Конспект НОД с элементами проблемных вопросов "Путешествие в театральный мир".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Маслова Надежда Вячеславовна

Конспект НОД с элементами проблемных вопросов "Путешествие в театральный мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_s_elementami_problemnyh_voprosov.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Солнышко».

Конспект

Непосредственно-образовательной деятельности

с элементами проблемных вопросов

в старшей группе.

Тема: «Путешествие в театральный мир»

Разработала и подготовила

                                                                                       воспитатель Маслова Н.В.

Нижегородская область

р.п. Дальнее Константиново

2018 год

       Цель занятия:  способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету), расширить и обогатить творческий диапазон детей.

        Задачи занятия:

Образовательные задачи: дать первоначальные сведения о театре, расширять представления детей о театральных профессиях; знакомить детей с правилами поведения в театре; знакомить детей с театральной терминологией.

Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к искусству, познавательный интерес.

        Материал и оборудование: кроссворд с пустыми клеточками, карточки с вопросами.

        Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая», «Социально-коммуникативная»

Предварительная работа:

Посещение детских спектаклей. Слушание аудиоэнциклопедии в форме музыкального спектакля «Знакомство с театром».

 

Ход:

— Дети, мы с вами не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед нами возникает особая жизнь. Невольно мы начинаем переживать вместе с героями их радости и печали, становимся как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде, чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует себя вести в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

По горизонтали:

Исполнитель ролей в театральных представлениях (актер).

Работник театра, подсказывающий актеру слова (суфлер).

Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления (бис).

Когда поднимается занавес, то в зале прекращается… (шум).

Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц (ложа).

 

А  К  Т  Е  Р

С  У Ф  Л  Е  Р

Б  И  С

Ш  У  М

Л  О  Ж  А

 

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша — объявление о предстоящем спектакле, концерте). Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть.

Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник — спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты — скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вам шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок. А как вы считаете, зависит ли от вас, зрителей, создание этого волнующего праздника? Так ли уж важно быть культурным зрителем?

Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка», если вы ее заметите. Ваша задача — найти ошибки и исправить их.

 Игра «Стоп, ошибка»

  1. Итак, вы собрались в театр. Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.
  2. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не следует перебрасывать

пальто за барьер, пусть гардеробшик поработает сам. ( Стоп,  ошибка. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через барьер).

  1. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).
  2.  Прежде чем войти в зрительный зал, посмотрите на план, который обычно вывешивается у входа или у кассы. Это поможет найти место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться и беспокоить людей.
  3. Если ваши места расположены в середине зала, не торопитесь их занимать, пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете пробираться к своему месту, им всем придется встать. Это, как и зарядка, полезно для здоровья.

(Стоп, ошибка. Если ваши места находятся в середине зала, надо постараться занять их пораньше, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей).

  1. Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).
  2. Если вы уже сидите, а кому-либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает).
  3. Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки — на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра.
  4. После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо — вы уже готовы, а представление? Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, то спектакли и фильмы вообще никогда бы не начинались бы.

(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично).

  1. Ну вот, наконец, занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только представление. Все, что вам хочется сказать своему товарищу или услышать от него, поделиться впечатлением — все это придется отложить до антракта. Занавес отделяет суету, разговоры и кушанье пирожных от того, за чем зрители пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.
  2.    Акт — театральное действие, часть спектакля, и вы можете помогать актерам — подпевать, отстукивать в такт ногами, подсказывать слова известных вам реплик. Очень хорошо, если вы подскажете актеру, что ему делать, вроде: «Не верь ему, он врет!» или «Беги, а то они тебя убьют». (Стоп, ошибка. Никакие посторонние звуки и реплики зрителей недопустимы).
  3. Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).
  4. Вам понравилась игра актера — поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены — ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли: вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.
  5. Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь: часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям).
  6. Наступает долгожданный антракт. Можно, наконец, сделать самое

главное — помчаться в буфет. С азартом потолкаться в очереди за лимонадом, как будто вы уже три дня провели в знойной пустыне. (Стоп, ошибка. В театр идут не для того, чтобы поесть и попить, а для приобщения к искусству).

