Конспект НОД в старшей специальной (коррекционной) V вида группе тема: Насекомые и пауки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Вяткина Наталия Владимировна

Конспект НОД для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ города Кургана «Детский сад комбинированного вида №122 «Кораблик»

Конспект НОД в старшей

специальной (коррекционной)

V вида группе

тема: Насекомые и пауки

учитель – логопед:  Вяткина Н.В.

Курган 2016

Цели. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Развитие длительного плавного выдоха. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска,  модуль с висящими на нем бумажными бабочками, альбом «Мир природы. Животные», тетрадь  по числу детей, контейнер с карандашами, лупы, предметные картинки с изображениями бабочек, жуков, осы, усов жука, готовые звуковые схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение на выработку  направленной воздушной струи «Разноцветные бабочки». [Создание эмоционально положительного фона.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные бабочки.

Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Давайте послушаем звуки, кого вы услышали?

Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно вдохнуть воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.

Дети по очереди выполняют упражнение по 3 раза по команде логопеда.

Посмотрите на картинку, каких насекомых вы узнали?

Расскажите, чем питаются насекомые.  

- Стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук это хищные – насекомыми, они питаются  личинками насекомых и другими насекомыми. Пчелы, бабочки – нектаром цветов, тараканы – остатками пищи человека.

Расскажите о том, какую пользу насекомые приносят  людям (мед, воск). Лесу: муравьи, божьи коровки  уничтожают вредных насекомых, бабочки и пчелы опыляют растения. Животным и птицам служат кормом.

Расскажите о том, какой вред наносят насекомые:

- Больно кусаются, разносят опасные болезни, повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений. Комары, блохи, слепни больно кусают животных.

2. Упражнение на совершенствование грамматического строя речи. Игра «На полянке».

Дети закрепляют изображения насекомых на игровом поле.

Логопед. Расскажите, где находятся насекомые.

1 -й р е б е н о к. Жук спрятался в чашечке колокольчика и выглядывает из нее.

2-й ребенок. Стрекоза сидит и качается на стебле колокольчика.

3-й ребенок. Муравей бежит в траве под паутиной.

4-й ребенок. Гусеница ползет по листку одуванчика.

Логопед закрепляет на игровом поле еще несколько плоскостных изображений насекомых.

1-й ребенок. Бабочка кружится над полянкой с цветами.

2-й ребенок. Муха запуталась в паутине и громко жужжит.

3-й ребенок. Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

4-й ребенок. Шмель сидит под листком одуванчика в траве.

Логопед убирает картину и предлагает детям перейти к столу.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики  «Шмель».

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек

И усатый мотылек

А за ними стрекоза,

Как фонарики глаза

Полетали, пожужжали

От усталости упали.

4. Упражнение на развитие тонкой моторики, на профилактику нарушений письменной речи.  Работа в тетради.

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает несколько картинок с изображениями бабочек.

Логопед. Каких насекомых нарисовал для вас художник?

Дети. Это бабочка и жук.

Логопед. Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках.

5. упражнение на расширение экспрессивного словаря словами-антонимами. Игра  «Закончи предложение».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка...

1ребенок. ...маленькая.

Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...

2ребенок. ...длинные.

Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки...

3-й ребенок. ...тонкие.

Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки...

4-й ребенок. ...узкая.

Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.

 6. Упражнение на координацию речи с движением, развитие творческого воображения «Гусеница».

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

Этот странный дом без окон

Дети лежат на спинах ногами в

У людей зовется «кокон».

центр круга.

Свив на ветке этот дом,

Поворачиваются на левый бок, поло-

Дремлет гусеница в нем.

жив руки под щеку.

Спит без просыпа всю зиму.

Переворачиваются на другой бок.

Но зима промчалась мимо —

Ложатся на спину, потягиваются.

Март, апрель, капель, весна...

Медленно садятся.

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются сидя.

Под весенним ясным солнышком

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.

Бегут по кругу, машут руками, как

Стала бабочкой она!

крылышками.

7. Упражнение на развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [р] в словах. «Повтори за мной».

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики.(Лошадка, гармошка, грибок, индюк…)

8. Упражнение на развитие слухового внимания «Подскажи словечко».

Дети, насекомые очень маленькие, давайте рассмотрим их через лупу. Что вы видите:

У стрекозы не глаза, а глазище…

У муравья не ножки, а …

У таракана не усы, а….

У бабочки не крылья, а …

Под лупой божья коровка выглядит не маленьким жучком, а огромным жучищем; а таракан…, а паук.

9. Упражнение на развитие общих речевых навыков. Отгадывание загадок о насекомых.

Логопед предлагает детям сесть на ковер и отгадать загадки.

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый,

Опускает хоботок

В распустившийся цветок.

Кто это?

Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.

Злюка тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком.

Кто это?

Дети. Это оса. Она алая, тонкая и больно жалит.

По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка,

А свернулась закорючкой.

Кто это?

Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.

 Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

 Прилетел он со двора.

Длинный нос у...

Дети. Комара.

Логопед. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, а еще и красиво говорили. Я вами горжусь!

10. Упражнение на развитие навыков фонематического анализа. «Подбери схему».

Логопед помещает на доску готовую  схему слова ЖУК, а детям раздает картинки.

Как вы думаете, название какого насекомого на этой схеме?

11. Упражнение на развитие зрительного, памяти, мышления, связной речи. «Кто лишний?»

Логопед. Я хочу проверить, насколько вы внимательны. Посмотрите на картинку и  определите, кто лишний и почему. Бабочка, комар, воробей, жук. Кто лишний?

1 -й р е б е н о к. Лишняя гусеница. Это насекомое, а все остальные - птицы.

Логопед предлагает детям еще несколько рядов слов.

12. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе, тема:: «ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА»

Социально - коммуникативное развите. Конспект НОД в старшей группе  "Зимние виды спорта" .Формирование представлений о зимних олимпийских  видах спорта....

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Виды транспорта"

Знакомство детей с видами транспорта. Занятие включает в себя и аппликацию и физкультминутку, есть элементы ИКТ....

Комплексно - тематическое планирование в старшей специальной (коррекционной) логопедической группе.

Комплексно - тематическое планирование в старшей специальной (коррекционной) логопедической группе....

План-конспект прогулки со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий «Наблюдение за пауком».

План-конспект прогулки со старшими дошкольниками с использованием здоровьесберегающих технологий «Наблюдение за пауком»....

Конспект Нод в старшей группе по теме: "В мире насекомых".

Интеграция образовательных областеей:"Познавательное развитие", "Социально-комуникативное развитие"....

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой "Насекомые"

Конспек НОД для детей 5 - 6 лет по ознакомлению с миром насекомых....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Насекомые"

Цель занятия: уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительны...