Конспект НОД с элементами проблемных вопросов "Путешествие в театральный мир".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект НОД с элементами проблемных вопросов "Путешествие в театральный мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_s_elementami_problemnyh_voprosov.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко».
Конспект
Непосредственно-образовательной деятельности
с элементами проблемных вопросов
в старшей группе.
Тема: «Путешествие в театральный мир»
Разработала и подготовила
воспитатель Маслова Н.В.
Нижегородская область
р.п. Дальнее Константиново
2018 год
Цель занятия: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету), расширить и обогатить творческий диапазон детей.
Задачи занятия:
Образовательные задачи: дать первоначальные сведения о театре, расширять представления детей о театральных профессиях; знакомить детей с правилами поведения в театре; знакомить детей с театральной терминологией.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к искусству, познавательный интерес.
Материал и оборудование: кроссворд с пустыми клеточками, карточки с вопросами.
Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая», «Социально-коммуникативная»
Предварительная работа:
Посещение детских спектаклей. Слушание аудиоэнциклопедии в форме музыкального спектакля «Знакомство с театром».
Ход:
— Дети, мы с вами не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед нами возникает особая жизнь. Невольно мы начинаем переживать вместе с героями их радости и печали, становимся как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде, чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует себя вести в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.
По горизонтали:
Исполнитель ролей в театральных представлениях (актер).
Работник театра, подсказывающий актеру слова (суфлер).
Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления (бис).
Когда поднимается занавес, то в зале прекращается… (шум).
Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц (ложа).
А К Т Е Р
С У Ф Л Е Р
Б И С
Ш У М
Л О Ж А
Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша — объявление о предстоящем спектакле, концерте). Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть.
Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник — спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты — скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вам шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок. А как вы считаете, зависит ли от вас, зрителей, создание этого волнующего праздника? Так ли уж важно быть культурным зрителем?
Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка», если вы ее заметите. Ваша задача — найти ошибки и исправить их.
Игра «Стоп, ошибка»
- Итак, вы собрались в театр. Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.
- Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не следует перебрасывать
пальто за барьер, пусть гардеробшик поработает сам. ( Стоп, ошибка. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через барьер).
- Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).
- Прежде чем войти в зрительный зал, посмотрите на план, который обычно вывешивается у входа или у кассы. Это поможет найти место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться и беспокоить людей.
- Если ваши места расположены в середине зала, не торопитесь их занимать, пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете пробираться к своему месту, им всем придется встать. Это, как и зарядка, полезно для здоровья.
(Стоп, ошибка. Если ваши места находятся в середине зала, надо постараться занять их пораньше, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей).
- Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).
- Если вы уже сидите, а кому-либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает).
- Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки — на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра.
- После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо — вы уже готовы, а представление? Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, то спектакли и фильмы вообще никогда бы не начинались бы.
(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично).
- Ну вот, наконец, занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только представление. Все, что вам хочется сказать своему товарищу или услышать от него, поделиться впечатлением — все это придется отложить до антракта. Занавес отделяет суету, разговоры и кушанье пирожных от того, за чем зрители пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.
- Акт — театральное действие, часть спектакля, и вы можете помогать актерам — подпевать, отстукивать в такт ногами, подсказывать слова известных вам реплик. Очень хорошо, если вы подскажете актеру, что ему делать, вроде: «Не верь ему, он врет!» или «Беги, а то они тебя убьют». (Стоп, ошибка. Никакие посторонние звуки и реплики зрителей недопустимы).
- Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).
- Вам понравилась игра актера — поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены — ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли: вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.
- Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь: часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям).
- Наступает долгожданный антракт. Можно, наконец, сделать самое
главное — помчаться в буфет. С азартом потолкаться в очереди за лимонадом, как будто вы уже три дня провели в знойной пустыне. (Стоп, ошибка. В театр идут не для того, чтобы поесть и попить, а для приобщения к искусству).
- Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что — либо неприлично, ведь для этого существует буфет).
- Мороженое, принесенное в зал, — это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.
- Если у вас есть бинокль, антракт — самое подходящее время, чтобы им воспользоваться: спокойно рассмотрите тех, кто пришел в театр. (Стоп, ошибка. Бинокль используется только для того, чтобы следить за мимикой актера).
- Бинокль пригодится и во время спектакля — от скуки его можно разобрать на отдельные части. (Стоп, ошибка. Вы не только сами не следите за действием, но и отвлекаете других).
- В театре вы можете увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по — иному выражали чувства и мысли, по — иному одевались. Кое — что вас может удивить и даже рассмешить. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку», ни в коем случае не может оправдать ваш поступок. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими — то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.
- По окончании спектакля не срывайтесь с места, как будто начался пожар. Помните, что гардероб — это место, куда наиболее «культурная» часть публики спешит задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль. (Стоп, ошибка. Подумайте, приятно ли будет актерам, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть ваши удаляющиеся спины и пустеющий на глазах зал? Может быть, им следует, произнося последнюю реплику, мчаться за кулисы, сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь они тоже устали и также спешат домой!).
Однажды беседовали два актера о трудностях своей работы. Один сказал о том, что нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, когда спектакль начался. Второй возразил и ответил, что хуже — шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль не закончился. «Пронзенный предательской шпагой, в муках, я падаю на землю и умираю за добро и справедливость. А он… А зритель в это время бежит за номерком в гардероб.
Вот так, мы, зрители, легко разрушаем этот волшебный праздник искусства.
Физкультминутка:
С тобой играем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка)
Мы песенку поем.
(Шаги на месте).
Викторина — экзамен «Театральный этикет»
В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать театральный, «хитрый» этикет.
(Дети достают заранее подготовленные карточки, воспитатель зачитывает вопросы. Если ответ неправильный, педагог сам объясняет, раскрывая ситуацию)
- Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?
— Не нужно.
— Нужно.
- В какой одежде лучше всего посещать театр?
— Свитер и джинсы.
— В брючном костюме.
— В нарядной одежде.
- Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
— Спиной к сидящим.
— Лицом к сидящим.
- Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?
— Да.
— Нет.
- Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли вслух комментировать спектакль?
— Можно.
— Нельзя.
- Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?
— Можно.
— Нельзя
- Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?
— Можно.
— Нельзя.
- Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?
— Громким свистом и топаньем ногами.
— Громкими аплодисментами
- Как вручить цветы актеру, певцу?
— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.
— Подойти к сцене и вручить исполнителю.
- Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
— Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.
— Нельзя.
Итог занятия.
- Что понравилось?
- Что огорчило?
- Что показалось наиболее трудным?
Заключительная часть.
Упражнение «Поделись улыбкою своей». «Круг друзей», исполнение песенки о дружбе.
— Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в удивительном мире театра. Теперь- то мы точно знаем, что в театре надо себя вести культурно. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим свое солнечное настроение друг другу и споем песенку о дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»
Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....
Конспект развлечения с элементами театральной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Невероятные приключения в сказочном царстве»
В конспекте прописана основная работа с детьми с ОНР по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения звука Ш в слогах и словах, развитие ...
Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.
Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....
«Проектирование совместной образовательной деятельности в соответствии с принципами и подходами ФГОС и ООП «Детский сад 2100» (на примере музыкально - дидактической игры с использованием элементов проблемно-диалогической технологии»)
Тема: «Что едят лесные жители?»Музыкально – дидактическая игра для детей средней группы «Лесовик и его друзья»Цель: развивать и обогащать двигательную активнос...
Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Станция Театральная»
Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Станция Театральная»...
«Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»
Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...
Презентация "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"
Презентация практики по теме "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"...