Использование педагогической технологии моделирования для развития связной монологической речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) по теме
Данный материал содержит презентацию из опыта работы, а также конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.33 МБ |
![]() | 388.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование связной речи у детей - одна из важнейших задач педагогической работы с дошкольниками. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
Задачи речевого развития: развитие связной речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: В диалоге В монологе
Трудности детей нашей группы в развитии связной речи: отсутствие четкости и последовательности изложения; высказывания – набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения; преобладают простые предложения, иногда с однородными членами; полное или частичное отсутствие двусоставных предложений. с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование наглядного моделирования: уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
Модель – графический способ предоставления информации. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ; коллаж.
Виды моделирования: сериационный ; двигательный; временно-пространственный.
Наглядное моделирование использую при обучении дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа о единичных предметах; составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составлению рассказов из личного опыта; рассказыванию (с элементами творчества) ; составлению сравнительного описательного рассказа; составлению рассказа по плану; составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.
Требования к моделям: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подготовительная работа направлена на устранение лексико-грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Упражнение «Укрась слово». Цель: стимулировать у детей употребление в речи слов-эпитетов, которые характеризуют предмет и отражают субъектные отношения ребенка к нему. Зима – суровая, морозная, белоснежная, долгожданная. Упражнение «Скажи по-другому». Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов. Зима пришла, наступила, вступила в свои владения. Упражнение «Какой? Какая? Какие?». Цель: обогащать словарь детей с помощью слов-описаний. Снежинка – красивая, пушистая, искристая, блестящая. Упражнение «На какую фигуру похож?». Цель: формировать умение определять, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. Снежок – круглый, елка – треугольная.
Этапы работы: 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу игровые упражнения. Упражнение «Расшифруй знаки-символы». Дети объясняют значение символа. Упражнение «Найди ошибку». Дети указывают, какая категория пропущена, объясняя содержание ее условного обозначения. Упражнение «Покажи правильный символ». Дети показывают на схеме предмет, который описывает воспитатель.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
3 этап. После перекодирования осуществляется самостоятельный рассказ по заданной теме.
Обогащение словаря Игра «Снежная куча» Цель игры : расширять словарный запас детей с помощью однокоренных слов: снег, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, подснежник, снегирь, снежный.
Составление предложений Игра «Что бывает зимой?» Цель: упражнять в составлении предложений о зиме. Зимой солнце светит мало, Снег лежит на земле, Люди зимой делают небо покрыто тучами. на деревьях, на домах. Кормушки для птиц. Часто идёт снег.
Составление рассказов на заданную тему Цель: развивать у детей умение составлять рассказ на заданную тему.
Результаты: Активизируется словарный запас. Дети свободно рассказывают на заданную тему, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-75789-1649609146.jpg)
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрител...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314308-1381589402.jpg)
Наглядное моделирование в развитии связной монологической речи дошкольников.
Использование моделей оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей; позволяет актуализировать и обогатить их словарь, учит структурировать словосочетания, распространять простые пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396868-1391354921.jpg)
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
В статье говорится о важном значении связной речи для развития общения ребёнка, развитии его коммуникативных навыков, об использовании налядного моделирования, как одной из технологий по развити...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-658023-1681325275.jpg)
Презентация по логопедии на тему «Использование элементов наглядного моделирования в формировании связной монологической речи у дошкольников с ОНР».
Разработка системы работы с детьми, в старшем дошкольном возрасте. Использовалась методика Глухова. Проведён анализ результатов, сравнение, показан итог.Методика обследования связной речи Глухова В. П...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-605451-1426243565.jpg)
Использование метода наглядного моделирования при формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Компьютерная презентация практического опыта...
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников
Метод наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-843102-1478528954.jpg)
«Наглядное моделирование-средство развития связной монологической речи ребенка дошкольника»
quot;Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка дошкольного возраста"...