Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Астахова Кристина Михайловна

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые»

Цель: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания,

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «насекомые».

2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;

3 Развивать словарь по данной теме, внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. Закрепить представление о насекомых.

Ход занятия.

На земле великое множество насекомых. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые -обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, у них 6 ног, а тело состоит из головы, средней части тела и брюшка. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

 

Гусеница — это личинка бабочки. Тело гусеницы мягкое, подвижное, покрытое мельчайшими волосками. гусениц питаются листьями, цветками.

 

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочке яркую окраску. Если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать! Сохраняйте красоту этих замечательных насекомых!

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Муравьи никогда не спят.

Самые быстрые насекомые на планете это стрекозы. Скорость их может достигать 57 км/ч. Стрекоза живет 24 часа.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

 

Игра «Угадай кто?»

Цель: расширение словарного запаса.

Кто летит? – Бабочка, божья коровка, стрекоза, шмель, пчела.

Кто порхает? – Бабочка, стрекоза.

Кто скачет? – Кузнечик.

Кто плетёт? – Паук (паутину).

Кто строит? – Муравей (муравейник).

Кто собирает? – Пчела (нектар).

Кто опыляет? - Бабочка, пчела, шмель (цветы).

Кто поедает? – Гусеница (листья).

 

Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

Игра 4 лишний:

Бабочка, кузнечик, стрекоза, пчела;(лишний кузнечик, потому – что он прыгает, а бабочка, стрекоза и пчела летают)

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;(лишний воробей, потому-что он птица, а кузнечик, божья коровка, майский жук : насекомые)

Червяк, таракан, оса, гусеница;(лишняя оса, потому-что она летает, а червяк, таракан, гусеница: ползают)

Комар, пчела, муха, клоп;(лишняя пчела, потому-что пчела полезное насекомое, а комар, муха, клоп: вредные насекомые)

Паук, комар, шмель, стрекоза;( лишний паук, потому-что у него 8 ног а не 6, и он не летает)

 

 

Загадки:

Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)


Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

(муравьи)


Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

(жук)


Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(комар)


Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(бабочка)


Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

(паук)


Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

(кузнечик)


Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.

(муха)


Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.

(осы)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Как только садится она на цветок,

Нектар собирает её хоботок (бабочка).

Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день - деньской (кузнечик)

Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками (божья коровка)

Некрасивая я,

Крыльев нет у меня.

Но я в нити завернусь,

В бабочку я превращусь (гусеница)

 

Полосатая она,

Только это не пчела.

Мед не собирает.

Внимание! Кусает! (оса)

Надо мною он кружит

И пищит, пищит, пищит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?..(стрекоза)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Этот малыш, сильнее слона

Веточки носит он без труда (муравей)

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?..(Жук)

Сеть плетет, но не рыбак,

Ниток не держал в руках,

Поджидая глупых мух,

В уголке сидит…(Паук)

 

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела .

У цветка остановилась,

Над ромашкой покружилась!

 

Молодцы, ребята!

О чем мы сегодня разговаривали? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nasekomye.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Насекомые»

Цель: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания,

Задачи:

1 Познакомить детей с понятием «насекомые».

2 Уточнить названия насекомых, внешние признаки, их строение;

3 Развивать словарь по данной теме, внимание, память;

4. Воспитывать бережное отношение к полезным насекомым. Закрепить представление о насекомых.

Ход занятия.

На земле великое множество насекомых. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые -обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие, у них 6 ног, а тело состоит из головы, средней части тела и брюшка. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители; есть и полезные — опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

Гусеница — это личинка бабочки. Тело гусеницы мягкое, подвижное, покрытое мельчайшими волосками. гусениц питаются листьями, цветками.

Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Они придают бабочке яркую окраску. Если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать! Сохраняйте красоту этих замечательных насекомых!

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Муравьи никогда не спят.

Самые быстрые насекомые на планете это стрекозы. Скорость их может достигать 57 км/ч. Стрекоза живет 24 часа.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Игра «Угадай кто?»

Цель: расширение словарного запаса.

Кто летит? – Бабочка, божья коровка, стрекоза, шмель, пчела.

Кто порхает? – Бабочка, стрекоза.

Кто скачет? – Кузнечик.

Кто плетёт? – Паук (паутину).

Кто строит? – Муравей (муравейник).

Кто собирает? – Пчела (нектар).

Кто опыляет? - Бабочка, пчела, шмель (цветы).

Кто поедает? – Гусеница (листья).

Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.

Игра 4 лишний:

Бабочка, кузнечик, стрекоза, пчела;(лишний кузнечик, потому – что он прыгает, а бабочка, стрекоза и пчела летают)

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;(лишний воробей, потому-что он птица, а кузнечик, божья коровка, майский жук : насекомые)

Червяк, таракан, оса, гусеница;(лишняя оса, потому-что она летает, а червяк, таракан, гусеница: ползают)

Комар, пчела, муха, клоп;(лишняя пчела, потому-что пчела полезное насекомое, а комар, муха, клоп: вредные насекомые)

Паук, комар, шмель, стрекоза;( лишний паук, потому-что у него 8 ног а не 6, и он не летает)

Загадки:

Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)


Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.

(муравьи)


Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

(жук)


Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(комар)


Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(бабочка)


Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?

(паук)


Прыгает пружинка —
Зелёная спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.

(кузнечик)


Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.

(муха)


Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.

(осы)

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее... (пчела).

Как только садится она на цветок,

Нектар собирает её хоботок (бабочка).

Зелёная пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день - деньской (кузнечик)

Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками (божья коровка)

Некрасивая я,

Крыльев нет у меня.

Но я в нити завернусь,

В бабочку я превращусь (гусеница)

Полосатая она,

Только это не пчела.

Мед не собирает.

Внимание! Кусает! (оса)

Надо мною он кружит

И пищит, пищит, пищит (комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт —

Золотистые глаза.

Кто же это?..(стрекоза)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Этот малыш, сильнее слона

Веточки носит он без труда (муравей)

В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?..(Жук)

Сеть плетет, но не рыбак,

Ниток не держал в руках,

Поджидая глупых мух,

В уголке сидит…(Паук)

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела .

У цветка остановилась,

Над ромашкой покружилась!

Молодцы, ребята!

О чем мы сегодня разговаривали? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Зимушка - зима"

Цели:Коррекционно – образовательные: закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, ...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Насекомые"

Цель занятия: уточнение и закрепление знания детей о насекомых. Расширение и активация словаря, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительны...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Осенний этюд»

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Осень», расширить представления детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Транспорт"

Представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме Звуки В,Вь. Буква В

Цель занятия: Познакомить детей с понятием «согласный звонкий звук». Уточнить артикуляции звуков [в,вь]. Ознакомить с характеристикой звуков [в, вь]. Закрепить образ буквы В.Учить детей да...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Лес».

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Лес».Цель: Закрепление и систематизирование знаний детей о природе, об охране окружающей среды.Задачи:1. Раск...