2 мин.)

II. Основная часть. (15мин.)

  1. Демонстрация видеозаписи «Городские птицы» (4 мин.)
  2. Рассматривание  картинок с изображением птиц на фоне весенних пейзажей. Устно-дактильное проговаривание названий птиц (4 мин).
  3. Динамическая пауза (2 мин).
  4. Игровое упражнение «Узнай по контуру» (5 мин).
  5. III. Заключение.  (3мин.)

                                                                                      

 Ход  занятия:

                                              Действия и речь сурдопедагога

        Предполагаемые действия и речь детей

I.Организационный момент.

– Слушайте! Звенит звонок – зовет нас в класс. [Идите в класс.  Сядьте.

Включите аппарат, наденьте наушники. Что будем делать?].  

Верно! Будем слушать  (дактилирование слова и жест). Мирон (Сева, Костя), ты хорошо слышишь?

Будем говорить (дактилирование слова и жест).

 – Повторяйте за мной: та-та-ТО, ти-ти-ТО;  хо-ро-ШО;  ту-ту –ТО; па-па-ПО, пи-пи-ПО, пу-пу-ПО,

    Я слышу хороШО!

Что еще будем делать? Будем говорить, (дактилирование лова и жест). Будем писать (дактилирование слова и жест).

II.Основная часть.

  1. Сурдопедагог указывает на макет скворечника

– Что это? Да, это дом.

 – Кто в доме живет? Кошка? Собака? (провокационные вопросы)

     Птица – скворец. Дом – скворечник. Педагог предъявляет картинку с изображением скворца и таблички «скворец» и «скворечник» (устно-дактильное прочтение).

  Весна. Тепло. Вот кошка сидит. Вот собака бежит. Птицы летят. Дети несут   скворечники.

  – Какие птицы живут в скворечнике? Педагог показывает картинки с изображением скворцов и скворечника. Весной прилетели скворцы. Живут скворцы в скворечниках – домиках.  

– Есть и другие птицы. Смотрите!

Демонстрация видеозаписи «Городские птицы» с пояснениями педагога (показ соответствующих табличек).  Вопросы: «Кто это?», «Какого цвета?», «Что делает?» «Воробей прыгает». «Галка идет». «Голубь клюет».

     2.   Педагог размещает на демонстрационной доске картинки с изображением разных птиц, вместе с детьми проговаривает их названия устно-дактильно и письменно. Педагог демонстрирует поочерёдно картинки  с изображением галки, вороны, воробья, голубя, сороки, скворца и обозначает их табличками.

– Кто это? Какого цвета?

Педагог, рассмотрев с детьми галку, в наборном демонстрационном полотне  выкладывает слово «галка».

Тоже  действие педагог проделывает с рассматриванием и обозначением других птиц (ворона, голубь, сорока).

Педагог размещает изображения  птиц на доске6 вверху – внизу и слева – справа.

 – Где ворона? Где воробей? Где голубь? Где сорока?

Затем педагог  предлагает детям сосчитать птиц: «Сколько?» Воробей – один, голубь – один, галка – одна, ворона – одна, сорока – одна, скворец – один. А вместе сколько птиц? Верно, шесть птиц.

     3.    Динамическая пауза.  

   – Встаньте!  Будем играть. Покачайте головой, как птица. Помашите крыльями, как птица. Попрыгайте, как воробей.  Идите, как ворона (галка, сорока). Покажите, как птица клюет корм. Повертите  хвостиком,  как сорока. Пойте, как скворцы.  Закройте глаза, как  галка.

Педагог показывает последовательно таблички: «голова», «клюв», «глаза», крылья, «хвост», «лапы»,  а дети выполняют соответствующие движения.

  1. Педагог раздает детям  по 3 листа с контурным изображением птиц  (голубь, ворона, воробей)  

–  Узнай, кто это? Назови (говори)  и  напиши. В случае затруднения, педагог указывает ребенку на цветное изображение  птицы и предлагает сравнить  с контуром.

– Галка, ворона, голубь, воробей, скворец, сорока – это птицы! (обобщающий жест).

– Что делают птицы?

Покажите,  как летают птицы.

I. Дети поднимают таблички и произносят (с доступной точностью произношения): «Будем слушать».

Ответы детей: «Будем слушать», «Я хорошо слышу», «Да, слышу», «Будем говорить», «Будем писать».

II.

2 – 3 ответа: «Дом! Это дом».

Хоровой ответ: «Дом» (с доступной точностью произношения).

«Нет». «Там птица. «В доме птица».

«Скворец». 2 – 3 (ответа по вызову); Хоровой ответ:

Это скворцы (дактилирование) и проговаривание сопряженное.

 

«2 – 3 ответа: «Галка». «Это галка». 2 – 3 (ответа по вызову) и хоровой ответ. «Чёрная», «Галка чёрная».

«Воробей коричневый. Ворона серая».

 «Ворона внизу». «Воробей вверху»,

«Голубь слева». «Сорока справа»

 

Дети считают вместе с педагогом

«Вместе шесть птиц».

Дети рассматривают контурные изображения и подписывают их.

 III Заключение. Игра «Птицы на кормушке». Дети надевают шапочки-маски птиц.

– Летите ко мне.

– Что будем делать?   Педагог указывает детям на шапочки-маски птиц.

  Птицы летают вверху!

  Птицы летят на кормушку!

 Смотрите! Много птиц прилетело к нам!

 А это кто?

 Это  кошка! Птицы, летите на ветки. Летите в домик!

Птицы улетают с кормушки, кошка уходит.  Птицы вновь прилетают на кормушку.

 – Что мы сегодня делали?

 – Верно! Мы слушали, говорили, читали, писали, играли.  

    Вновь звенит колокольчик – занятие закончилось.

 – Сейчас пойдем гулять. Увидим на улице птиц. Будем кормить птиц.

III Дети подходят к педагогу.

– Будем играть!

Дети слухо-зрительно воспринимают речь педагога, надевают шапочки-маски с изображением птиц, «летают».  «Будем летать». «Птицы летают».

Дети повторяют слова и жест педагога: «Птицы летают вверху».

Это кошка.  Кошка ловит птиц.

хоровой ответ (с доступной точностью произношения).

Дети садятся за свои столы.

2 – 3 ответа  детей (по вызову):

Мы слушали. Мы говорили. Мы читали. Мы писали. Мы играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по развитие речи с нетрадиционной деятельностью в старшей группе на тему "Страна волшебников".

Конспект занятия по развитие речи в старшей группе с нетрадицинной деятельностью....

Конспект занятия по развитию речи с элементами драматизации в старшей группе «Беседа об осени»

конспект к занятию по развитию речи в старшей груупе детского сада...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим (старшая группа) на тему:"Путешествие на автобусе"

Йомгаклау шөгыле “Автобуста сәяхәт”Зурлар төркеме  Юнәлеш: танып-белү-сөйләм үсеше.Төп белем бирү өлкәсе: танып-белү.Кулланылган  әдәбият:  “Туган телдә сөйләшәбез” З.М.Зарипова, “Балач...

конспект занятия по развитию речи с глухими детьми старшей группы на тему "Домашние и дикие животные"

В конспекте указаны образовательные, обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Комбинированный тип занятия предполагает ознакомление с новым материалом, его первичное закрепление и ...