Конспект НОД по «Обучению чувашскому языку» в выпускной группе «Кĕçех шкула»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Егорова Галина Ильинична

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к изучению родного языка.

- Воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.

Развивающие:

- Расширять словарный запас детей по теме «школа».

- Развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь.

Образовательные:

- Формировать умения навыков аудирования и говорить в игровых и учебных ситуациях.

- Продолжать учить детей составлять предложения из 3, 4 и более слов.

- Закрепить умение определять звук в начале, середине и в конце слова.

 

Словарная работа:

- ввести новые слова: верентенкен, веренекен, верену, шанкарав, шкул ачи

- закрепить слова: арча, каранташ, кенеке, туркшке, укерчек.

 

Звучит музыка (Чему учат в школе). Раздается стук в дверь и заходит Ванюк/

Ванюк. Ыра кун пултар, ачасем.

Воспитатель. Ыра кун пултар , Ванюк

Ванюк. Эпе сиренпе перле шкула каясшан. Анчах та мен илмеллине пелместеп. Мана эсир пулашар. Шкул синчен каласа парар, тархасшан.

Воспитатель. Ребята, Ванюк тоже собирается в школу. Только ничего не знает о школе. Поможем?  Как вы думаете, что такое школа? /Ответы детей/

Школа - это светлый дом,

Мы учиться будем в нём

Там научимся писать,

Складывать и умножать!

В школе многое узнаем

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах.

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонков веселых

Вот, что значит- школа!

Ванюк. Манан та портфель пур. Мен кирле -ши шкул валли?

Воспитатель. Ребята, какие школьные принадлежности нужны ученикам? /Ответы детей/

Воспитатель. Поиграем в игру «Магазин». Я буду продавцом в магазине, а вы покупателями. Вы будете отгадывать /расплачиваться/ правильными ответами на чувашском языке.

Игра «Магазин»

1 На коробку я похож, ручку ты в меня кладешь

Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я…/арча/

2. Языка нет, а рассказывает /кенеке/

3. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.  /тетрадь /

4.Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь

Солнце, реки, горы, пляж! Что же это…. / каранташ /

5. Линию прямую, сам нарисовать сумей-ка

Это сложная наука! Пригодится здесь …./ турешке /

6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я.

/хурашка / ластик

Игра «Портфеле пустар»

Школьные принадлежности, кукла, машинка, мячик. Сначала собирают ребята, потом Ванюк/

Ванюк. Тавтапус, ачасем. Хале енте пелетеп.

/Раздается звонок/

Воспитатель. Шанкарав. Звонок. Шанкарав. Шанкарав- и Катя?

Катя. Шанкарав.

/повторяют несколько раз. /

Воспитатель. Ачасем ларар. Теперь рассмотрим картину. Кого видите на картине? /ответы детей/

Воспитатель. Учитель – верентекен. Ку –верентекен –и Паша?

Паша. Сапла, ку верентекен.

/повторяют несколько раз/

Воспитатель. Верентекен мен тавать? Учитель что делает? /ответы детей/

Воспитатель. Верентекен верентет. Ванюк, верентекен верентет – и?

Ванюк. Сапла, верентекен верентет.

/повторение детьми /

Воспитатель. Верентекен тарать – и? /верентекен тарать. /

Воспитатель. Тата кама куратар? Еще кого видите на картине? / Ученики веренекенсем /повторение детьми /

Воспитатель. Веренекенсем сахал е нумай? /Веренекенсем нумай. /

Воспитатель. Антон веренекен нумай- и?

Антон. Сапла веренекен нумай.

/повторяют несколько раз. /

Воспитатель. Как еще можно ученика назвать по- другому? /Шкул ачи. Школьник. Шкул ачи. / повторние детьми /

Воспитатель. Шкул ачисем мен тавассе? Что делают ученики?

Дети отвечают. /Арсын ача сырать. Хер ача вулать … /

Воспитатель. Как назовем эту картину? / ответы детей /

Воспитатель. Шанкарав /звенит звонок/. Перемена

Физкультминутка «Кесех шкула» (Скоро в школу )

12345678910       - руки вверх поднимаем, отпускаем

Кесех шкула катпар                            - шагаем

Портфельне  перле  илтпер.               - хлопаем 

Шкулта эпир вулатпар                        - повороты вправо

Шкулта эпир сыратпар                       - повороты влево

Пиллексем илме тарашатпар  .           -прыжки  

Игра «Расскажи по картине» /описание сюжетной картины из 5 – 8 предложений /

Поиграем в игру «Сасине туп» (Определи звуки) в начале, в середине и в конце\ Верентекен, Веренекен, верену, кенеке, туркшке, укерчек.

Игра «Сасине туп»

Воспитатель. Воспитатель. Какие звуки часто слышите?  / е, у /

Гимнастика на закрепление.

Ĕ – Ĕ – Ĕ - вĕрентекен

Ӳ – Ӳ –Ӳ - ӳкерчĕк

Ĕ – Ĕ – Ĕ - кĕнеке

Ӳ – Ӳ –Ӳ - вĕренӳ

Игра «Передай мяч»

Воспитатель. Ванюк, ребята, как называется взрослый, который учит детей в школе? (Передают мяч по кругу)

- Как в школе называют детей?

- В какое время года начинается учебный год?

- Какие школьные принадлежности знаете? ….

Ванюк.  Тавтапус, ачесем. Эпе те сиренпе перле шкула каятап.

Воспитатель. Теперь Ванюк знает о школе, что нужно подготовить для школы. Учиться надо, чтобы все на свете знать. Быть внимательными, умными, сообразительными, полезными.

Воспитатель. Как узнает учитель /верентекен/, что урок уже пора заканчивать? Ответы детей. /шанкарав /

/звенит звонок /

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т НОД обучение чувашскому языку в средней группе : «В гостях у бабушки»

цель: воспитание положительного отношения, интереса к изучению чувашского языкаЗадачи:Образовательные:Активизация в речи слов на чувашском языке по лексической теме: «Домашние животные»:ĕн...

конспект ОД по образовательной области "Речевое развитие" раздел "Обучение чувашскому языку" в старшей группе "Наш огород"

Формирование представление детей о сезонных изменениях в природе. Знакомство с лексическими единицами по новой теме «Наш огород» купăста, хăяр, кăшман, çĕр улми,  кишер,  сухан, ...

Конспект НОД по обучению чувашскому языку в средней группе «Асанне патĕнче хăнара»

НОД по обучению чувашскому языку в средней группе «Асанне патĕнче хăнара»...

Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскому языку» в старшей группе на тему: «С чего начинается РОДИНА?»

Организованная образовательнаядеятельность по образовательной области «Речевое развитие»в рамках реализации формируемой части «обучение чувашскомуязыку» в старшей группе ...

Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" (обучение чувашскому языку) в старшей группе на тему "В гостях у бабушки"

Данный материал будет полезен воспитателям при обучении детей старшего возраста чувашскому языку...