  1. Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что — либо неприлично, ведь для этого существует буфет).
  2. Мороженое, принесенное в зал, — это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.
  3. Если у вас есть бинокль, антракт — самое подходящее время, чтобы им воспользоваться: спокойно рассмотрите тех, кто пришел в театр. (Стоп, ошибка. Бинокль используется только для того, чтобы следить за мимикой актера).
  4. Бинокль пригодится и во время спектакля — от скуки его можно разобрать на отдельные части. (Стоп, ошибка. Вы не только сами не следите за действием, но и отвлекаете других).
  5. В театре вы можете увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по — иному выражали чувства и мысли, по — иному одевались. Кое — что вас может удивить и даже рассмешить. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку», ни в коем случае не может оправдать ваш поступок. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими — то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.
  6. По окончании спектакля не срывайтесь с места, как будто начался пожар. Помните, что гардероб — это место, куда наиболее «культурная» часть публики спешит задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль. (Стоп, ошибка. Подумайте, приятно ли будет актерам, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть ваши удаляющиеся спины и пустеющий на глазах зал? Может быть, им следует, произнося последнюю реплику, мчаться за кулисы, сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь они тоже устали и также спешат домой!).

Однажды беседовали два актера о трудностях своей работы. Один сказал о том, что нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, когда спектакль начался. Второй возразил и ответил, что хуже — шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль не закончился. «Пронзенный предательской шпагой, в муках, я падаю на землю и умираю за добро и справедливость. А он… А зритель в это время бежит за номерком в гардероб.

Вот так, мы, зрители, легко разрушаем этот волшебный праздник искусства.

Физкультминутка:

С тобой играем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

Мы песенку поем.

(Шаги на месте).

 

Викторина — экзамен «Театральный этикет»

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать театральный, «хитрый» этикет.

(Дети достают заранее подготовленные карточки, воспитатель зачитывает вопросы. Если ответ неправильный, педагог сам объясняет, раскрывая ситуацию)

  1.     Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?

—   Не нужно.

—   Нужно.

  1. В какой одежде лучше всего посещать театр?

—   Свитер и джинсы.

—   В брючном костюме.

—  В нарядной одежде.

  1. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

—  Спиной к сидящим.

—   Лицом к сидящим.

  1.    Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

—   Да.

—   Нет.

  1. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

—   Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли вслух комментировать спектакль?

—  Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

—  Можно.

—  Нельзя

  1. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

—  Можно.

—  Нельзя.

  1. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

—  Громким свистом и топаньем ногами.

— Громкими  аплодисментами

  1. Как вручить цветы актеру, певцу?

— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

—  Подойти к сцене и вручить исполнителю.

  1. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

— Можноесли вы спешите на поезд или последний автобус.

— Нельзя.

 

Итог занятия.

  • Что понравилось?
  • Что огорчило?
  • Что показалось наиболее трудным?

 

Заключительная часть.

Упражнение «Поделись улыбкою своей». «Круг друзей», исполнение песенки о дружбе.

— Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в удивительном мире театра. Теперь- то мы точно знаем, что в театре надо себя вести культурно. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим свое солнечное настроение друг другу и споем песенку о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»

Мастер – класс для педагогов«Возможности использования элементов проблемного обучения в занятиях по оригами»....

Конспект развлечения с элементами театральной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Невероятные приключения в сказочном царстве»

В конспекте прописана основная работа с детьми с ОНР по обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, фонематического слуха, коррекция звукопроизношения звука Ш в слогах и словах, развитие ...

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

«Проектирование совместной образовательной деятельности в соответствии с принципами и подходами ФГОС и ООП «Детский сад 2100» (на примере музыкально - дидактической игры с использованием элементов проблемно-диалогической технологии»)

Тема: «Что едят лесные жители?»Музыкально – дидактическая  игра для детей средней группы «Лесовик и его друзья»Цель: развивать и обогащать дви­гательную активнос...

Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Станция Театральная»

Конспект по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в старшей группе «Станция Театральная»...

«Использование элементов проблемного обучения на занятиях по математике в старшей группе детского сада»

Основная цель образования – в том числе и дошкольного – это развитие личности каждого. Для этого необходимо человеку научиться развивать себя самому, т.е. научиться ставить перед собой зад...

Презентация "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"

Презентация практики  по теме "Кейс - технология как элемент проблемно-ситуативного обучения в ДОУ"...