Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Осенний этюд»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Астапова Юлия Анатольевна

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Осень», расширить представления детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_otkrytoe_zanyatie_osenniy_etyud.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №78 комбинированного вида Санкт-Петербурга

Конспект       открытого    занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Добрынюшка»                                                                                        на тему: «Осенний этюд»

Составитель учитель-логопед Астапова Ю.А.

27.09.2022

Цель: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Осень», расширить представления детей о характерных признаках осени в живой и неживой природе.

Задачи:

  1. Коррекционно  – обучающие задачи:
  • закрепить и расширить словарь детей по теме «Осень»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже);
  • упражнять детей в умении рассказывать с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
  • закреплять умение составлять загадки по образцу.
  1. Коррекционно  – развивающие задачи:
  • развивать  фонематическое восприятие;
  • развивать  у детей любознательность и познавательную мотивацию;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • продолжать формировать интонационную выразительность.
  1. Коррекционно  –  воспитательные задачи:
  • совершенствовать способность к регуляции поведения, совершенствовать навык работы в группе;
  • воспитывать интерес детей к образовательной деятельности посредством включения в неё игровых моментов;
  • воспитывать самоконтроль детей за речью: закреплять правильное произношение поставленных звуков.
  1. Здоровьесберегающие задачи:
  • профилактика нарушений зрения и нарушения осанки;
  • формирование правильного речевого дыхания.

Демонстрационный материал: сборный портрет Осени  на коврографе, предметные картинки по лексическим темам «Лес. Грибы. Ягоды», «Сад. Фрукты», «Огород. Овощи», «Перелётные птицы», схемы слов, картины на осеннюю тематику, аудиозаписи (голоса перелётных птиц, Антонио Вивальди «Времена года»,  «Виноватая тучка», «Модница осень»), бубен, корзинка.

Раздаточный материал:  листочки, грибочки, альбомные листы, простые карандаши.

 

Предварительная работа:

  • экскурсии и наблюдения в природе, сбор природного материала: плодов шиповника, рябины, желудей, шишек;
  • чтение пословиц, стихов, рассказов об осени;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин известных русских художников по теме «Осень»;
  • рисование по теме «Осень»;
  • разучивание стихотворений по теме «Осень»;
  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет Осени».

Использование современных образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность);
  • Личностно – ориентированные технологии;
  • Технология ТРИЗ;
  • Технология проблемного обучения;
  • Логоритмика;
  • Игровые технологии;
  • Социоигровые технологии.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

План:

  1. Организация детей:
  1. Приветствие и эмоциональное включение.
  2. Проблемно – игровая ситуация (коллективное принятие решения, как поступить).
  1. Основная часть:
  1. Развитие мелкой моторики и интонационной выразительности речи. Координация речи с движением.
  2. Составление загадки о солнце.
  3. Упражнение на образование относительных прилагательных «Осенний букет».
  4. Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания «Кто это?»
  5. Динамическая пауза «Виноватая тучка».
  6. Составление чистоговорок по теме «Фрукты». Игра на автоматизацию свистящих звуков в чистоговорках.
  7. Гимнастика для глаз по теме «Фрукты».
  8. Упражнение на развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, совершенствование навыка звукового анализа, игра по теме «Овощи» - «Какой овощ растёт на грядке?»
  1. Заключительная часть:
  1. Составление портрета Осени на коврографе.
  2. Подведение итога занятия. Чем понравилось? Где было интереснее? Какие чувства у вас вызвало путешествие?

Ход занятия:

  1. Организационный момент:
  1. Установка эмоционального контакта.

Логопед: – Ребята, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на хорошее настроение. Сегодня мы с вами попадём на вернисаж. Вернисаж – это место, где происходит открытие в торжественной обстановке художественной выставки,  где  можно показать и посмотреть различные картины.  Наша картина уже там, давайте поспешим – вернисаж открывается!

