Конспект "Путешествие по произведениям К.И. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Заболотская Ольга Сергееевна

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе

На тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014._11k.z.sr_.gr_._po_chukovskomu.docx525.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад комбинированного вида  2287

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе

На тему «Путешествие по произведениям К.И. Чуковского»

Составила:

воспитатель

Заболотская О.С.

Подпись_______________

Москва

2012г.

 «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского».

Цели:

  • Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
  • Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  • Побуждать проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
  • Учить детей читать наизусть стихотворения, совершенствовать речетворческие способности детей.

Материал к занятию:  портрет К. И. Чуковского, его книги, иллюстрации к произведениям, «Королева книга» со страницами, «чудесный»  мешочек с предметами из сказок, кукла Айболит.

Предварительная работа:  чтение сказок К. И. Чуковского:  «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»,

Ход занятия


Воспитатель. Ребята, вы верите в чудеса?

Дети: да!

Воспитатель. У нас в группе сегодня утром произошло настоящее чудо!

– Вы хотите увидеть?

Дети: да!

Воспитатель. Тогда закрывайте глаза и не подглядывайте (дети закрывают глаза, педагог достает книгу «Королеву»).

– А теперь открывайте глаза и смотрите. Увидели чудо? Видите, это королева Книга, какая она красивая? Она, вам нравится? (Да). Давайте откроем и заглянем на первую страницу. Что же на первой странице? Здесь, ребятки, правила обращения с книгой.

Дети: 

  1. Книги брать чистыми руками.
  2. Книги нельзя рвать.
  3. Книги нельзя мять.
  4. Нельзя рисовать на книгах.
  5. Нельзя загибать углы.

Воспитатель.- А теперь предлагаю проверить как вы усвоили правила обращения с книгами (игра «Да – нет»).

Если вы читали книгу,
Мама стала кушать звать.
Можно ли ее на кухне
За обедом почитать?

Вам понравилась картинка
На странице номер шесть.
Может вырвешь ты страницу,
Чтоб картинку вырезать?

Если черно-белый в книжке
Мячик, город или дом.
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?

Если маленький братишка
Хочет с книжкой поиграть.
Как вы думаете, можно
Книжку ту ему давать?


Воспитатель. Молодцы, ребята! Умеете правильно обращаться с книгой.

Но Королева книг нам подсказывает еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными, отвечать, не перебивая друг друга.

Все, запомнили это правило? (Да). 

– Как мы должны вести себя?

Дети: тихо.

Воспитатель. Вот теперь мы можем заглянуть на следующую страницу, что же там?

Кто это, ребята? (Корней Иванович Чуковский).

– Сегодня Королева книг приглашает нас в гости к вашему самому любимому писателю, которого любят и взрослые, и дети, к Корнею Ивановичу Чуковскому.

– В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
– Хотите, в гости?
(Да). 
Тогда, пойдемте.

Дети проходят и садятся на стулья).

На мольберте книга - Королева, портрет К. И. Чуковского, на столике разложены книжки со сказками К. И. Чуковского.

Воспитатель. Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.

Воспитатель. Сегодня с Королевой книгой, мы вспомним сказки К. И. Чуковского.

– Ребята, а вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки? (Нет).

– Тогда я вам напомню.

– Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас.

У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.

Но однажды случилось несчастье. Один из его сыновей (маленький мальчик) тяжело заболел. У него была высокая температура, сильно болела голова. Мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал.

Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и наконец, уснул, а через несколько дней совсем поправился.

После этого случая Корней Иванович Чуковский стал сочинять сказки. И придумал много сказок, которые хорошо знают и любят дети, и взрослые.

– А вы, любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель. Какие сказки К. И. Чуковского вы знаете?

Дети. «Телефон», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

Воспитатель. Молодцы, много знаете сказок.

– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги.

Загадка: - Кто умывальников начальник и мочалок командир?

 Дети. “Мойдодыр”.

 (Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки “Мойдодыр”).

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

– Как ты догадался? (на ней Мойдодыр нарисован.)

– Правильно ребята, по иллюстрации на обложке книги мы можем определить о ком или о чем говорится в этой книге, нам рисунок помог.

– Про кого, эта сказка? (Ответы детей.)

– Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких  грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”

– Наши дети  выучили стихи их этой сказки, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.

“Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И в припрыжку
Под кровать!”

Воспитатель.– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги

Загадка: - В этой сказке посуда убежала.

 Дети. «Федорино горе».

Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Федорино горе»).

Воспитатель.А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

Воспитатель. - Какая посуда убежала от бабушки Федоры? Почему?

- Почему посуда вернулась к бабушке Федоре?

- Чему учит нас эта сказка?

Дети. Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.

Воспитатель. Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.

Загадка: - Кто любимый доктор зверей?

Дети. «Айболит».

Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Айболит»).

