Занятие по звуковой культуре речи в старшей группе "В гости к старичку Лесовичку".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шапошникова Наталья Владимировна

Обогащать словарный запас и развивать речь детей, учить подбирать родственные слова и четко произносить звуки,разучить артикуляционную гимнастику и работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_starichku_lesovichku.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 98 «Ивушка»

г. Волжский Волгоградской области

                                                                           ( МДОУ д\с № 98 )

Тема НОД

Конспект непосредственной образовательной деятельности

открытое занятие по звуковой культуре речи                                                                                                  

Тема: «В гости к старичку Лесовичку»

(возраст 5-6 лет)

Составила:

                                                         Воспитатель высшей категории

                                                         Шапошникова Н.В.                                                                      

г. Волжский 2018г.

         

Программное содержание:                                                                                                                                                                                          Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’]; учить контролировать силу выдоха; 
учить подбирать родственные (однокоренные) слова; 
закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах; 
закрепить умение находить место звуков в заданных словах; 
закрепить навыки артикуляционной гимнастики; 
укрепить мышцы артикуляционного аппарата; 
воспитывать умение работать в коллективе, выдержку ;
закрепить название зимующих птиц.

Оборудование:
Раздаточный материал: карточки, альбомные листы с перфокартами, фломастеры, снежинки.
Демонстрационный материал: птицы – синица, снегирь, свиристель, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, иллюстрации березы в «зимнем уборе», конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.