Дети входят  в группу (на вернисаж) под музыку Антонио Вивальди «Времена года».

Логопед: –  На вернисажах всегда много гостей,  давайте поздороваемся со всеми и  тихо займем свои места  на стульчиках.

2.Проблемно – игровая ситуация (коллективное принятие решения, как поступить).

Логопед –  Вернисаж у нас с вами осенний. Здесь много картин, на которых нарисована осень.   Мы с вами уже достаточно много знаем об Осени?  Как называется Осень в самом начале? (Ранняя осень) В середине? (Золотая осень) В конце? (Поздняя осень). Давайте посмотрим на нашу картину и решим, какая Осень получилась у нас.

Снимает накидку, портрета нет.

Логопед – Ах, что-то произошло,  все краски, украшения исчезли, виден лишь бледный силуэт.  Что  же могло  произойти? У вас есть предположения?

Ответы детей. 

Логопед – Видимо пока картина ехала на вернисаж она попала под дождь, который смыл все краски и испортил   нашу работу.

Логопед – Что будем делать.  Ответы детей.

Логопед – Давайте соберём все осенние признаки в эту корзинку и    всё исправим.

  1. Основная часть:
  1. Развитие мелкой моторики и интонационной выразительности речи. Координация речи с движением.

Выполнение действий и движений в соответствии со смыслом текста стихотворения.

Логопед –  Осенью заметно холодает, и чтобы не замёрзнуть в дороге, нам нужно хорошенько разогреться. Давайте согреваться:

Холодно. Осень. Пальцы мой

Дружно ругают холодные дни.

Пальчик – одуванчик (мизинчик) жалуется:

-  Ой – ой – ой! Холод – то какой!

Указательный палец шепчет едва слышно;

- Эх – эх – эх! А вдруг пойдёт снег?

Средний палец ворчит:

- Ох – ох – ох! От ветра я оглох!

Безымянный палец кричит:

 - Ай – ай – ай! Солнце,  вылезай!

Здоровяк большой палец восклицает:

 - Ах – ах – ах! Жаль, я не в сапогах!

Ух – ух – ух! Дайте мне кожух!

  1. Игровое задание по составлению  загадки .

Логопед – Вот как раз выглянуло солнышко. Давайте, ребята, составим с вами загадку о солнце (составление загадки по схеме):

СОЛНЦЕ

Желтое – лимон, утенок, цыпленок

Согревающее – плита, печка, огонь

Круглое – резиновый мяч, золотая монетка, сочный арбуз, большое колесо

Воспроизведение загадки 2-3 детьми.(Жёлтое, как лимон; согревающее, как огонь; круглое, но не колесо. Что это?)

Логопед – Молодцы ребята, хорошую загадку придумали. И мы должны положить в нашу корзинку немного осеннего тепла и солнечных лучей.

  1. Игровое упражнение «Осенний букет».

Логопед -  Мы с вами оказались в лесу.  Посмотрите и скажите, какие деревья видите?     (Липа, дуб, берёза, каштан, орешник, рябина)

Логопед – Начался листопад. Листья с деревьев падают и ложатся на землю ярким разноцветным ковром. На полу разбросаны листья с этих деревьев. 

Логопед –  Вы собирайте букетики, какой лист знаете, такой и берете. Смотрите и вспоминайте, какой лист, с какого дерева. Собирайте и внимательно слушайте голос колокольчиков: если колокольчики звенят медленно, то и вы собираете, не торопясь; как только  колокольчики зазвенят быстро, вам нужно торопиться.

Логопед – Давайте  положим по одному листочку из своего букета в корзинку и скажем, какой лист вы опускаете (ответы детей).

  1. Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания «Кто это?»

Логопед – Давайте посидим на осеннем ковре и послушаем голоса природы. Что услышали (голоса уток, гусей, журавлей)? Куда летят эти птицы? Как называются птицы, летящие в тёплые края? Птицы улетели, но оставили нам на прощание эти красивые перья, положим их в нашу корзинку.