Воспитатель.А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

ФИЗМИНУТКА

Доктор Айболит. Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?

Воспитатель. Давайте встанем в круг и покажем, доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.

Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными стали.

Воспитатель. 

– Давайте, посмотрим, что же на следующей странице Королевы книги

Загадка: - В какой сказке собрались одни насекомые? Какие?

 Дети. «Муха-Цокотуха».

 (Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Муха-Цокотуха»).

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

– Наши дети выучили стихи их этой сказки, и сейчас они вам их почитают. Давайте послушаем наших ребят.

Дети.

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Воспитатель. – Что же на следующей странице Королевы книги?

Загадка: - Кого испугались звери в одной из сказок К.Чуковского?

 Дети. «Тараканище».

 (Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Тараканище»).

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

Воспитатель. – А здесь игра “Доскажи словечко”.

 Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики

В трамвайчике.

Жаба на метле...

Едут и смеются,

Пряники жуют.

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Воспитатель. Давайте заглянем на следующую страницу Королевы книги и посмотрим, что же еще она нам приготовила.

Загадка: - В какой сказке: утята квакали, свинки мяукали?

Дети. «Путаница».

Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Путаница").

Воспитатель.А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

Воспитатель. Как называется эта сказка?
Дети. «Путаница».
Воспитатель. Что страшного случилось в этой сказке?
Дети. Лисички море подожгли!
Воспитатель. Кто же море потушил?
Дети. Бабочка!
Воспитатель. Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали, (
дети хлопают в ладоши)
Ножками затопали, (
дети топают ногами)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Дети. Га-га-га!
Воспитатель. Кошки замурлыкали:
Дети. Мур-мур-мур!
Воспитатель. Птицы зачирикали:
Дети. Чик-чирик!
Воспитатель. Лошади заржали:
Дети. И-и-и!
Воспитатель. Мухи зажужжали:
Дети. Ж-ж-ж!
Воспитатель.Лягушата квакают:
Дети. Ква-ква-ква!
Воспитатель. А утята крякают:
Дети. Кря-кря-кря!

Воспитатель. – Что же на следующей странице Королевы книги?

Загадка: - В какой сказке слон просил шоколада?

 Дети. «Телефон».

 (Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Телефон»).

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

Воспитатель. Игра  «Чудесный мешочек» (Достань  один предмет и скажи из какой он сказки).

Воспитатель. – Что же на следующей странице Королевы книги?

Загадка: отрывок, из какой сказки?

И встал

Медведь,

Зарычал

Медведь,

И к Большой Реке

Побежал

Медведь.

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит,-

Солнце красное,

Солнце краденое.

Дети. «Краденое солнце».

 (Воспитатель переворачивает страницу, на ней иллюстрация из сказки «Краденое солнце»).

Воспитатель. А кто, мне покажет эту книжку, где она стоит? (Один из детей показывает ее среди выставленных книг).

Воспитатель. А сейчас послушайте отрывок из шуточного стихотворения «Чудо- дерево».

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Воспитатель. На следующей странице Королевы книги - « Чудо- дерево»

Но посмотрите: чулки и башмаки на нем по одному. Я предлагаю вам найти не достающую пару и наклеить на наше чудо- дерево. 

Коллективная аппликация «Чудо-дерево»

Воспитатель. Ребята, Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады и школы, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки. Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал К. И. Давайте, еще раз назовем их (перечисляют).

– Почему, вам, ребята, нравятся эти сказки?

Дети. Потому что они добрые, веселые, интересные, поучительные.

Воспитатель. Чему нас учат сказки?

Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.

Воспитатель. Вы пока знаете не все сказки Корнея Ивановича. Мы не читали с вами «Бармалея», не так ли? Я прочитаю ее вам завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

презентация " Всесторонне развитие детей средствами произведений К.И.Чуковского

Презентация может использоваться как учебный материал для педагогов в работе над произведениями К.И.Чуковского...

Сценарий сказки по мотивам произведений К.И. Чуковского.

Сценарий сказки по мотивам произведений К.И. Чуковского....

Конспект литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского с приложением

Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского для детей средней группы....

Конспект "Детско-родительский досуг по произведениям К.И.Чуковского"

В конспекте представлены материалы по организации досуга по произведениям К.И.Чуковского для детей....

Соместный праздник детей и родителей : Твочество и произведения К.И.Чуковского.

Праздник проводится для ознакомления с творчеством великого русского писателя К.И.Чуковского. Для того, чтобы дети в нестандартной игровой обстановке навсегда запомнили и полюбили произведения этог по...

Конспект досуга в средней группе по произведениям К. И. Чуковского «Королевство К. И. Чуковского»

Задачи:        1. С помощью различных приемов закрепить названия и содержание знакомых произведений из репертуара К.И.ЧуковскогоВспомнить с детьми названия и содержание знакомых пр...