                                                                   
Ход занятия.
Воспитатель:
- Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.
«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯ».
Дети:
– Звуки [c] и [с’];
Воспитатель: 
– Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.
Воспитатель:
– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?
Дети:
- Волгоградская область, г.Волжский, ул.Клавы Нечаевой 5, детский сад № 98
Воспитатель: - Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано. 
«Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по - зимнем следам. Но пойте ко мне смогут только те дети, кто правильно выберет карточку с изображением, в названии которого есть звуки [c] и [с’] и определяет его место в слове. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок». 
Воспитатель достает из конверта карточки. ( Работа по карточкам)
Воспитатель:
– Молодцы правильно выбрали и назвали. Ну что, в путь? Смотрите, что это?
Дети:
– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.
Воспитатель: 
– Хорошо, на какой звук начинается слово синица?
Дети: - на звук [с’].
Воспитатель: -
Подскажите песенку синицы.
Дети: 
- Синь – синь – синь.
Воспитатель:
– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.
Дети идут по следам синицы.
Воспитатель:
- Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – « Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».
Артикуляционная гимнастика.
1. Увидела орешек – удивилась: - «Какой большой» Губы вытянуть вперед не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность ;
2. А потом обрадовалась, - улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы , укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.
3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.
Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.
Повторить 3 раза.
Воспитатель:
- Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.
Дети: 
-Это следы снегиря, на звук [c].
Воспитатель: 
- Пропойте песню снегиря. 
Дети :
- Сью – сью – сью.
(тихо, громко, нормально).
Воспитатель:
– Пойдемте по следам снегиря. 
Дети идут по следам снегиря слегка покачиваясь.
Воспитатель:
- А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.
Дыхательное упражнение «Снегирь»
Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.
Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.
На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.
Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.
Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.
Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.
Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.
Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.
Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы.                                                       Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.
Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево. Повторите 3 раза.
Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.
Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка . « На моей лесной красавице елке висят карточки со словами в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.
Работа по карточкам.
Воспитатель: 
- Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?
Дети:
- Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.
Воспитатель – Пойдемте по следам.
(легкими прыжками со следа на след)
А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.
«Повторите слоги правильно»
Са – со – су – сы
Ис – ус – ас – эс 
«Назовите лишний слог »
Ас – ос – уз – ыс.
Ос – яс – ис – юш.
Ша – се – су – си.
Се – зе – сю – си.
«Спойте сорочью песенку»
Дети: – Стрек – стрек – стрек.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше? 
Дети: 
-Следы свиристели. Звук [c] в начале и в середине слова.
Воспитатель: - Пойдемте по этим следам.
(легкий медленный бег)
Смотрите. Что это за птица, как она называется?
Дети:
-Это свиристель.
Воспитатель: 
- Правильно свиристель. Она в конверте принесла задание. Что же там написано? 
Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,
Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).
-Молодцы.
«Добавьте слова в стихотворение».
Тихо-тихо, как во сне Падает на землю ……(снег).
С неба все скользят пушинки Серебристые ……(снежинки)
На поляны, на лужок Тихо сыплется…(снежок)
Вот веселье для ребят Все сильнее …(снегопад)
Все бегут вперегонки ,Все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик Нарядился …(снеговик)
Рядом снежная фигурка Это девочка …(Снегурка)
На снегу–то, посмотри, С красной грудкой ...(снегири)
Словно в сказке, как во сне, Падают на землю…(снег).
Какие слова вы добавили?
Дети:– Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.
Воспитатель: – На какое слово все они похожи?
Дети: - На слово «снег».
Воспитатель: – На какой звук начинается эти слова?
Дети:- На звук [c].
Воспитатель: - Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили. 
Воспитатель: - Вот еще следы.
Дети:– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.
Воспитатель:– Пойдемте по следам. (хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)
А вот и клест сидит. Березами любуется.(Иллюстрация с березами).
Воспитатель: -Что можно сказать об этих березах?
Дети: - Березы стоят в белоснежном уборе.- Белоснежные березы оделись в снежный убор.
Воспитатель:
- Кто расскажет стихотворение С. Есенина «Береза»
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»
Белая береза Под моим окном
Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, 
И горят снежинки В золотом огне
А заря лениво Обходя кругом,
Обсыпает ветки Новым серебром.
Воспитатель:- Молодец хорошо рассказал стихотворение: - А вот и задание от старичка – Лесовичка.
«Доскажи слово»
Просыпайтесь! Просыпаюсь!
Поднимайтесь! Поднимаюсь!
Умывайтесь! Умываюсь! 
Обливайтесь! Обливаюсь!
Обтирайтесь! Обтираюсь!
Закаляйтесь! Закаляюсь!
Одевайтесь! Одеваюсь!
Обувайтесь! Обуваюсь!
Прогуляйтесь! Прогуляюсь!
Возвращайтесь! Не а!
Воспитатель: 
- Вот какие веселые задания. Какой звук здесь повторяется и где?
Дети: - Звук [с’] в конце слова.
Воспитатель: - И еще одно задание. «Проговорите чистоговорку»
СА – СА – СА хлопки Синее небеса колечки
Се – се – се хлопки Солнце в высоте лучики
Сты – сты – сты хлопки Прилетели к нам клесты гребешок Повторить 2 – 3 раза 
Воспитатель: –Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?
(за мольбертом раздается звон колокольчика)
Воспитатель: -Слышите? Что же это такое?
Дети: -Это колокольчик звенит.
Воспитатель: -А в какой стороне. И, как по вашему, зачем он там звенит.
Дети: -Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.
Воспитатель: - Пойдемте на звук колокольчика.
Дети подходят к мольберту. На мольберте портрет Старичка – Лесовичка, рядом лежит снежинки и записка.
« Мой знакомый художник нарисовал мой портрет. Но мне он не очень нравится. Мне бы хотелось, что бы вы украсили его снежинками. Но не просто так, а ставили снежинки по месту нахождения звука [с] в слове. Пожалуйста, украсьте мой портрет»
Дети выполняют задание.
( Алиса, Стас, сани, лес, снег, коса, лось, лис, Алиса, соль, русалка, лесок, сокол, рысь, брысь, лиса).
Воспитатель: 
-Красиво украсили портрет Старичка – Лесовичка. Очень хорошо получилась. А здесь еще одно задание.
«Спасибо за мой портрет. У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки. То получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]»
Дети садятся за стол и обводят точки фломастером
Воспитатель:
- Что у вас получилось?
Дети
:
- Снеговики, но здесь не все нарисовано.
Воспитатель: - Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].
Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.
Воспитатель: - Вот сколько снеговиков получилось.
Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)
«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.
«Старичок – Лесовичок»
Воспитатель: 
- Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?
Дети:
- Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С» 
- Помогали белки искать орешки.
- Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.
- Находим звук «С» в словах.
- Повторяли слоги со звуком «С»
-Искали лишний слог.
-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.
-Дорисовали рисунок со снеговиком.
Воспитатель: 
- Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. До свидания, лес. До свидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»

Подгрупповое занятие по звуковой культуре речи в старшей группе. Тема: «Звук и буква Ы.»Задачи:Развитие силы голоса.Уточнение правильной артикуляции звука  «Ы».Дифференциация понятий «...

Конспект открытого интегрированного занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Волшебный мир звуков»

Цель: - Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в дифференциации звуков С – З.Задачи: Учить дифференцировать звуки С – З; развивать фонематический слух; Упражнять в отчетливом произнесени...

конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звук [ж]

Знакомить детей с согласным твердым звуком [ж]. Занятие составлено в интересной игровой форме с использованием музыкальной записи-распевки "Жуки"....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе. Звуки «С» — «Ц»

       Данное занятие  закрепляет правильное произношение звуков с-ц ,развивает умение дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным...

МДОУ № 45 «Рябинка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ по звуковой культуре речи в старшей группе по теме: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Воспитатель: Рожкова Ирина Алексеевна Дата проведения: 26.11.2015. г. Клин

Программное содержание: Учить детей отчетливо произносить звуки [с]-[ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение ...

План-конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе "Лесная школа"

План-конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Лесная школа" .Тема «Звуки з, ж»...

Конспект НОД по звуковой культуре речи на тему: "В гости к Старичку - Лесовичку" (старшая группа)

Программное содержание: Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’]; учить контролировать силу выдоха;  учить подбирать родственные (однокоренные) слова...