  1. Динамическая пауза «Виноватая тучка».

Логопед – Пока мы с вами гуляли по осеннему лесу, солнышко спряталось, и пошёл осенний дождик. Поиграем под осенним дождём, будем капли дождя в корзинку складывать.

  1. Игра на автоматизацию свистящих звуков в чистоговорках.

Логопед – Мы с вами попали во фруктовый сад. Как думаете, что будем собирать здесь.  (Фрукты) На наборном полотне выставлены картинки фруктов.

Логопед  – Какой фрукт находится справа от яблока? Выслушивая ответы детей,  выбираем картинки – апельсин, ананас,  и добавляем сок. Посмотрите на картинку, разбейте слово на слоги, назовите последний слог, сочините чистоговорку, добавляя определённое слово – действие:

Апельсин – син-син-син – мы купили апельсин.

Ананас – нас-нас-нас – дети любят ананас.

Что можно сделать из фруктов. Сок – сок-сок-сок – будем пить (любой) сок.

Логопед – Молодцы! Добавим в корзинку немного фруктов. Нам пора отправляться дальше.

  1. Гимнастика для глаз. По заданию логопеда дети переводят взгляд на фрукты в определённом порядке по инструкции. В конце закрывают глаза, отдыхают.
  2. Упражнение на развитие памяти, внимания, фонематического восприятия, совершенствование навыка звукового анализа, игра по теме «Овощи» - «Какой овощ растёт на грядке?»

Логопед – Мы с вами оказались на огороде. Как думаете, что будем собирать здесь.  (Овощи)  На наборном полотне выставлены картинки овощи.

Логопед – Давайте назовём все овощи по порядку. Начинаем снизу вверх. Всегда слева направо. А теперь догадайтесь, какой овощ мы положим в нашу корзинку:

Ы – А – это  слово ТЫКВА

У – это слово ЛУК

А – У – А – это слово КАПУСТА

Логопед – Подумайте, почему так говорят: Осень запасиха, а зима подбериха. Ответы детей.

  1. Итог:

Логопед – Вот и мы с вами насобирали полную корзинку осенних признаков. Посмотрите, какая тяжёлая корзиночка у нас с вами получилась. А теперь нужно встать вкруг и прочитать волшебные слова. Добавим немножечко любви (дети посылают в корзинку воздушные поцелуи и читают стихотворение). Взрослый меняет корзинки и возвращает корзинку с осенними атрибутами.

Осенний этюд

Барабанит дождь по крышам,

На этюды Осень вышла.

Здесь мазок и там мазок -

Зажелтел вдали лесок.

И стоят кругом рябинки

В ярко-красных пелеринках.

Пруд, как блюдце, был простой –

Стал с каёмкой золотой.

Дождь стучит, стучит по крыше,

А художница всё пишет.

Пишет, пишет много лет

Осень свой автопортрет!

Логопед – Давайте восстановим картину!

Дети вместе со взрослыми выкладывают портреты на коврографе. Рассматривание результата.  

Логопед – Портрет – то еще лучше получился, как вы считаете?

Логопед –  А наше путешествие подошло  к концу. Вам оно  понравилось, ребята? Что именно?

Дети – Да.

Логопед – Давайте попрощаемся с гостями. Занятие закончилось.

Дети – До свидания (уходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Осень».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнять, обобщать и систематизировать  представления детей об осени, осенних приметах;- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»

Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект НОД с детьми по познанию в старшей группе компенсирующей направленности на тему «В гости в осенний лес»

Закрепить знания детей о диких зверях наших лесов, особенностях их жизни осенью....

Сценарий осеннего развлечения в старшей группе компенсирующей направленности «Капельки» «Дары осени»

Цель: повышение эффективности коррекционной работы.Коррекционно-образовательные задачи:- работать над выразительностью речи, силой голоса, тембром;- учить детей гармонично соотносить музыку, слов...