Консультация на тему: "Что такое детское словотворчество?" (2 - 3 года).
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Журавлёва Людмила Михайловна

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_detskoe_slovotvorchestvo.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Что такое детское словотворчество?».

  Термином «детское словотворчество»  специалисты  обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 - 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребёнком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.

  К.И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...».

Как проявляется словотворчество в речи ребёнка?

   Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

  1. Осколки слов: часть какого - нибудь слова используется как целое слово - «лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
  1. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого - «сухота» - сухость; «помогание»   -  помощь,   «правдун» - человек, говорящий правду.
  2. Синтетические слова: одно слово составляется из двух - «бананас» - банан и ананас; «малин» - малина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.

   Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребёнок когда - то слышал в речи взрослого.

«Новые» слова ребёнка

Образец

Видишь, какой у меня желтяк выскочил?

Синяк.

Я – правдун!

Лгун, болтун.

У меня гусья кожа сделалась.

Лисья, песья.

Какой ты диктун, папа!

Ворчун.

   

     

     Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда - то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется. Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют собой придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и, наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остаются нерешенными.

Познание мира детства - увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «...Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент - Экзюпери, «Маленький принц»).

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

Консультация для родителей "Что такое детское проектирование?"

Описание этапов проектирования, основные виды проектов в ДОУ...

Статья на тему : Что такое детская любознательность?

Порой детям  не хватает  элементарных знаний об окружающем мире, поэтому  нам всем,  родителям и воспитателям необходимо развивать кругозор и познавательные интересы детей. Для это...

Групповая консультация для родителей "Что такое детская самооценка"

Что такое детская самооценка? Как она формируется? Как формировать адекватную самооценку? Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности и поступки. Мы постоянно сравниваем себя с д...

Консультация для родителей «Что такое детское экспериментирование»

Что такоедетское экспериментирование?По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, ...

Консультация для родителей "Что такое детское словотворчество"

Детское словотворчество приходится на период 2.5-3 года. Оно состоит в том, что при общении со взрослыми и сверстниками иалыши включают в свою речь слова такой структуры, которые не используются в язы...

Консультация для родителей Что такое детские капризы и как их предупредить

Взрослым необходимо укреплять не только физическое здоровье ребенка, но и психическое...