Главные вкладки

    "Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"
    консультация по развитию речи по теме

    Марина Михайловна Перетятко

    Презентация Тема: "Речевое развитие детей на занятиях ИЗО деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prezentatsiya.pptx800.26 КБ
    Файл doklad.docx19.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №1 г. Неман » Презентация Тема: « Речевое развитие детей на занятиях по ИЗО деятельности» 2018 год. Перетятко М.М

    Слайд 2

    Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности.

    Слайд 3

    Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

    Слайд 4

    В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изодеятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности. Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.

    Слайд 5

    На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

    Слайд 6

    Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня помидор– красный, круглый». дидактические игры: « Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».

    Слайд 7

    Предложить детям разгадать загадки об овощах: « Растут на грядке зелёные ветки, А на них – красные детки.» ( помидор) « Без окон, без дверей Полна горница людей.» ( огурец)

    Слайд 9

    Также, перед тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей: « Как называется время года, когда собирают урожай?» Прочитать стихотворение Плещеева А. Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит..»

    Слайд 10

    Занятие по изо деятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи. Так, например, можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

    Слайд 11

    Знакоство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

    Слайд 12

    Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку : « Дождик, дождик пуще, Будет травка гуще. Дождик, дождик посильней Огород ты наш полей.»

    Слайд 14

    При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Чтение стихотворений, потешек , песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом.

    Слайд 15

    Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Например: « Солнышко, вёдрышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут!» Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

    Слайд 17

    Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке» «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.

    Слайд 18

    Так, во время прохождения темы «Зима» на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова о пушистом снеге, о снеговике».

    Слайд 21

    Можно прочитать стихотворения Сурикова И.

    Слайд 22

    И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
              «Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Неман»

           Тема: « Речевое развитие детей на занятиях

                                  по  ИЗО деятельности»

                                                                                                                   Подготовила

     Перетятко М. Н.,

    воспитатель      

    2018

    Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

       Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изо деятельности

       Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

       В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

      Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

      В художественно- эстетическом развитии детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Изо деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности.

      Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия.                  

    На занятиях по изо деятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

          Так дидактические игры:

    « Что в руке?», « Подбери предмет», «Найди такой же».
    Перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов:

      «У меня огурец - зеленый, овальный.

        У меня помидор– красный, круглый».

    Предложить детям разгадать загадки об овощах:

                       « Растут на грядке зелёные ветки,

                         А на них – красные детки.» ( помидор)

           « Без окон, без дверей

              Полна горница людей.»      ( огурец)

    Также, перед  тем, как приступить к «работе» над овощами, можно спросить у детей:  «Как называется время года, когда собирают урожай?»

    Прочитать стихотворение Плещеева А.

                  Осень наступила,
                  Высохли цветы,
                  И глядят уныло
                  Голые кусты. 

                  Туча небо кроет,
                  Солнце не блестит,
                  Ветер в поле воет,
                 Дождик моросит..

    Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи.

    Так, например, можно создать пробленые ситуации, способствующие появлению речевой активности.

      Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.

    Так ,если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

     Знакомство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия.

       Например: Я взял карандаш, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы.

        Перед тем, как начать рисовать « Дождик» целесообразно прочитать потешку:                   «Дождик, дождик пуще,

      Будет травка гуще.  

      Дождик, дождик посильнее

      Огород ты наш полей.»

    При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. 

      Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. 

      Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. 

                   Например: « Солнышко, вёдрышко,

                                         Выгляни в окошечко!

                                         Твои детки плачут,

                                         По камушкам скачут!»  

    Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

    Занятия по изо деятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года.

      Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»

        «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю».

    С помощью этого приема у детей обогащается описательный словарь.

      Так, во время прохождения  темы «Зима»

    на занятии по изо деятельности перед тем, как рисовать

    снеговика дети «складывают» на ладошку «красивые слова

    о пушистом снеге, о снеговике».

    Можно прочитать стихотворение Сурикова И.

               Белый снег пушистый  в воздухе кружится ,

                 И на землю тихо  падает, ложится.  

                 И под утро снегом  поле забелело,

                 Точно пеленою  всё его одело.

    И так, речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук.

     Таким образом, на занятиях изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи.

                                                                                                         

                                                                                                                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"

    «Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...

    Организация деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»

    В данной презентации представлен опыт работы по организации деятельности МБДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности....

    Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»

    Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности  «Ребенок открывает мир природы»...

    Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».

    Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....

    «Организация деятельности ДОУ по познавательному и речевому развитию детей в различных видах деятельности»»

    Сегодня в соответствии с ФГОС ДО построение образовательной деятельности педагогом строится  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, на основе содействия и сотрудничества детей и в...

    План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

    Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...